ПРОТОКОЛ
от 10 июля 1992 года
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОЭТАПНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ
Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германии,
исходя из намерения Российской Стороны, которое весьма приветствуется Германской Стороной, поэтапно восстановить республику немцев в областях традиционного проживания их предков на Волге во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 г. и Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев" от 21 февраля 1992 г., не ущемляя при этом интересов проживающего в этом регионе населения,
основываясь на положениях Совместного российско-германского заявления от 21 ноября 1991 г., открывающего возможности для всестороннего сотрудничества между двумя Сторонами,
руководствуясь целью сохранения родины как можно большему числу российских немцев и их потомкам и возвращения им возможности развивать свою национальную самобытность в сфере культуры, языка и религии в России, не ущемляя при этом их права на выезд,
уверенные в том, что восстановленная республика немцев Поволжья станет культурным и духовным центром для всех немцев, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также убедительным свидетельством их полной политической реабилитации, независимо от того, решат ли они туда переселиться или захотят остаться в местах своего нынешнего проживания,
учитывая фактическое положение, которое позволяет лишь поэтапное восстановление республики немцев Поволжья при соблюдении интересов проживающего там сегодня населения,
осознавая, что российские немцы играют важную роль в развитии сотрудничества между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. Правительство Российской Федерации подтверждает свое намерение поэтапно восстановить республику немцев Поволжья в областях традиционного проживания их предков на Волге без ущерба для проживающего там ныне населения.
Стороны будут всемерно содействовать этому в целях утверждения национальной и культурной самобытности российских немцев.
Действуя в рамках Конституции Российской Федерации, Российская Сторона предоставит уже в 1992 году возможности для эффективного содействия процессу восстановления республики немцев Поволжья, гарантируя при этом сохранение всех прав населения, проживающего в настоящее время на территории, где предполагается восстановить республику немцев Поволжья.
Стороны ставят перед собой цель максимально содействовать укреплению в этом регионе межнационального и этнического согласия.
2. Переселение в создаваемую республику открыто для всех немцев, проживающих или проживавших на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, в соответствии с правом на свободное передвижение, закрепленным во Всеобщей Декларации прав человека и Международном Пакте о гражданских и политических правах.
3. Предпринимаемые Российской Стороной меры будут. помимо прочего, охватывать следующее:
- план поэтапной реализации принятых государственных актов;
- характер и рамки переходного периода;
- условия притока переселенцев;
- право на получение и приобретение земель;
- определение статуса и полномочий автономных образований и будущей республики в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Статья 2
1. Стороны едины в том, что экономическое, культурное и социальное развитие будущей республики имеет первоочередное значение для строительства такого автономного образования, которое могло бы стать или оставаться родиной для жителей как немецкой, так и других национальностей.
2. Германская Сторона в рамках своих возможностей поддержит экономические, культурные и социальные меры, предпринимаемые Российской Стороной по содействию такому развитию. При этом, в частности, имеются в виду меры по следующим направлениям:
- оказание экономической и финансовой помощи проектам на территориях, где предусмотрено восстановление республики немцев Поволжья;
- участие в создании инфраструктуры;
- содействие в техническом оснащении новых и переоснащении старых промышленных предприятий и агропромышленного комплекса;
- участие специалистов в разработке и осуществлении комплексной экономической программы и земельной реформы;
- подготовка кадров.
3. В целях решения указанных проблем Стороны будут оказывать правовую и организационную поддержку сбору пожертвований как с Российской, так и с Германской и других сторон для создания специального Фонда восстановления.
Статья 3
1. Экономическое развитие республики будет являться общей заботой Правительств России и Германии, а также предметом частной инициативы лиц, предприятий и организаций, создающих ремесленные, фермерские и промышленные предприятия на началах частной собственности и рыночной экономики.
2. Стороны будут поддерживать такую инициативу и создавать правовые, организационные и инфраструктурные предпосылки для становления жизнеспособных, и в частности более разнообразных экономических структур. При этом особое содействие должно быть оказано сотрудничеству между малыми и средними предприятиями, строительными подразделениями и организациями агропромышленного комплекса .
Статья 4
1. В целях оказания немецкому меньшинству в России содействия в сохранении и развитии национальной самобытности и восстановления государственности немцев Поволжья Стороны будут способствовать предоставлению беспрепятственной возможности создания культурных, социальных, учебных заведений и других форм совместной организации, которые усиливали бы у немцев чувство общности и способствовали сосуществованию жителей немецкой и других национальностей.
2. Российская Сторона создаст правовые и организационные предпосылки для учреждения таких заведений. Германская Сторона предоставит в рамках своих возможностей персонал и материальные средства для их поддержки и развития.
Статья 5
Стороны будут должным образом поддерживать партнерские отношения на всех уровнях и привлекать к сотрудничеству предприятия и объединения, государственные, общественные, религиозные и частные организации своих стран, а также отдельных граждан.
Статья 6
Осуществление положений настоящего Протокола, а также согласование совместных проектов и мер возлагается на Межправительственную российско-германскую комиссию, в которой с Российской Стороны участвуют и представители российских немцев. Комиссия будет заседать по мере необходимости, но не реже, чем два раза в год, поочередно в России и Германии. Для отдельных направлений сотрудничества могут быть созданы подкомиссии. Проекты, согласованные с целью осуществления настоящего Протокола, и решения Комиссии будут фиксироваться в совместных протоколах, имеющих обязательный характер для обеих Сторон.
Выделение соответствующих финансовых средств подлежит утверждению парламентами Сторон.
Статья 7
Настоящий Протокол вступает в силу с даты обмена уведомлениями, подтверждающими, что выполнены надлежащие внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу (Соглашение вступило в силу 23 марта 1993 г.).
Статья 8
Настоящий Протокол заключается сроком на пять лет и будет автоматически продлеваться на следующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону о своем решении прекратить его действие путем письменного уведомления не позднее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего срока.
Совершено в г. Москве 10 июля 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)