Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2004 г. N 6144
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 25 октября 2004 г. N 484
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
(в ред. Приказов МЧС РФ от 11.09.2013 N 606, от 10.11.2016 N 595)
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подпункт 2, пункт 8, раздел III), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), и решением совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4) приказываю:
Утвердить прилагаемый типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 25 октября 2004 г. N 484
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель высшего
исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации,
глава муниципального образования
М.П.
"__" __________ 200_ г.
ТИПОВОЙ ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
(в ред. Приказов МЧС РФ от 11.09.2013 N 606, от 10.11.2016 N 595)
1. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и решением совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).
2. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).
3. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:
определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
4. Разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
5. При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории.
6. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в трех экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации остается в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Третий экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России.
7. Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
8. Паспорт безопасности территории включает в себя:
титульный лист;
раздел I. Общая характеристика территории;
раздел II. Характеристика опасных объектов на территории;
раздел III. Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций;
раздел IV. Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций;
раздел V. Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
раздел VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории;
раздел VII. Расчетно-пояснительная записка.
9. Расчеты по показателям степени риска на территории представляются в расчетно-пояснительной записке, которая входит в состав паспорта безопасности территории.
10. К паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска.
Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.
11. В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).
12. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается на основе показателей степени риска на потенциально опасных объектах.
13. Отнесение к государственной тайне сведений, содержащихся в заполненном паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 11.09.2013 N 606)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ
В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
<*> Другие наименования определяются исходя из местных условий.
III. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
IV. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
<*> При оценке показателей риска природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (в том числе пожаров) применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 13.09.96 N 1094, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304
V. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
VI. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
Наименование показателя | Значение показателя | |
Значение показателя на момент разработки паспорта | Значение показателя через пять лет | |
1. Количество мест массового скопления людей (образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки, остановки маршрутного городского общественного транспорта и т.д.), оснащенных техническими средствами экстренного оповещения правоохранительных органов, ед./% от потребности | ||
2. Количество мест массового скопления людей, оснащенных техническими средствами, исключающими несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию, ед./% от потребности | ||
3. Количество мест массового скопления людей, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности | ||
4. Количество мест массового скопления людей, оснащенных техническими средствами, исключающими пронос (провоз) на территорию взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от потребности | ||
5. Количество систем управления гражданской обороной, ед./% от планового числа этих систем | ||
6. Количество созданных локальных систем оповещения, ед./% от планового числа этих систем | ||
7. Численность населения, охваченного системами оповещения, тыс. чел./% от общей численности населения территории | ||
8. Вместимость существующих защитных сооружений гражданской обороны (по видам сооружений и их назначению), в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от нормативной потребности | ||
9. Запасы средств индивидуальной защиты населения (по видам средств защиты), в т.ч. в зонах вероятной ЧС, ед./% от нормативной потребности | ||
10. Количество подготовленных транспортных средств (по маршрутам эвакуации), ед./% от расчетной потребности (поездов, автомобилей, судов, самолетов и вертолетов) | ||
11. Количество коек в подготовленных для перепрофилирования стационарах, ед./% от потребности | ||
12. Численность подготовленных врачей и среднего медицинского персонала к работе в эпидемических очагах, чел. | ||
13. Объем резервных финансовых средств для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тыс. руб./% от расчетной потребности | ||
14. Защищенные запасы воды, м3/% от расчетной потребности | ||
15. Объем подготовленных транспортных емкостей для доставки воды, м3/% от их нормативной потребности | ||
16. Запасы продуктов питания (по номенклатуре), тонн/% от расчетной потребности | ||
17. Запасы предметов первой необходимости (по номенклатуре), ед./% от расчетной потребности | ||
18. Запасы палаток и т.п., в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, ед./% от расчетной потребности | ||
19. Запасы топлива, тонн/% от расчетной потребности | ||
20. Запасы технических средств и материально-технических ресурсов локализации и ликвидации ЧС (по видам ресурсов), ед./% от расчетной потребности | ||
21. Количество общественных зданий, в которых имеется автоматическая система пожаротушения, ед./% от общего количества зданий | ||
