АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2017 г. N Ф10-464/2017
Дело N А08-8451/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
при участии в заседании представителей:
от Закрытого акционерного общества "СОАТЭ" (309507, г.Старый Оскол, ул.Ватутина, д.54): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
от Управления Росприроднадзора по Белгородской области (308007, г.Белгород, пр-т. Б.Хмельницкого, д.86, корп. б): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росприроднадзора по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.08.2016 (судья Полухин Р.О.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-8451/2015,
установил:
Закрытое акционерное общество "СОАТЭ" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "СОАТЭ") обратилось Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управление Росприроднадзора по Белгородской области о признании незаконными отказа Управления Росприроднадзора по Белгородской области в утверждении нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ (письмо 1536 от 20.08.2015), отказа Управления Росприроднадзора по Белгородской области в выдаче разрешения на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади (письмо 1058 от 10.06.2015 (получено 19.08.2015), а также обязать Управление Росприроднадзора по Белгородской области в период до разработки методики установления и порядка утверждения нормативов и лимитов, а также порядка выдачи разрешения на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади, не учитывать всю массу загрязняющих веществ как сверхлимитную, и не применять к расчету платы за загрязнение окружающей природной среды пункты 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размерах за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.1992, взыскать с Управления Росприроднадзора по Белгородской области (ИНН 3123110753, ОГРН 1043107030724) в пользу ЗАО "СОАТЭ" (ИНН 3128000673, ОГРН 1023102365142) 197 829 руб. - излишне оплаченные денежные средства за сбросы загрязняющих веществ за 1-4 кварталы 2015 г., а также расходы по оплате госпошлины (с учетом уточнений).
Решением суда от 01.08.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.08.2016 по делу N А08-8451/2015 в части признания незаконным отказа управления Росприроднадзора по Белгородской области в утверждении нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ (письмо 1536 от 20.08.15 г.), признания незаконным отказа управления Росприроднадзора по Белгородской области в выдаче разрешения на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади (письмо 1058 от 10.06.15. (получено 19.08.15), обязания управления Росприроднадзора по Белгородской области в период до разработки методики установления и порядка утверждения нормативов и лимитов, а также порядка выдачи разрешения на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади, не учитывать всю массу загрязняющих веществ как сверхлимитную, и не применять к расчету платы за загрязнение окружающей природной среды пункты 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размерах за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.92 г., отменено, в удовлетворении требований ЗАО "СОАТЭ" в указанной части - отказано. Кроме того, изменено решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.08.2016 по делу N А08-8451/2015 в части взыскания с Управления Росприроднадзора по Белгородской области в пользу ЗАО "СОАТЭ" расходы по оплате госпошлины в сумме 3935 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Частично не согласившись с указанными судебными актами, Управление Росприроднадзора по Белгородской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решения судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания в пользу общества 197 829 рублей -излишне оплаченных денежных средств за сбросы загрязняющих веществ в 1-4 кварталах 2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Одновременно заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя Управления.
Общество письменного отзыва в обоснование своей позиции по кассационной жалобе не представило.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению в оспариваемой части не подлежат в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 27.05.2015 ЗАО "СОАТЭ" обратилось в Росприроднадзор с заявлением о выдаче разрешения на сброс веществ на рельеф местности с дождевыми, талыми и поливомоечными водами (далее разрешение) (исх. 25/2343), а 27.07.2015 с заявлением об утверждении нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ (исх. 25/3236).
Письмом N 1058 от 10.06.2015 (получено 19.08.2015) Росприроднадзор отказал в выдаче разрешения, мотивируя отказ отсутствием нормативно-правового регулирования порядка выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Письмом N 1536 от 20.08.2015 Росприроднадзор отказал в утверждении нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов на рельеф местности с дождевыми, талыми и поливомоечными водами, мотивируя свой отказ отсутствием нормативно-правового регулирования порядка установления и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Считая отказы Управления в утверждении нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ и в выдаче разрешения на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади незаконными, закрытое акционерное общество "СОАТЭ" обратилось арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у ЗАО "СОАТЭ" отсутствовала объективная возможность получить разрешения, в связи с чем, Общество излишне оплатило за сбросы загрязняющих веществ в размере 197829 руб.
Суд округа находит данные выводы обоснованными, учитывая следующее.
Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 09.12.2015, окончившей свое действие 31.12.2015 и подлежащей применению к настоящему спору) негативное воздействие на окружающую среду является платным; перечень видов негативного воздействия не является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 09.12.2015) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; иные виды воздействия на окружающую среду.
Положениями статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Порядок исчисления платы за данный вид негативного воздействия на окружающую природную среду установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
В соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Согласно положениям пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Также актами Правительства Российской Федерации не установлена обязанность природопользователей разрабатывать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади. Не определен в настоящее время и федеральный орган исполнительной власти, за которым закреплялись бы функции по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Разработанный в 2011 году проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади" не был утвержден и введен в действие.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади" от 10.04.2013 N 317 эти вопросы также не регулирует.
Учитывая изложенное, в настоящее время территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности).
Удовлетворяя требования о взыскании с Управления в пользу ЗАО "СОАТЭ" 197 829 руб. излишне оплаченные денежные средства за сбросы загрязняющих веществ за 1-4 кварталы 2015 г., суды первой и апелляционной инстанции правомерно учитывали следующее.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П, впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть распространена и на случаи осуществления специализированными организациями иных помимо размещения отходов производства и потребления видов негативного воздействия на окружающую среду (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2987-О). Одновременно отмечено, что в сфере публичной юридической ответственности принципы справедливости, соразмерности наказания и гуманизма в совокупности с требованием полноты и обоснованности судебных актов обязывают суды при вынесении соответствующих решений принимать во внимание широкий спектр фактических обстоятельств, к каковым во всяком случае относятся обстоятельства, которые могут свидетельствовать о вине или невиновности этого лица.
Указанная позиция также отражена в Постановлении от 14.05.2009 N 8-П; Постановлении от 24.05.2001 N 8-П; Определении от 10.12.2002 N 284-О, Определении Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2987-О.
В определении Верховного Суда РФ по делу N 310-КГ16-13212 от 20.10.2016 указано, что основания для начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента отсутствуют ввиду того, что не разработана методика определения нормативов допустимых сбросов на водосборные площади и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади, лимиты таких сбросов не были установлены и не был определен орган по согласованию и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади.
Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда РФ, в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования ситуации с выдачей разрешений применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении неорганизованного сброса загрязняющих веществ поступающих на рельеф местности с талыми с дождевыми и талыми водами в результате хозяйственной и иной деятельности, в нарушение статей 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.
Неполучение разрешения по независящим от него причинам (неурегулированность указанного момента на законодательном уровне) исключает в силу позиции Конституционного Суда РФ возможность применения уполномоченным органом к Обществу меры ответственности в виде начисления платы с применением пятикратного повышающего коэффициента.
При таких обстоятельствах, учитывая складывающуюся правоприменительную практику по данной категории дел, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ поведение общества, как направленное на получение разрешения, требования последнего правомерно были удовлетворены судом в оспариваемой части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы в оспариваемой части подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.08.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А08-8451/2015 в оспариваемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В. БЕССОНОВА
Судьи
Н.Н. НИКОЛАЕВА
Л.В. СТЕПИНА