МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 8 декабря 2017 г. N ОП 11-2017
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О применении Международных стандартов финансовой отчетности
Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), и сообщает следующее.
Консолидированная финансовая отчетность в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации
Согласно пункту 17 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" организация должна выбирать и применять положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". В МСФО (IAS) 8 установлена иерархия источников официальных указаний по вопросам финансовой отчетности, которые принимаются во внимание руководством при отсутствии МСФО, непосредственно применимого к какой-либо статье.
Организация, составляющая консолидированную финансовую отчетность за период, в котором в группе создана новая контролирующая (материнская) организация, должна использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации согласно пунктам 10 - 12 МСФО (IAS) 8 (за исключением случаев, когда соответствующие указания имеются в МСФО).
В зависимости от условий создания в группе новой контролирующей (материнской) организации и условий, существовавших до таких изменений в группе, возможны три варианта составления консолидированной финансовой отчетности. Выбор конкретного варианта зависит от того: рассматривается ли создание в группе новой контролирующей (материнской) организации как объединение бизнеса в смысле МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"; относится ли изменение контролирующей (материнской) организации в группе к объединению бизнеса под общим контролем.
Вариант 1. В случае когда создание новой контролирующей (материнской) организации в группе можно классифицировать как объединение бизнеса (кроме случаев, относящихся к варианту 3), консолидированная финансовая отчетность составляется с применением МСФО (IFRS) 3.
Вариант 2. В случае когда создание новой контролирующей (материнской) организации в группе нельзя классифицировать как объединение бизнеса, такой факт не оказывает влияние на консолидированную финансовую отчетность. Консолидированная финансовая отчетность составляется за период, в котором произошло создание новой контролирующей (материнской) организации, таким образом, как будто новая контролирующая (материнская) организация всегда находилась в составе группы. При этом группа, в которой создана новая контролирующая (материнская) организация, не является впервые применяющей МСФО в смысле МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" (при условии, что группа представляла консолидированную финансовую отчетность по МСФО за период, предшествующий тому, в котором создана новая контролирующая (материнская) организация).
Вариант 3. В случае когда создание новой контролирующей (материнской) организации в группе классифицируется как объединение бизнеса под общим контролем, в силу отсутствия применимых положений МСФО консолидированная финансовая отчетность может составляться, в частности, с применением одного из следующих методов:
а) метод приобретения (в соответствии с МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов");
б) метод предшественника (объединения интересов) с ретроспективным применением;
в) метод предшественника (объединения интересов) с перспективным применением.
Независимо от избранного варианта составления консолидированной финансовой отчетности, исходя из применимых требований законодательства, в результате создания новой контролирующей (материнской) организации в группе может возникнуть необходимость представления консолидированной финансовой отчетности как новой контролирующей (материнской) организацией, так и старой контролирующей (материнской) организацией.