22. Количество общественных зданий, в которых имеется автоматическая пожарная сигнализация, ед./% от общего количества зданий | ||
23. Количество критически важных объектов, оснащенных техническими системами, исключающими несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию объекта, ед./% от потребности | ||
24. а) Количество критически важных объектов, охраняемых специальными военизированными подразделениями или подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности; | ||
б) Количество особо важных пожароопасных объектов, охраняемых объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы, ед./% от потребности | ||
25. Количество критически важных объектов, оснащенных техническими системами, исключающими пронос (провоз) на территорию объекта взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от потребности | ||
26. Количество химически опасных, пожаро- и взрывоопасных объектов, на которых проведены мероприятия по замене опасных технологий и опасных веществ на менее опасные, ед./% от их общего числа | ||
27. Количество предприятий с непрерывным технологическим циклом, на которых внедрены системы безаварийной остановки, ед./% от их общего числа | ||
28. Количество ликвидированных свалок и мест захоронения, содержащих опасные вещества, ед./% от их общего числа | ||
29. Количество свалок и мест захоронения опасных веществ, на которых выполнены мероприятия по локализации зон действия поражающих факторов опасных веществ, ед./% от их общего числа | ||
30. Количество предприятий, обеспеченных системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами, ед./% от числа предприятий, подлежащих обеспечению этими системами | ||
31. Количество объектов, обеспеченных автономными источниками электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, ед./% от числа предприятий промышленности, подлежащих оснащению автономными источниками | ||
32. Количество резервных средств и оборудования на объектах системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, ед./% от расчетной потребности: | ||
средств для очистки воды; | ||
оборудование для очистки воды | ||
33. Количество созданных и поддерживаемых в готовности к работе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, ед./% от расчетной потребности: | ||
гидрометеостанций; | ||
санитарно-эпидемиологических станций; | ||
ветеринарных лабораторий; | ||
агрохимических лабораторий | ||
34. Количество абонентских пунктов ЕДДС "01" в городах (районах), ед./% от планового количества | ||
35. Количество промышленных объектов, для которых создан страховой фонд документации (СФД), ед./% от расчетного числа объектов, для которых планируется создание СФД | ||
36. Численность сил гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований, чел./% от расчетной потребности | ||
37. Оснащенность сил гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований техникой и специальными средствами, ед./% от расчетной потребности | ||
38. Численность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (по видам), ед./% от расчетной потребности | ||
39. Оснащенность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по видам) | ||
40. Численность нештатных аварийно-спасательных формирований (по видам), чел./% от расчетной потребности | ||
41. Оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по видам) | ||
42. Фактическое количество пожарных депо, ед./% от общего количества пожарных депо, требующихся по нормам | ||
43. Количество пожарных депо, требующих реконструкции и капитального ремонта, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
44. Количество пожарных депо, не укомплектованных необходимой техникой и оборудованием, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
45. Количество пожарных депо, не укомплектованных личным составом в соответствии со штатным расписанием, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
46. Количество пожарных депо, у которых соблюдается норматив радиуса выезда на тушение жилых зданий, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
47. Количество пожарных депо, в которых соблюдается соответствие технической оснащенности пожарных депо требованиям климатических и дорожных условий, а также основным показателям назначения пожарных автомобилей, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
48. Численность личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прошедших аттестацию, чел./% от их общего числа | ||
49. Численность руководящих работников предприятий, прошедших подготовку по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. руководителей объектов, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от их общего числа | ||
50. Численность персонала предприятий и организаций, который прошел обучение по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. предприятий и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общего числа персонала предприятий и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций | ||
51. Численность населения, прошедшего обучение по вопросам гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях по месту жительства, в т.ч. населения, проживающего в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общей численности населения, проживающего в зонах возможных чрезвычайных ситуаций | ||
52. Численность учащихся общеобразовательных учреждений, прошедших обучение по вопросам гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. учреждений, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общего числа учащихся | ||
53. Количество организаций - исполнителей работ по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (перечень организаций - исполнителей работ определяется планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации и муниципального образования) | ||
(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.11.2016 N 595) |
VII. РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
аннотацию;
содержание (оглавление);
задачи и цели оценки риска;
краткое описание основных опасностей на территории;
использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуация на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления;
анализ результатов оценки риска;
выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.