Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 1993 г. N 306
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 1993 г. N 28
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
(в ред. - Приказа Минтранса РФ от 18.11.97 N 143)
В связи с принятием Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 24 декабря 1992 года N 4217-1 и в целях соблюдения законности и единого порядка при производстве по делам об административных правонарушениях в органах Российской транспортной инспекции приказываю:
Утвердить Инструкцию по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях согласно приложению.
Министр транспорта
Российской Федерации
В.Б.ЕФИМОВ
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 26.04.93 N 28
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
(в ред. - Приказа Минтранса РФ от 18.11.97 N 143)
1. Общие положения
1.1. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4217-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях <*>, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" установил административную ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии (статья 157-3).
Органы Российской транспортной инспекции <**> рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 157-3 Кодекса в части лицензируемой перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на автомобильном, речном, морском, воздушном, железнодорожном транспорте и в дорожном хозяйстве (статья 209-2 Кодекса).
1.2. Настоящая Инструкция применяется в отношении деятельности, указанной в пункте 1.1, лицензирование которой введено на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством, и регламентирует деятельность органов Ространсинспекции по оформлению материалов о нарушении статьи 157-3 Кодекса, рассмотрению дел о таких правонарушениях, предусмотренных статьей 209-2 Кодекса, обеспечению производства по ним, исполнению административных взысканий, а также организации контроля за производством по этим делам.
1.3. Органы Ространсинспекции разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
1.4. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов граждан при применении мер административного воздействия в органах Ространсинспекции обеспечивается систематическим контролем вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования и другими установленными законом способами.
1.5. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом (Глава 1 (статьи 7, 8. 9); Глава 2; Глава 3 (статьи 23 - 27, 30); Глава 4; Глава 12 (статья 157-3); Глава 15 (статьи 194, 195, 198); Глава 16 (статья 209-2); Главы 17, 18; Глава 20 (статьи 247, 249 - 252); Главы 21 - 23; Глава 25).
<*> далее - Кодекс
<**> далее - Ространсинспекция
2. Административное правонарушение и административная ответственность в соответствии со статьей 157-3 Кодекса
2.1. Административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 157-3 Кодекса, наступает в случае осуществления подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушения условий, предусмотренных в лицензии, а также при совершении этих действий повторно в течение года.
2.2. Статья 157-3 Кодекса предусматривает административную ответственность в виде штрафа, а при повторном (в течение года) совершении административного правонарушения - штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или штрафа с его аннулированием.
2.3. Правонарушение считается повторным, если в течение года совершено однородное правонарушение, за которое должностное лицо (гражданин) уже подвергалось административному взысканию.
При совершении повторного правонарушения к должностному лицу (гражданину) можно применить одну из двух санкций:
- либо штраф с приостановлением действия специального разрешения (лицензии), выданного предприятию (гражданину);
- либо штраф с аннулированием указанного специального разрешения (лицензии).
2.4. В санкции статьи 157-3 Кодекса отсутствует административное взыскание в виде предупреждения, поэтому направляемые предприятиям, учреждениям, организациям <*> и гражданам органами Ространсинспекции предупреждения не могут быть оформлены постановлением об административной ответственности и не являются видом административного взыскания.
2.5. В соответствии со статьей 38 Кодекса административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
2.6. Административное взыскание в виде приостановления действия специального разрешения (лицензии), применяемое наряду со штрафом, состоит во временном ограничении права предприятия (гражданина) заниматься подлежащей лицензированию деятельностью, на период до устранения выявленных нарушений и налагается органами Ространсинспекции после совершения повторного, в течение года, правонарушения.
Административное взыскание в виде аннулирования специального разрешения (лицензии), применяемое наряду со штрафом, состоит в лишении права предприятия (гражданина) заниматься подлежащей лицензированию деятельностью и налагается органами Ространсинспекции после совершения повторного, в течение года, правонарушения.
