Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1170-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина чопозова Геннадия Павловича на нарушение его конституционных прав абзацем шестым пункта 1 и пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 24.12 и частью пятой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Редакция от 27.06.2017 — Действует с 27.06.2017

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. N 1170-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЧОПОЗОВА ГЕННАДИЯ ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ШЕСТЫМ ПУНКТА 1 И ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 391 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 24.12 И ЧАСТЬЮ ПЯТОЙ СТАТЬИ 24.20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.П.Чопозова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.П.Чопозов оспаривает конституционность абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым измененная кадастровая стоимость для целей налогообложения применяется с налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Кроме того, заявитель оспаривает пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также часть четвертую статьи 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающую, что орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции с заявителя по требованию налогового органа взыскана задолженность по земельному налогу за 2014 год. При этом суд не принял во внимание довод заявителя о том, что для расчета недоимки по земельному налогу налоговым органом использовался завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка. Как указал суд, размер кадастровой стоимости на соответствие рыночной стоимости был оспорен заявителем в судебном порядке в 2015 году, в связи с чем уменьшенный размер кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению только с 1 января 2015 года.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 15, 17 (часть 1), 18, 35 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 55, 56 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют налогоплательщику своевременно знакомиться с результатами государственной кадастровой оценки недвижимого имущества для их последующего оспаривания.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 28 марта 2017 года N 487-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы заявителя на нарушение его конституционных прав абзацем шестым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и частью пятой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.

В своей новой жалобе Г.П.Чопозов дополнительно, помимо ранее оспоренного абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и части пятой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", просит проверить конституционность пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющего порядок определения налоговой базы по земельному налогу для физических лиц, а также часть четвертую статьи 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирующую вопросы размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения о проведении государственной кадастровой оценки.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, часть 2). В развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 24.17) предусматривает вступление в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости только после даты его официального опубликования (обнародования) (схожее регулирование содержится в статье 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"). Кроме того, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость предоставления налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установлен порядок ее доведения до сведения налогоплательщиков (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52). В соответствии с ним налогоплательщик может обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в органы кадастрового учета (пункт 1) либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" (пункт 2).

Следовательно, нет оснований полагать, что действующее правовое регулирование, касающееся сведений о кадастровой стоимости земельных участков, не обеспечивает реализацию конституционных требований предоставить возможность каждому ознакомиться в полном объеме с документами, затрагивающими его права и свободы, для целей оспаривания результатов государственной кадастровой оценки недвижимого имущества. Таким образом, оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чопозова Геннадия Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН