КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. N 47
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОТ 25 ИЮНЯ 2013 Г. N 144
В соответствии с пунктом 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Внести в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 144 "О Методике расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства" изменения согласно приложению.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В. ХРИСТЕНКО
Приложение
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 12 мая 2015 г. N 47
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОТ 25 ИЮНЯ 2013 Г. N 144
1. В наименовании слова "Таможенного союза и Единого экономического пространства" заменить словами "Евразийского экономического союза".
2. В преамбуле слова "пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года" заменить словами "пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)".
3. В пункте 1 слова "Таможенного союза и Единого экономического пространства" заменить словами "Евразийского экономического союза".
4. Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, утвержденную указанным Решением, и приложения к ней изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. N 144
(в редакции Решения Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 12 мая 2015 г. N 47)
МЕТОДИКА РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены), являются Система национальных счетов (1993 год) и рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:
а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;
б) долг сектора государственного управления;
в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;
займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
"взносы (отчисления) на социальные нужды" - фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения и (или) в бюджет центральных органов управления от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;
"внешний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"внутренний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);
"долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - денежный фонд сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"национальный (резервный) фонд" - часть средств бюджета центральных органов управления, сосредотачиваемых на специализированных счетах и подлежащих обособленному учету и управлению для решения задач, направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости и развитие экономики государства-члена;
"операции с нефинансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;
"операции с финансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;
"операции с обязательствами" - операции (принятие за минусом погашения), приводящие к изменению запасов обязательств;
"сектор государственного управления" - органы государственного управления, включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
"социальные трансферты" - текущие пособия, выделяемые из фонда социального обеспечения и (или) из бюджета центральных, региональных и местных (муниципальных) органов управления для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;
"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входят расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств, и (или) взаимодействие с Комиссией по вопросам предоставления и получения необходимой информации;
"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
"фиксированный набор потребительских товаров и услуг" - перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;
"финансовый год" - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
в Республике Казахстан - акционерное общество "Государственный фонд социального страхования";
в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
,
где:
- дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;
- доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
- расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
- операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.
Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:
,
где:
- дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
ВВП - объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.
По предложению государства-члена Комиссия самостоятельно рассчитывает макроэкономический показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию в соответствии с настоящей Методикой информации о номинальных объемах дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления и валового внутреннего продукта.
5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
,
где:
- долг сектора государственного управления;
- долг центральных органов управления;
- долг региональных органов управления;
- долг местных (муниципальных) органов управления;
- взаимосвязанные показатели по консолидируемым позициям.
Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления.
В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
Макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как сумма значений показателей внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта:
,
где:
- долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
- внешний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
- внутренний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту.
Показатели внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта рассчитываются как сумма отношений номинальных объемов долга, выраженных в иностранной (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) и национальной валютах заимствования, на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал) к сумме квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала). При этом часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в иностранной валюте заимствования (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США), делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте и пересчитанных в доллары США по среднему квартальному курсу национальной валюты, рассчитанному национальными (центральными) банками государств-членов, а часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в национальной валюте заимствования, делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте.
По предложению государства-члена Комиссия самостоятельно рассчитывает макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой в Комиссию информации о номинальных объемах внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления по валютам обязательств (в национальной валюте, в иностранных валютах заимствования (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США)) на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), о квартальных объемах валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте, а также о среднем квартальном курсе национальной валюты к доллару США, рассчитанном национальным (центральным) банком этого государства-члена.
По предложению государства-члена Комиссия проводит сравнительную оценку показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитанного в соответствии с настоящей Методикой, с показателем долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитанным как отношение объема долга сектора государственного управления на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте (доллару США), установленному национальным (центральным) банком государства-члена на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), к объему валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженному в национальной валюте.
6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
Для квартального мониторинга уровня инфляции (индекса потребительских цен) используется показатель, измеренный в годовом выражении как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах последнего месяца квартала текущего года к его стоимости в ценах аналогичного месяца предыдущего года.
В аналитических целях используется показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) за период с начала года, измеряемый как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах анализируемого месяца к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.
7. Уполномоченные органы с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей Методики предоставляют в Комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также по показателям согласно приложению.
Предоставление уполномоченными органами в Комиссию указанной информации осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Приложение
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Евразийского экономического союза
(в редакции Решения Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 12 мая 2015 г. N 47)
ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
<*> Коды операций консолидированного бюджета сектора государственного управления, а также коды операций с финансовыми активами и обязательствами приведены в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
<**> Информация предоставляется в аналитических целях.".