Если после наложения административного взыскания в виде штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или штрафа с его аннулированием предприятие (гражданин) продолжает заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, то это предприятие (гражданин) считается субъектом, занимающимся этой деятельностью без лицензии, и его должностные лица (гражданин) могут быть вновь подвергнуты административному взысканию в соответствии со статьей 157-3 Кодекса.
2.7. Должностные лица органов Ространсинспекции имеют право подвергать административной ответственности правонарушителей за нарушение тех условий, которые предусмотрены в лицензии.
2.8. К должностным лицам, которые могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 157-3 Кодекса, относятся руководители либо иные работники предприятий, уполномоченные руководить деятельностью, подлежащей лицензированию.
К гражданам, которые могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 157-3 Кодекса, относятся предприниматели - лица, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую лицензированию. <**>
2.9. Лица, управляющие транспортными средствами и работающие по найму у владельцев этих транспортных средств, не несут административную ответственность в соответствии со статьей 157-3 Кодекса.
<*> далее - предприятие
<**> смотри п. 2 постановления Правительства РФ от 26.02.93 N 118
3. Производство по делам об административных правонарушениях
3.1. При обнаружении на линии административного правонарушения, предусмотренного статьей 157-3 Кодекса, должностным лицом органа Ространсинспекции, общественным транспортным инспектором Ространсинспекции должен быть составлен рапорт (приложение N 1) на имя руководителя того органа Ространсинспекции, на территории которого обнаружено правонарушение.
3.2. В рапорте должно быть отражено: дата, время, место, суть допущенного правонарушения, а также фамилия и инициалы водителя, принадлежность (с указанием полного адреса), вид, марка и номер транспортного средства.
Кроме того, в рапорте излагаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу.
3.3. Руководитель органа Ространсинспекции обязан рассмотреть поступивший к нему после регистрации рапорт и:
а) либо поручить уполномоченному должностному лицу органа Ространсинспекции составить на основании рапорта протокол (если правонарушитель проживает на территории, обслуживаемой данным органом Ространсинспекции);
б) либо направить рапорт в орган Ространсинспекции по месту регистрации транспортного средства или предприятия, или по месту жительства гражданина-предпринимателя).
3.4. Протокол об административном правонарушении (приложение N 2) может быть оформлен должностным лицом Ространсинспекции без предварительного составления рапорта в случаях:
а) если административное правонарушение было совершено гражданином-предпринимателем на той же территории, где он проживает, и обнаружено при проверке (в том числе на линии) органом Ространсинспекции, обслуживающим этот регион;
б) если административное правонарушение обнаружено при проверке предприятий (граждан).
В случаях, изложенных в настоящем пункте, при обнаружении административного правонарушения, предусмотренного статьей 157-3 Кодекса, должностными лицами органа Ространсинспекции, уполномоченными составлять протоколы и рассматривать дела об административной ответственности, составление протокола и постановления о наложении административного взыскания и рассмотрение дела может быть произведено на месте.
3.5. Составлять протоколы об административном правонарушении уполномочены начальники отделений, их заместители, начальники филиалов, начальники отделов, их заместители, главные и ведущие специалисты, специалисты I и II категорий органов Ространсинспекции.
3.6. Протокол об административном правонарушении составляется на руководителя, либо на иное должностное лицо предприятия, уполномоченное руководить деятельностью, подлежащей лицензированию.
В том случае, когда правонарушение совершено предпринимателем, управляющим транспортным средством и являющимся его владельцем, протокол составляется на это лицо.
Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.11.97 N 143)
3.7. В протоколе указывается: наименование органа Ространсинспекции, дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, его составившего, фамилия, имя, отчество, должность, место работы (с указанием адреса) должностного лица, совершившего правонарушение (для граждан-предпринимателей указывается адрес, место жительства), а также наличие (если таковое имеется) ранее наложенного административного взыскания в соответствии со статьей 157-3 Кодекса. В случае, если наличие ранее наложенного административного взыскания обнаруживается позже, при рассмотрении дела этот факт отражается в справке с указанием даты и номера постановления по ранее рассмотренному делу.
3.8. В протоколе об административном правонарушении указывается часть, статья, наименование нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершение данного правонарушения, а также место и время совершения проступка, кратко и точно излагается суть допущенного нарушения.
3.9. В соответствии со статьей 235 Кодекса протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
3.10. Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами представляется (направляется) должностному лицу органа Ространсинспекции, уполномоченному рассматривать дела в соответствии со статьей 209-2 Кодекса.
3.11. При составлении протокола лицу, совершившему административное правонарушение, объявляется (под расписку) время и место рассмотрения дела, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:
- знакомиться с материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
- выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
- обжаловать постановление по делу.
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
3.12. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
3.12.1. Дела об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 209-2 Кодекса, рассматриваются органами Ространсинспекции на территории, где зарегистрировано транспортное средство или предприятие, или по месту жительства гражданина - предпринимателя.
3.12.2. В соответствии со статьей 257 Кодекса должностное лицо Ространсинспекции, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, обязано в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола и других материалов дела рассмотреть их и вынести постановление (приложение N 3).
3.12.3. По делу об административном правонарушении должностным лицом органа Ространсинспекции может быть вынесено одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания (о наложении штрафа; о наложении штрафа с приостановлением действия лицензии; о наложении штрафа с аннулированием лицензии);
2) о прекращении дела производством.
3.12.4. При наложении административного взыскания должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела в соответствии со статьей 209-2 Кодекса, обязано в постановлении указать одну из санкций, перечеркнув другие строки.
3.12.5. В соответствии со ст.263 Кодекса постановление объявляется немедленно должностному лицу, гражданину-предпринимателю по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение 3-х дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно было вынесено.
Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Копия направляется правонарушителю заказным письмом с уведомлением и отметкой об этом на постановлении.
4. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
4.1. Постановление должностного лица органа Ространсинспекции о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности), должностными лицами и гражданами и подлежит исполнению с момента вынесения (статья 277 Кодекса).
4.2. Производство по исполнению постановлений о наложении штрафа, штрафа с приостановлением специального разрешения (лицензии) либо штрафа с его аннулированием.
4.2.1. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему (или получения им) постановления, а в случае обжалования или опротестования постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения (статья 285 Кодекса).
4.2.2. Для уплаты штрафа (при объявлении (направлении) постановления) правонарушителю сообщается номер расчетного счета, наименование отделения банка и его адрес. Отделением банка выдается на руки квитанция установленного образца, подтверждающего факт оплаты.
4.2.3. В случае неуплаты нарушителем штрафа в пятнадцатидневный срок постановление (копия) о наложении штрафа направляется по месту работы правонарушителя для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка (дохода).
Если взыскание штрафа невозможно (статья 286 Кодекса), оно производится судебным исполнителем в соответствии с правилами, установленными главами 38,39 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
4.2.4. Уплата штрафа правонарушителем является основанием для окончания производства по исполнению постановления о наложении штрафа. Доказательством исполнения постановления о взыскании штрафа является возвращение его бухгалтерией с места работы правонарушителя в орган Ространсинспекции с отметкой на нем о взыскании либо предъявление нарушителем квитанции об уплате штрафа.
4.2.5. При наложении штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) предприятие (должностным лицом которого является нарушитель) или гражданин-предприниматель обязаны сдать в течение десяти дней лицензию и лицензионные карточки до устранения выявленного правонарушения.
Сданная лицензия (с карточками) регистрируется в журнале учета, хранится и выдается органом Ространсинспекции после устранения правонарушения на основании акта проверки предприятия, учреждения, организации и гражданина-предпринимателя.
4.2.6. Лицензия и лицензионные карточки, сданные в соответствии с постановлением об аннулировании (лишении) специального разрешения (лицензии), регистрируются в журнале учета органом Ространсинспекции, хранятся в течение года со дня наложения административного взыскания и погашаются по истечении этого срока.
4.2.7. Выдача нового специального разрешения (лицензии), в случае его аннулирования, производится органом Ространсинспекции в общем порядке.
5. Порядок обжалования и опротестования по делам об административных правонарушениях
5.1. Постановление о наложении штрафа, о наложении штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) либо штрафа с его аннулированием может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) Ространсинспекции или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным (статья 267 Кодекса).
5.2. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления (статья 268 Кодекса).
5.3. В соответствии со статьей 269 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
5.4. Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностными лицами органов Ространсинспекции в десятидневный срок со дня их поступления (статья 271 Кодекса).
5.5. Должностное лицо органа Ространсинспекции при рассмотрении жалобы (протеста) в соответствии со статьей 273 принимает решение:
- оставить постановление без изменения, а жалобу (протест) без удовлетворения;
- отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить постановление и прекратить дело;
- изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Решение по жалобе (протесту) оформляется в письменном виде подписью должностного лица Ространсинспекции, правомочного в соответствии со статьей 267 Кодекса рассматривать жалобы (протесты).
Копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору (статья 273 Кодекса).
5.6. Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением органа Ространсинспекции, его вынесшим (статья 276 Кодекса).
6. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях
6.1. Бланки протоколов и постановлений об административных правонарушениях являются документами строгой отчетности и изготавливаются (в соответствии с приложениями NN 2,3 к настоящей Инструкции) по заказам органов Ространсинспекции на полиграфических предприятиях.
Изготовленные бланки протоколов и постановлений должны иметь типографские учетные серию и номер.
6.2. Руководители органов Ространсинспекции обязаны обеспечить своевременное изготовление, получение и контроль за хранением и использованием по назначению бланков постановлений и протоколов.
6.3. Рапорты, протоколы и постановления об административной ответственности должны иметь порядковый номер, который им присваивается при регистрации в журналах учета.
Журналы учета рапортов, протоколов и постановлений, составленных на лиц, привлекаемых к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, должны храниться у лица, определенного приказом руководителя органа Ространсинспекции, и быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью органа Ространсинспекции.
6.4. В протоколе об административном правонарушении в графе "код по ОКПО" указывается код предприятий и организаций по Общему классификатору предприятий и организаций (ОКПО) для обработки на ПЭВМ.
В приложении N 3 настоящей Инструкции перечень санкций обведен линиями с целью внесения этой информации в ПЭВМ, для учета и представления отчетности.
7. Организация контроля по делам об административных правонарушениях
7.1. Контроль за правильным разрешением дел об административных правонарушениях, состоянием делопроизводства, учета правонарушений обеспечивается руководителями органов Ространсинспекции.
7.2. Российская транспортная инспекция систематически организует проверки производства по делам об административных правонарушениях в органах Ространсинспекции.
7.3. В ходе проверок подлежат изучению следующие вопросы:
7.3.1. Правильность составления протоколов, постановлений, других документов, соблюдение установленного порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях.
7.3.2. Законность и обоснованность принятых решений по делам об административных правонарушениях, в частности, соответствие нарушения условий лицензирования принятым мерам воздействия.
7.3.3. Своевременность исполнения взысканий в виде штрафа и сдачи лицензий предприятиями и гражданами-предпринимателями.
7.3.4. Соблюдение порядка регистрации и прохождения материалов об административной ответственности.
7.3.5. Состояние учета и анализа нарушений статьи 157-3 Кодекса.
7.3.6. Состояние хранения, учета, выдачи и использования бланков строгой отчетности: лицензий, протоколов и постановлений.
7.3.7. Соответствие оформления материалов об административной ответственности требованиям Кодекса и настоящей Инструкции.
7.3.8. Состояние работы с жалобами и заявлениями.
7.3.9. Уровень знаний работниками органов Ространсинспекции законодательства об административной ответственности.
7.3.10. Предложения по совершенствованию практики применения статьи 157-3 и статьи 209-2 Кодекса.
7.4. Результаты проверки рассматриваются руководством органов Ространсинспекции, которое принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков.