Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2004 г. N 5435
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2003 г. N 399
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
В целях повышения эффективности расходов федерального бюджета, подготовки и проведения реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации и во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. N 1688-р приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения мониторинга бюджетного сектора согласно приложению 1.
2. Департаментам Минфина России, указанным в графе "головной департамент" приложения 2 к настоящему приказу:
обеспечить контроль за соблюдением порядка проведения мониторинга бюджетного сектора главными распорядителями средств федерального бюджета;
осуществлять анализ результатов мониторинга бюджетного сектора и подготовку предложений по их учету при формировании проектировок расходов соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета;
проводить консультации по вопросам осуществления мониторинга бюджетного сектора с главными распорядителями средств федерального бюджета;
предоставлять в Департамент бюджетной политики для свода материалы о результатах мониторинга бюджетного сектора согласно приложению 3 к настоящему приказу в следующие сроки: до 10 марта 2004 года - материалы к докладу о результатах мониторинга бюджетного сектора по состоянию на 1 января 2004 года; до 15 июня 2004 года - по состоянию на 1 мая 2004 года; до 10 марта 2005 года - по состоянию на 1 января 2005 года; до 15 июня 2005 года - по состоянию на 1 мая 2005 года; до 10 марта 2006 года - по состоянию на 1 января 2006 года.
3. Департаменту бюджетной политики (Лавров A.M.):
обеспечить координацию работ по проведению мониторинга бюджетного сектора, а также анализу и учету его результатов при формировании проектировок расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год;
проводить консультации по вопросам осуществления мониторинга бюджетного сектора с департаментами Минфина России;
подготавливать обобщенную информацию о результатах мониторинга бюджетного сектора и предложениях по их использованию в целях повышения эффективности расходов федерального бюджета в следующие сроки: до 25 марта 2004 года - о результатах мониторинга бюджетного сектора по состоянию на 1 января 2004 года (проект доклада Правительству Российской Федерации); до 1 июля 2004 года - по состоянию на 1 мая 2004 года; до 25 марта 2005 года - по состоянию на 1 января 2005 года; до 1 июля 2005 года - по состоянию на 1 мая 2005 года; до 25 марта 2006 года - по состоянию на 1 января 2006 года.
4. При наличии секретной и совершенно секретной информации формы мониторинга представляются с грифом "Секретно" и "Совершенно секретно".
5. Информационно-техническому департаменту (Лалаев Г.Г.) совместно с Департаментом бюджетной политики (Лавров A.M.) и Главным управлением федерального казначейства (Нестеренко Т.Г.) в трехнедельный срок разработать техническое задание в части дополнения реестра получателей средств федерального бюджета информацией, предоставляемой органами федерального казначейства, об объемах финансирования расходов федерального бюджета и поступившей за 2003 год сумме доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по каждому получателю средств федерального бюджета, имеющему по состоянию на 31 декабря 2003 года лицевые счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства.
6. Информационно-техническому департаменту (Лалаев Г.Г.):
в срок до 15 февраля 2004 года разработать программное обеспечение задачи указанной в пункте 5 настоящего приказа;
в срок до 1 марта 2004 года обеспечить представление в электронном виде департаментам Министерства, указанным в приложении 2 к настоящему приказу, данных уточненного реестра получателей средств федерального бюджета.
7. Департаменту бюджетной политики (Лавров A.M.) в двухнедельный срок подготовить предложения о включении работ, обеспечивающих автоматизированный сбор, свод и анализ информации, представляемой органами федерального казначейства, в План работ по разработке, внедрению и сопровождению информационных систем Министерства финансов Российской Федерации на 2004 год.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Голикову Т.А.
Приложение 1
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
I. Общие положения
1. Мониторинг бюджетного сектора (далее именуется мониторинг) проводится в соответствии с установленными настоящим Порядком формами мониторинга главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС).
Мониторинг распространяется на всех распорядителей средств федерального бюджета (далее - РБС) и получателей средств федерального бюджета (далее - ПБС) соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета.
2. Заполненные формы мониторинга и приложения к ним представляются ГРБС в соответствующие департаменты Минфина России с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) главного распорядителя средств федерального бюджета на бумажном носителе, а также на электронном носителе в формате Excel (на дискете или по электронной почте) в следующие сроки:
на отчетные даты 01.01.2004, 01.01.2005 и 01.01.2006 - не позднее 15.02 соответствующего года;
на отчетные даты 01.05.2004 и 01.05.2005 - не позднее соответственно 20.05 соответствующего года.
Приложения к формам мониторинга (за исключением приложения 9.1) на 01.05.2004 и 01.05.2005 представляются в виде изменений и дополнений к соответствующему приложению по состоянию на начало года.
В случае необходимости к каждой из форм мониторинга и приложениям к ней может прилагаться пояснение особенностей определения (расчета) отдельных показателей.
3. В строках "Отчет" форм мониторинга приводится значение соответствующего показателя на последнюю и предыдущие (начиная с 1 января 2004 года) отчетные даты в соответствии с данными реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета и иными данными бюджетной отчетности (учета).
В случае отсутствия на момент представления форм мониторинга данных бюджетной отчетности (учета) представляются плановые показатели на соответствующую дату, в части объемов финансирования - данные уточненной сводной бюджетной росписи, сметы расходов, показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на соответствующий год и т.д. Характер представленных данных указывается в пояснении к форме мониторинга. При этом по всем формам мониторинга используются единые данные, примененные в форме 1.
При заполнении форм мониторинга в части объемов финансирования следует указывать значения:
в строке "2003 год" - на отчетную дату 1.01.04 - данные из уточненной сводной бюджетной росписи на 2003 год, на отчетную дату 1.05.04 - данные бухгалтерской отчетности, в дальнейшем эти показатели не корректируются;
в строке "2004 год" - на отчетные даты 1.01.04 и 1.05.04 - данные сводной бюджетной росписи на 2004 год, на отчетную дату 1.01.05 - данные уточненной сводной росписи на 2004 год, на отчетную дату 1.05.05 - данные бухгалтерской отчетности, в дальнейшем эти показатели не корректируются;
в строке "2005 год" - на отчетные даты 1.01.05 и 1.05.05 - данные сводной бюджетной росписи на 2005 год, на отчетную дату 1.01.06 - данные уточненной сводной росписи.
4. В строке "План" приводятся контрольные значения на все даты, указанные в форме (за исключением 01.01.2004). При представлении формы мониторинга на очередную отчетную дату допускается изменение контрольных значений (с внесением соответствующих изменений в план мер по оптимизации сети получателей средств федерального бюджета) на последующие отчетные даты.
II. Формы мониторинга и порядок их заполнения
5. Форма 1 "Организационно-правовая форма конечных получателей бюджетных средств" характеризует количество и объемы финансирования конечных (не являющихся распорядителями бюджетных средств) получателей средств федерального бюджета с выделением их основных организационно-правовых форм.
Форма 1 представляется в следующем виде:
Форма 1
В приложении 1.1 к указанной форме приводится перечень учреждений федерального подчинения (в том числе подведомственных другим ГРБС), федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий, учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, получавших в отчетном периоде (с начала финансового года) средства из федерального бюджета от ГРБС, по которому заполняется форма, с приложением, указывающим по каждому учреждению (предприятию) срок прекращения финансирования из федерального бюджета, либо обоснованием его сохранения.
6. Форма 2 "Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по уровням администрирования" характеризует количество уровней управления средствами федерального бюджета в системе главного распорядителя средств федерального бюджета.
Форма 2 представляется в следующем виде:
Форма 2
В таблице 1 приведен условный пример структуры управления средствами федерального бюджета.
Таблица 1
Обозначения: ФГУП - федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУ - федеральное государственное учреждение, РГУ - региональное (субъекта РФ) государственное учреждение, МУП - муниципальное унитарное предприятие, МУ - муниципальное учреждение, МСУ - местное самоуправление.
В данном случае форма 2 в части отчетных показателей на 01.01.04 будет выглядеть следующим образом (аналогично заполняются плановые показатели на отчетные даты 2004 - 2005 гг.):
В приложении 2.1 к форме 2 приводится перечень подведомственных ГРБС распорядителей бюджетных средств всех уровней с указанием распределения между ними ПБС и объемов финансирования в отчетном и плановом периоде (с выделением расходов на финансирование РБС и подведомственной ему сети РБС и ПБС)
В данном приложении каждому РБС присваивается код (порядковый номер) в соответствии с соподчиненностью РБС. Количество позиций кода должно отражать уровень РБС, значение числа каждой позиции - порядковый номер соответствующего РБС. В случае, если РБС являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их кодификация производится в последовательности, применяемой Госкомстатом России. При этом по каждому РБС 4-го и более уровней указывается, предусматривается ли планом мер по оптимизации сети главного распорядителя его сохранение или ликвидация (в т.ч. с передачей функций вышестоящему РБС или в негосударственный сектор).
