Постановление ФКЦБ РФ от 14.08.98 N 33

"Об утверждении Положения об условиях совершения срочных сделок на рынке ценных бумаг"
Редакция от 16.10.1998 — Документ утратил силу, см. «Постановление ФКЦБ РФ от 17.04.2002 N 9/ПС»
Показать изменения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 1998 г. N 33

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНИЯ СРОЧНЫХ СДЕЛОК НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

(в ред. - Постановления ФКЦБ РФ от 16.10.98 N 41)

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях совершения срочных сделок на рынке ценных бумаг (далее - Положение).

2. Установить, что срочные сделки, базовым активом которых являются эмиссионные ценные бумаги, фондовые индексы, иные виды базового актива, разрешенные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - срочные сделки), могут совершаться профессиональными участниками рынка ценных бумаг только через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг или лицензию фондовой биржи и удовлетворяющих требованиям Положения (далее - организатор торговли).

3. Установить, что настоящее Постановление не распространяется на кредитные организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

4. Срочные сделки, базовым активом которых являются государственные ценные бумаги, могут совершаться через организаторов торговли, уполномоченных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Требования пунктов 1.4, 3.4 - 3.6 Положения вступают в силу с 1 июля 1999 года. До 1 июля 1999 года централизованный клиринг может осуществляться организатором торговли, имеющим лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 16.10.98 N 41)

Председатель
Д.В.ВАСИЛЬЕВ

Утверждено
Постановлением Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг
от 14 августа 1998 года N 33

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНИЯ СРОЧНЫХ СДЕЛОК НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

(в ред. - Постановления ФКЦБ РФ от 16.10.98 N 41)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к организаторам торговли, системе клиринга и расчетов при совершении профессиональными участниками рынка ценных бумаг срочных сделок (фьючерсы, опционы), базовым активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и иные виды базового актива, предусмотренные настоящим Положением. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 16.10.98 N 41)

1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении:

Опцион - вид срочной сделки, одна из сторон которой - покупатель - приобретает за вознаграждение (премию) право купить (продать) в определенный срок по определенной цене базовый актив, составляющий опцион, а другая сторона сделки - продавец обязан исполнить сделку в определенный срок по определенной цене по требованию покупателя.

Особенности опционов устанавливаются Правилами совершения срочных сделок и Спецификацией организатора торговли.

Фьючерс - вид срочной сделки, договор купли - продажи базового актива (договор на получение денежных средств на основании изменения цены базового актива) с исполнением обязательств в установленную дату в будущем, условия которого определены Спецификацией организатора торговли.

Базовый актив - эмиссионные ценные бумаги, фондовые индексы, а также иные виды базового актива, разрешенные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия). Базовым активом могут быть эмиссионные ценные бумаги, отчет об итогах выпуска которых зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которые включены в листинг как минимум одного организатора торговли на рынке ценных бумаг. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 16.10.98 N 41)

1.3. Члены организатора торговли, заключающие срочные сделки за счет клиентов, не вправе принимать заявки на совершение срочных сделок без предоставления им документа, указанного в подпункте 2.8 настоящего Положения, и без получения указанного документа, подписанного клиентом.

Документ должен быть подписан клиентом с указанием "ознакомлен и получил экземпляр", также должна быть указана дата подписания.

1.4. Организации, имеющие лицензию биржевого посредника на совершение товарных фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле, выданную Комиссией по товарным биржам при Государственном антимонопольном комитете Российской Федерации, и не имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, вправе совершить срочные сделки только через членов организатора торговли, имеющих лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

2. Требования к организаторам торговли,
оказывающим услуги по совершению срочных сделок
на рынке ценных бумаг

2.1. В случае оказания услуг, непосредственно способствующих совершению срочных сделок, организатор торговли должен зарегистрировать в Федеральной комиссии Положение о секции срочных сделок, Правила совершения срочных сделок, Спецификацию фьючерсов и опционов. Указанные документы и все изменения и дополнения к ним вступают в силу только после их регистрации в Федеральной комиссии.

2.2. Организатор торговли в целях оказания услуг по заключению срочных сделок обязан создать обособленное структурное подразделение - секцию срочных сделок. Данное требование не распространяется на организаторов торговли, предоставляющих услуги, способствующие заключению исключительно срочных сделок.

2.3. На секцию срочных сделок распространяются требования пунктов 4.3 - 4.6, разделов 6, 7, 8 Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии от 19 декабря 1996 года N 23.

2.4. Организатор торговли в целях защиты прав клиентов членов секции срочных сделок обязан установить специальные финансовые требования к членам секции срочных сделок, имеющим право заключать срочные сделки для своих клиентов.

2.5. Положение о секции срочных сделок должно предусматривать:

описание структуры и органов управления секции;

требования, предъявляемые к членам секции срочных сделок (порядок приема в члены и отказа в приеме; условия допуска членов секции срочных сделок к совершению сделок в секции, прекращение членства в секции срочных сделок);

квалификационные требования к уполномоченным лицам членов секции срочных сделок;

порядок уплаты взносов и сборов членами секции срочных сделок, размер взносов и сборов.

2.6. Правила торговли в секции срочных сделок должны предусматривать:

порядок взимания комиссионных сборов за предоставление услуг по совершению срочных сделок;

время начала и окончания торговой сессии;

порядок проведения торгов (порядок подачи заявок, типы и содержание заявок, условия исполнения, срок действия, принадлежность заявок, порядок снятия, изменение и исполнение заявок, порядок расчета вариационной маржи);

порядок формирования и представления отчетности членам секции срочных сделок, включая описание состояния обязательств члена секции срочных сделок и информацию по сделкам, совершенным членом секции срочных сделок;

описание правил и процедур, обеспечивающих составление реестра срочных сделок, совершенных через организатора торговли, с указанием времени совершения и всех условий срочных сделок;

порядок формирования и представления реестра срочных сделок организации, осуществляющей клиринг и расчеты;

описание системы клиринга и расчетов (детальное описание взаимодействия секции срочных сделок с клиринговой, расчетной и депозитарной системами, включая порядок исполнения обязательств, описание системы учета обязательств и прав требования по срочным сделкам, описание системы обеспечения исполнения обязательств, описание системы взаимозачетов требований и обязательств, требования к договору об осуществлении расчетов, порядок его регистрации у организатора торговли или в клиринговом центре);

описание системы управления финансовыми рисками (порядок формирования и использования страхового и гарантийного фондов, гарантийных взносов (первоначальной маржи), обеспечивающих исполнение обязательств по срочным сделкам, порядок принудительного закрытия позиции, порядок установления лимитов на объем торговли, объем позиции для всех участников торговли, иных лимитов);

меры по защите клиентов членов секции срочных сделок (запрет на действия, вводящие в заблуждение клиентов, извещение клиентов о возникновении ситуаций, могущих повлечь принудительное закрытие позиций, порядок перехода клиента на торговое обслуживание к другому члену секции срочных сделок, требования к содержанию договора о торговом обслуживании в секции срочных сделок и порядку его заключения);

способы управления чрезвычайными ситуациями (описание возможных чрезвычайных ситуаций, включая несостоятельность членов секции срочных сделок, технические сбои, обстоятельства непреодолимой силы, иное с указанием мер, предпринимаемых при их наступлении, включая порядок принудительного закрытия позиций членов секции срочных сделок);

полномочия органов секции срочных сделок по контролю за исполнением правил секции срочных сделок и решений ее органов.

Организатор торговли вправе включить в Правила совершения срочных сделок иную информацию по своему усмотрению.

Организатор торговли обязан предусмотреть санкции и меры, применяемые к членам секции срочных сделок в случае нарушений ими правил организатора торговли, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по срочным сделкам, заключенным через организатора торговли.

2.7. Спецификация должна предусматривать в отношении каждого фьючерса и опциона:

базовый актив (вид, категория (тип), серия эмиссионных ценных бумаг, эмитент, количество, фондовый индекс);

срок поставки базового актива (для эмиссионных ценных бумаг) или срок расчетов;

порядок определения цены исполнения опциона и фьючерса;

порядок определения гарантийного взноса (первоначальной маржи);

порядок определения размеров вариационной маржи по фьючерсу и премии по опциону;

формирование вариационной маржи по фьючерсу и премии по опциону;

определение первого и последнего дней торговли;

порядок определения шага цены;

максимальное допустимое изменение цены за одну торговую сессию;

ограничения на общее количество открытых позиций;

порядок расчета цены, по которой осуществляется принудительное закрытие позиций;

определение размера комиссионного и иных сборов.

Организатор торговли вправе включить в Спецификацию иную информацию.

2.8. Организатор торговли обязан разработать и бесплатно предоставить до начала торгов всем своим членам информационное письмо, раскрывающее информацию о рисках, связанных с совершением срочных сделок.

3. Требования к системе клиринга и расчетов

3.1. Система клиринга и расчетов по обязательствам по срочным сделкам должна обеспечивать определение взаимных обязательств по срочным сделкам, проведение расчетов по данным сделкам, обеспечение исполнения обязательств участников клиринга, в том числе путем раздельного ведения счетов и учета средств клиентов (инвесторов) от счетов и средств участников клиринга; наличие точного временного расписания проведения клиринга и расчетов; организацию системы гарантийных фондов.

3.2. Систему клиринга и расчетов могут составлять только следующие участники клиринга:

клиринговый центр, имеющий лицензию Банка России на осуществление деятельности в качестве небанковской кредитной организации и лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности, выданную Федеральной комиссией;

организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности, выданную Федеральной комиссией, и лицензию Банка России на осуществление банковской деятельности, действующие на основании договора с организатором торговли и клиринговым центром;

организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности, выданную Федеральной комиссией, действующие на основании договора с организатором торговли и клиринговым центром;

организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, действующие на основании договора с организатором торговли и организацией, осуществляющей их клиринговое обслуживание;

расчетный депозитарий - организация, имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, ведущая счета депо участников клиринга и осуществляющая переводы ценных бумаг по результатам клиринга обязательств, вытекающих из срочных сделок, на основании поручений клирингового центра;

расчетная организация - кредитная организация, осуществляющая расчеты по результатам клиринга на основании поручений организатора торговли, в случае, если организатор торговли осуществляет клиринг.

3.3. Организатор торговли в Правилах совершения срочных сделок вправе устанавливать различные категории участников клиринга.

3.4. В целях обеспечения определения и исполнения обязательств, вытекающих из срочных сделок, проведения расчетов по срочным сделкам, организатор торговли должен заключить договор с клиринговым центром, осуществляющим централизованный клиринг и расчеты на рынке ценных бумаг.

3.5. Деятельность клирингового центра должна соответствовать требованиям, установленным Федеральной комиссией для клиринговых организаций, осуществляющих централизованный клиринг.

3.6. Клиринговый центр принимает на себя обязательства по срочным сделкам, совершенным в соответствии с Правилами совершения срочных сделок. Для обеспечения исполнения участниками торговли своих обязательств, вытекающих из срочных сделок, клиринговый центр приобретает все права и обязанности покупателя базового актива для каждого его продавца и все права и обязанности продавца базового актива для каждого его покупателя.

3.7. Клиринговый центр должен организовать систему управления рисками неисполнения обязательств, вытекающих из срочных сделок, включающую создание специальных фондов, требования к собственному капиталу участников клиринга различных категорий, ограничение участников клиринга по объемам принимаемых на себя обязательств и иные требования.

4. Требования к системе управления рисками неисполнения
срочных сделок по результатам клиринга

4.1. Система управления рисками неисполнения срочных сделок по результатам клиринга должна соответствовать требованиям раздела 5 Временного положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30 декабря 1997 года N 44.

4.2. Система управления рисками должна систематизировать риски, связанные с исполнением срочных сделок, включать меры по их предотвращению, в том числе порядок и способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из срочных сделок, правила возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из срочных сделок, путем формирования гарантийных и страховых фондов.

4.3. Источники формирования гарантийных и страховых фондов определяются клиринговым центром совместно с организатором торговли. Источниками формирования специальных фондов могут быть денежные средства и эмиссионные ценные бумаги участников клиринга, правом распоряжения которыми наделяется на основании договора с организатором торговли клиринговый центр.

Федеральная комиссия вправе устанавливать ограничения по источникам формирования гарантийных и страховых фондов и гарантийных взносов.