Приложение 2.1, составленное по данным таблицы 1, должно выглядеть следующим образом:
Приложение 2.1. Перечень распорядителей бюджетных средств, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2004
7. Форма 3 "Состав реестра распорядителей средств федерального бюджета по количеству подотчетных администраторов (распорядителей и конечных получателей) бюджетных средств" характеризует состав распорядителей бюджетных средств по количеству подотчетных им администраторов (распорядителей и получателей) средств федерального бюджета.
Форма 3 представляется в следующем виде:
Форма 3
В приведенном в таблице 1 условном примере нет ни одного распорядителя бюджетных средств, которому было бы непосредственно подотчетно более 5 администраторов бюджетных средств (наибольшее количество администраторов - 3 - подотчетно главному распорядителю средств федерального бюджета).
Соответственно, форма 3 в части отчетных на 01.01.04 будет выглядеть следующим образом (аналогично заполняются плановые показатели на отчетные даты 2004 - 2005 гг.):
В приложении 3.1 к указанной форме приводится перечень РБС, которым подведомственно менее 6 администраторов бюджетных средств.
Приложение 3.1 представляется в следующем виде:
По каждому РБС, включенному в данное приложение, в столбце "План" указывается, предусматривается ли планом мер по оптимизации бюджетного сектора ГРБС его сохранение или объединение с другими РБС, включение в состав другого РБС, ликвидация с передачей функций в негосударственный сектор и т.д.
8. Форма 4 "Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по подведомственности распорядителей и конечных получателей средств федерального бюджета" характеризует количество и объемы финансирования РБС и ПБС, административно не подчиненных ГРБС (с выделением учреждений).
Форма 4 представляется в следующем виде:
Форма 4
В данном случае форма 4 на отчетную дату будет выглядеть следующим образом (с учетом объемов финансирования и подчиненности, представленных в таблице 1):
В приложении 4.1 к указанной форме приводится перечень РБС, административно не подчиненных ГРБС, с указанием по каждому такому РБС количества подотчетных ему ПБС, в том числе государственных или муниципальных учреждений, объемов финансирования и планов главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении данных РБС (делегирование соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям с предоставлением субвенций, создание территориальных органов главного распорядителя средств федерального бюджета, передача администрирования расходов вышестоящим РБС, некоммерческим организациям и т.д.).
9. Форма 5 "Численность занятых в государственных учреждениях, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета" характеризует распределение федеральных государственных учреждений (включая РБС), подведомственных главному распорядителю бюджетных средств, по штатной численности занятых.
Форма 5 представляется в следующем виде:
Форма 5
В приложении 5.1 к указанной форме приводится перечень федеральных государственных учреждений (включая РБС) с численностью занятых менее 20 человек с указанием по каждому такому учреждению численности занятых, объемов бюджетного и внебюджетного финансирования и планов главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении данного учреждения (сохранение, присоединение к другому учреждению, объединение с другими учреждениями в новое учреждение, ликвидация, преобразование в другие организационно-правовые формы и т.д.).
10. Форма 6 "Отдельные виды государственных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета" характеризует количество непрофильных федеральных государственных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета, а также среднегодовую численность занятых и объемы финансирования этих учреждений.
К непрофильным федеральным государственным учреждениям, применительно к форме 6, должны быть отнесены:
1. Учреждения, не относящиеся к основному направлению деятельности ГРБС (например, учреждения образования, не подведомственные Минобразования России; учреждения здравоохранения, не подведомственные Минздраву России и т.д.) (графы 2, 5 и 8 формы);
2. Учреждения, не имеющие федерального значения и находящиеся (подлежащие передаче) в ведение субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований (например, детские сады, общеобразовательные школы, поликлиники и т.д.) (графы 3, 6 и 9 формы).
В форме 6 приводятся данные по следующим типам государственных учреждений, находящихся в ведении ГРБС, заполняющего форму:
высшие учебные заведения, учебные центры, учреждения переподготовки и повышения квалификации, прочие учреждения высшего образования;
учреждения начального и среднего профессионального образования (профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, техникумы, колледжи и пр.);
детские дошкольные учреждения, учреждения общего образования;
учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники, амбулатории), физкультуры и спорта;
дома и базы отдыха, пансионаты, санатории, профилактории;
Форма 6 представляется в следующем виде:
Форма 6
В приложении 6.1 к указанной форме приводится полный перечень учреждений образования (дошкольного образования, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, прочих учреждений образования), здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, домов и баз отдыха, пансионатов, санаториев, профилакториев, учреждений культуры. Отдельно указываются ведомственные учреждения здравоохранения, выполняющие специальные функции, непосредственно связанные с деятельностью соответствующего ГРБС.
По каждому учреждению, включенному в данный перечень, указывается штатная численность занятых, объемы бюджетного и внебюджетного финансирования и планы главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении данного учреждения (сохранение, с приведением обоснования, в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, передача в ведение профильного ГРБС, передача в ведение/собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, преобразование в иные организационно-правовые формы, ликвидация).
Строка "План на 01.01.06" (планируемые объемы финансирования на 2005 г.) по столбцам 7, 8, 9 заполняется при составлении формы 6 на 01.01.05.
11. Форма 7 "Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования по распорядителям бюджетных средств и учреждениям, для которых доля внебюджетного финансирования в отчетном периоде превышала 25% от суммы средств федерального бюджета, млн.руб." характеризует подведомственные главному распорядителю средств федерального бюджета РБС и государственные учреждения по соотношению бюджетного и внебюджетного финансирования. В форме приводятся данным# по РБС всех уровней, а также по государственным учреждениям, для которых доля внебюджетных доходов в отчетном периоде (2003 г., 4 месяца 2004 г., 2004 г., 4 месяца 2005 г. и 2005 г.) превышает 25% от суммы финансирования из федерального бюджета.
Форма 7 представляется в следующем виде:
Отчетный период: __________
По каждому РБС и включенному в форму 7 учреждению указываются объемы финансирования в отчетном периоде (нарастающим итогом с начала финансового года) по соответствующим источникам. При этом для РБС в расчет принимаются как средства, направляемые на содержание РБС, так и средства, администрируемые нижестоящими РБС и ПБС. В столбце "План" указывается планируемый на начало 2006 г. статус РБС или учреждения (сохранение в нынешнем виде, преобразование в некоммерческие организации, преобразование в хозяйственные общества и т.д.).
12. В форме 8 "Значения контрольных индикаторов мониторинга" приводятся значения контрольных индикаторов мониторинга в отчетном периоде.
Форма 8 представляется в следующем виде:
Форма 8
Значения индикаторов рассчитываются главным распорядителем средств федерального бюджета по данным, представленным в соответствующих формах мониторинга. Например, по индикатору 1 при составлении формы 8 указывается отношение числа федеральных государственных учреждений на отчетную (01.05.2004 и т.д.) и обе плановые даты к числу учреждений на начало мониторинга (01.01.04) по данным столбца 1 показателя 1.1 формы 1.
В столбце "Критерий оценки" указывается оптимальное значение соответствующего индикатора для данного ГРБС.
13. Форма 9 "Сводная оценка состояния бюджетного сектора" отражает сводную оценку состояния бюджетного сектора по соответствующему ГРБС, а также степень выполнения и степень напряженности плана мер по оптимизации бюджетного сектора.
Форма 9 представляется в следующем виде:
Расчет показателей формы 9 приводится в приложении 9.1 (представляется на каждую отчетную дату) в следующем виде:
* рассчитывается как отношение планового показателя к отчетному
В приложении 9.1 для показателей 1 - 14 формы 8 значения на отчетную дату делятся на плановые значения на 1 января 2005 и 1 января 2006 г. и на значение, установленное в форме 8 в качестве критерия оценки, для показателей 15 - 19 плановые значения и значение, установленное в качестве критерия оценки делятся на соответствующее значение на отчетную дату. После этого по каждому столбцу определяется среднее арифметические значение указанных отношений.
Среднее значение по столбцу 1 отражает степень достижения на отчетную дату плановых значений на 01.01.2005, по столбцу 2 - плановых значений на 01.01.2006, по столбцу 3 - значений, принятых в качестве критерия оценки состояния бюджетного сектора. Среднее значение по столбцу 4 отражает степень напряженности плана по оптимизации бюджетного сектора на 2004 г., по столбцу 5 - степень напряженности плана по оптимизации бюджетного сектора на 2004 - 2005 гг.
III. Требования к планам мер по оптимизации бюджетного сектора
14. План мер по оптимизации бюджетного сектора (далее именуется План мер) разрабатывается главным распорядителем средств федерального бюджета на 2004 - 2005 гг. и утверждается руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета.
План мер представляется в соответствующие департаменты Минфина России согласно приложению 2 приказа не позднее 15 февраля 2004 года.
15. План мер должен содержать:
контрольные (целевые) значения показателей форм мониторинга;
обоснование и сроки реализации мероприятий, обеспечивающих достижение каждого из контрольных значений показателей в увязке с датами проведения мониторинга;
группировку подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета государственных учреждений и предприятий по следующим позициям: 1) учреждения (предприятия), сохраняющиеся в нынешнем статусе; 2) учреждения (предприятия), подлежащие передаче в ведение другим главным распорядителям средств федерального бюджета; 3) учреждения (предприятия), подлежащие передаче субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления; 4) учреждения, подлежащие преобразованию в некоммерческие организации; 5) учреждения (предприятия), подлежащие преобразованию в хозяйственные общества (приватизации); 6) учреждения (предприятия), подлежащие присоединению к другим учреждениям (предприятиям); 7) учреждения (предприятия), подлежащие ликвидации;
обоснование (расчеты) экономии средств федерального бюджета (в расчете на год) в результате оптимизации бюджетного сектора, а также предложений об использовании указанной экономии в 2005 году.
Приложение 2
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕЖДУ ДЕПАРТАМЕНТАМИ МИНФИНА РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА
ДССН - Департамент социальной сферы и науки
ДОК - Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов
ДОФ - Департамент отраслевого финансирования
ДФГА - Департамент финансирования государственного аппарата
ДФХО - Департамент финансово-хозяйственного обеспечения и капитального строительства
ВЭД - Валютно-экономический департамент
ИТД - Информационно-технический департамент
ДБП - Департамент бюджетной политики
ДМСиУВД - Департамент международного сотрудничества и управления внешним долгом
ДБКиГ - Департамент бюджетных кредитов и гарантий
ДУГВД - Департамент управления государственным внутренним долгом
ДМО - Департамент межбюджетных отношений
ДМПиБД - Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности
УЗФА - Управление зарубежных финансовых активов
Головной департамент обеспечивает контроль за соблюдением порядка и анализ результатов мониторинга по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, департамент-соисполнитель оказывает ему содействие в пределах компетенции департамента.
Приложение 3
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
СОСТАВ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЕПАРТАМЕНТАМИ К ДОКЛАДУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА
1) Оценка соблюдения сроков представления материалов мониторинга (формы, приложения, план мер)
2) Оценка соблюдения требований к материалам мониторинга
3) Сводная оценка бюджетного сектора на основании показателей формы 9
Таблица 3.1
Таблицы 3.2 - 3.6 - по аналогичной форме с данными по показателям граф 1 - 5 формы 9 приложения 1.
При составлении таблиц 3.1 - 3.6 на каждую дату приводятся 2 варианта оценки состояния бюджетного сектора и планов мер по его оптимизации: а) - по критериям, установленным соответствующим ГРБС; б) - по критериям, установленным соответствующими департаментами по согласованию с Департаментом бюджетной политики.
4) Оценка отдельных показателей мониторинга
Главные распорядители средств федерального бюджета с наилучшими и наихудшими значениями показателей формы 8 приложения 1.
5) Сравнительный анализ и оценка состояния и тенденций изменения бюджетного сектора, планов мер по его оптимизации и степени их выполнения соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета, дополнительно рекомендуемые меры по оптимизации бюджетного сектора
6) Предложения по учету результатов мониторинга при формировании проектировок расходов соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета.