ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 1998 г. N 01-15/24086
О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ
В Государственный таможенный комитет Российской Федерации поступают многочисленные обращения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросу введения в практику института таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению. Учитывая то, что в соответствии с пунктом 3 Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600 действие свидетельств декларантов на основе договора ограничено до 01.01.99, а также сложившуюся ситуацию во внешнеторговой деятельности, вызванную общим экономическим кризисом в России, разъясняем.
В соответствии с требованиями, регламентированными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере", Приказом ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенного органа" (далее - Приказ), распоряжением ГТК России от 19.10.98 N 01-14/1109 "О мерах по выполнению Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600" организации, претендующей на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, необходимо подать заявление и представить оформленные соответствующим образом документы, подтверждающие заявленные сведения.
В качестве методического пособия для рассмотрения заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного брокера и принятия таможенным органом решения о ее выдаче, предлагаем использовать методические материалы, приведенные в приложении.
В условиях нынешней ситуации на внешнеторговом рынке и рынке таможенных услуг при рассмотрении заявлений на выдачу лицензий необходимо сосредоточить внимание на выполнении требований, предусмотренных нормативными правовыми документами, что обеспечит достаточную степень безопасности при допущении организации к работе в качестве таможенного брокера. Такой подход позволит в кратчайшие сроки привести в соответствие с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации практику деятельности посреднических структур (декларантов на основе договора), и таможенным органам иметь реально анализируемую базу для корректировки и координации дальнейшего развития института таможенных брокеров.
При проверке документов и сведений заявителей предлагаем руководствоваться следующим.
1. При анализе бизнес - планов (подпункт "н" пункта 2.2 Приказа) сосредоточить внимание на следующих вопросах:
- финансовый план заявителя, свидетельствующий о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства;
- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности и т.п.;
- источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам;
- материально - техническое обеспечение организации (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.);
- расчет предполагаемой суммы обеспечения обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей.
При этом обращаем внимание на то, что конкретных требований к составлению бизнес - плана (оформление, объем и т.п.) не предусмотрено. Содержание бизнес - плана не может являться основанием для принятия решения об отказе заявителю в выдаче лицензии.
2. При рассмотрении выполнения требования заявителем об обеспечении выполнения обязательств перед таможенными органами для получения лицензии необходимая и достаточная минимальная сумма обеспечения обязательств для принятия решения о ее выдаче должна быть не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда (п. 5.6 Приказа). При осуществлении таможенным брокером своей деятельности через свои обособленные структурные подразделения в регионах деятельности разных таможенных органов сумма обеспечения рассчитывается отдельно для каждого структурного подразделения.
Указанная сумма обеспечения рассчитывается заявителем самостоятельно и необходима таможенному брокеру для получения впоследствии возможности осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку (подпункты "а" и "б" пункта 8.2 Приказа).
3. При рассмотрении документов заявителя, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 2.2 Приказа, временно, до введения института уполномоченных таможенных аудиторов, не требовать их заверения уполномоченными аудиторами. При этом бухгалтерская отчетность должна быть обязательно заверена налоговым органом.
4. Учитывая сжатые сроки введения в действие института таможенных брокеров, рекомендуем принимать бухгалтерскую отчетность заявителя, заверенную налоговым органом в результате проведенной налоговой проверки за последний отчетный период (квартал).
Заместитель Председателя Комитета
генерал - лейтенант таможенной службы
О.Н.СВИРИДОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА
1. Общие положения
Главной задачей работы таможенных органов с таможенными брокерами является обеспечение выполнения функций и задач таможенных органов, используя созданный институт посреднических организаций - таможенных брокеров.
Всю работу таможенных органов с этими субъектами предлагается разделить на три основных этапа.
Этап 1. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
Этап 2. Мониторинг за деятельностью таможенного брокера в период срока действия лицензии.
Этап 3. Контроль за организацией, прекращающей деятельность в качестве таможенного брокера.
Этапы работы с таможенными брокерами осуществляют разные подразделения таможенного органа в пределах их компетенции. При этом общее руководство деятельностью таможенных брокеров осуществляют отделы (группы) таможенных режимов (пункт 4 Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600).
Для осуществления вышеперечисленных этапов необходимо привлечение должностных лиц следующих подразделений таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии:
Привлечение функциональных подразделений таможенных органов к работе по организации деятельности таможенных брокеров представляется целесообразным, поскольку это позволит систематизировать принятие решений о выдаче лицензии, равномерно распределить нагрузку на подразделения таможенного органа в процессе работы, привлечь необходимых специалистов, уменьшить личностный фактор отдельного инспектора в процессе принятия решения.
2. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера
Главной задачей этого этапа является обеспечение объективного принятия решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и исключение заявителей, в отношении которых у таможенного органа существуют сомнения относительно их намерений осуществлять будущую деятельность без нарушений законодательства Российской Федерации.
Основными факторами для принятия решения должны служить:
1. Оценка соответствия заявителя формальным требованиям, регламентированным нормативными правовыми документами о таможенном брокере.
2. Оценка потенциальной надежности заявителя с финансово - экономической точки зрения.
3. Оценка потенциальной надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
Принятие решения о выдаче лицензии должно опираться на наиболее объективные оценки предполагаемых стремлений и текущей (на момент подачи заявления) способности организации осуществлять свою деятельность без нарушения действующего российского законодательства.
Процесс рассмотрения заявления организации и принятия решения о выдаче лицензии основывается на следующих принципах:
- систематическая оценка стремлений брокера осуществлять свою деятельность без нарушений российского законодательства;
- объективная оценка способности брокера работать без нарушений таможенного и налогового законодательств;
- концентрация всей информации об организации в таможенном органе, принимающем решение о выдаче лицензии;
- независимый контроль, осуществляемый вышестоящим таможенным органом.
Сущность данного этапа заключается в сборе данных о каждом заявителе и их последующей оценке. Каждый заявитель должен пройти через эту проверку. В отношении заявителей, которые уже осуществляли свою деятельность в качестве таможенного брокера (декларанта на основе договора) или другую лицензируемую таможенными органами деятельность, нужно исходить из имеющихся в распоряжении таможенного органа и постоянно обновляемых данных об этой организации.
Принятие решения о выдаче лицензии должно являться результатом анализа, определяющего возможность потенциального брокера выполнять поставленные перед ним задачи. Должностное лицо, занимающееся таким анализом, должно отнести организацию к одной из следующих зон риска с точки зрения потенциальной проблематичности выполнения ею функций таможенного брокера:
- "черная" зона - большая вероятность невыполнения;
- "белая" зона - малая вероятность невыполнения.
Заявления о выдаче лицензий организациям, попадающим в "черную" зону, должны рассматриваться только при устранении ими причин, которые способствовали отнесению их в эту зону.
Организации, отнесенные к "белой" зоне, могут быть рекомендованы для выдачи лицензии таможенного брокера с перспективой наделения его возможностью осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку и дополнительными правами, предусмотренными нормативными документами о таможенном деле.
В первом этапе можно выделить следующие стадии проверки:
1. Прием и форматно - логическая проверка полученных от заявителя информации и документов.
2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя.
3. Оценка надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
4. Обобщение результатов и подготовка материала для принятия решения.
5. Оформление, выдача лицензии и утверждение технологической схемы взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера.
Каждая из стадий (за исключением 1, 4 и 5) должна проводиться должностными лицами разных подразделений таможенного органа:
Результатами завершения каждой стадии должен быть формализованный документ в виде таблицы с пояснительной запиской (стадия 3 - визирование формализованной формы должностным лицом ОБТП и собственной безопасности), которые являются основанием формирования решения о выдаче лицензии.
Период рассмотрения заявления составляет 30 дней. При этом после прохождения первой стадии документы должны направляться одновременно для прохождения 2 и 3 стадий. В случае возникновения сомнения либо необходимости дополнительной проверки, должностное лицо, ответственное за проведение соответствующей стадии, письменно согласует с руководителем таможенного органа продление срока рассмотрения заявления на своем этапе. Общий срок рассмотрения не должен превышать 90 дней.
Блок - схема рассмотрения заявления на выдачу лицензии:
2.1. Прием и проверка полученных от заявителя информации и документов
Целью первой стадии является проверка и анализ данных о заявителе на предмет соответствия следующих требований для получения лицензии:
- наличие и достоверность всех представленных документов, необходимых для принятия заявления о выдаче лицензии;
- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, подлинность и действительность квалификационных аттестатов этих специалистов;
- наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления заявителем функций таможенного брокера;
- наличие условий для ведения учета и предоставления отчетности, отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащих таможенному контролю;
- проверка соответствия сведений заявителя о структурных подразделениях.
Источники для проверки:
- документы, предоставленные заявителем вместе с заявлением;
- офис и другие помещения заявителя;
- письменные и устные сведения, полученные в процессе сбора информации.
В процессе форматно - логической проверки формируется "Дело" заявителя, где концентрируется вся информация о нем (документы, предоставленные заявителем, другими организациями, формализованные сводные таблицы и записки сотрудников таможенного органа).
После контроля полноты представленных документов сотрудник таможенного органа должен их проверить (наличие печатей ГНС на бухгалтерской отчетности, подписей, печатей и т.д.), подготовить и отправить запросы в таможни, в регионе деятельности которых находятся обособленные структурные подразделения, через которые заявитель планирует осуществление брокерской деятельности.
Ответом на запросы должны стать заполненная форма 1С с пояснительной запиской таможни (приложение 1). Проверка структурного подразделения заявителя осуществляется должностными лицами отделов (групп) таможенных режимов таможни, в регионе деятельности которой расположено проверяемое структурное подразделение, и складывается из процесса сбора данных о заявителе и его проверки на выполнение требований, указанных в отчетной форме.
Сбор данных проводится в процессе проверки документов и сведений о заявителе и предполагает контакт сотрудников таможенных органов с лицами, упоминающимися в документах (работниками заявителя, налоговой службы, партнерами и т.д.). Сотрудник таможни обязан посетить офис, иные помещения заявителя для составления представления о фактической деятельности, надежности и стабильности организации, а также ее готовности к выполнению функций таможенного брокера.
В процессе проверки необходимо обратить внимание:
Проверенные данные об организации (структурном подразделении) заносятся в результативную таблицу (форма N 1С).
2.2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя
Целью второго этапа является анализ предоставленных документов заявителя для оценки вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства Российской Федерации.
Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности предполагает анализ документов заявителя для выяснения:
- формального выполнения финансовых требований к заявителю (полнота оплаты уставного (складочного) капитала и наличие обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами);
- уровня финансовой устойчивости и вероятности потенциального банкротства организации;
- обоснованности получения обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами;
- ликвидности организации и определения уровня риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета в результате деятельности заявителя в качестве таможенного брокера;
- предполагаемых финансовых результатов заявителя для удостоверения способности заявителя осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;
- индивидуального финансового рейтинга заявителя для определения возможности осуществления заявителем операций по таможенному оформлению в упрощенном порядке.
Источники для анализа:
- бизнес - план;
- заключение уполномоченного аудитора;
- другие финансовые документы.
В процессе оценки надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя рассматривается:
а) финансовое состояние организации;
б) обеспечение обязательств перед таможенными органами;
в) договор страхования заявителя.
Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя должна проводиться сотрудником таможенной инспекции, владеющим знаниями и опытом анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия. В процессе оценки допускается его взаимодействие с заявителем, банковскими и другими работниками для получения дополнительной информации и необходимых пояснений. Результирующие показатели вносятся в форму 2С (приложение 2).
Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя осуществляется на основе анализа финансовых коэффициентов, представляющих собой относительные показатели финансового состояния. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с нормативными величинами.
В качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных оценок величины, характеризующие оптимальные или критические с точки зрения устойчивости финансового состояния значения относительных показателей. Такие величины должны выполнять роль нормативов для финансовых коэффициентов.
Учитывая, что рынок услуг по таможенному оформлению только формируется, значения финансовых коэффициентов отдельных организаций могут не совпадать с критическими значениями, приведенными в данных методических указаниях.
а) финансовое состояние организации;
Если выполняется одно из следующих условий:
1) коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2;
2) коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1, -
организация относится к "черной зоне" как признающаяся неплатежеспособной.
При определении способности заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушения законодательства принимают во внимание следующие факторы: реальность достижения окупаемости финансовых вложений брокера легальными методами в соответствии с представленным бизнес - планом; обеспечения его собственными средствами; реальность оценки основных средств и нематериальных активов и т.п.
Для более детального анализа можно использовать методику расчета следующих показателей:
Показатели финансовой устойчивости:
а) коэффициент независимости;
б) удельный вес заемных средств;
в) соотношение собственных и заемных средств.
Показатели финансовой устойчивости и методика их расчета
<*> В общей сумме дебиторской задолженности сомнительная и безнадежная задолженность отсутствует.
Показатели платежеспособности:
а) коэффициент текущей ликвидности;
б) промежуточный коэффициент покрытия;
в) общий коэффициент покрытия;
г) удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств.
Показатели платежеспособности и методика их расчета
При рассмотрении заявления организации на выдачу лицензии рассчитывается только коэффициент текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.
Остальные показатели рассчитываются ежегодно по итогам работы организации в качестве таможенного брокера и заносятся в Карту таможенного брокера (форма 3С).
В случае наличия заключения уполномоченного аудитора о проверке заявителя на предмет возможности осуществления деятельности в качестве таможенного брокера прохождение данной стадии значительно упрощается. Основной задачей сотрудника таможенного органа остается только экспресс - проверка отдельных показателей, заполнение формы и отнесение заявителя к одной из перечисленных выше групп риска.
б) анализ обеспечения обязательств перед таможенными органами;
При анализе обеспечения обязательств перед таможенными органами рассматривают:
- вид обеспечения;
- материальные обязательства перед третьими лицами;
- чистые активы;
- планируемая сумма таможенных платежей в год;
- планируемая сумма таможенных платежей в месяц;
- планируемый оборот деятельности в качестве таможенного брокера;
- индивидуальный финансовый рейтинг (ИФР).
Для определения рисковости заявителя с точки зрения обеспеченности покрытия возможных финансовых потерь федерального бюджета за счет представленного заявителем обеспечения принимаются во внимание следующие факторы:
- реальность достижения окупаемости финансовых вложений брокера легальными методами в соответствии с представленным им бизнес - планом;
- обеспеченность его собственными средствами;
- реальность оценки основных средств и нематериальных активов;
- выяснение, за счет каких средств была обеспечена выдача банковской гарантии;
- заключались ли договоры о залоге и т.п.
В целях определения рисковости заявителя с точки зрения обеспеченности покрытия возможных финансовых потерь федерального бюджета за счет представленного заявителем обеспечения необходимо рассчитать индивидуальный финансовый рейтинг (ИФР), который представляет из себя максимальную сумму, которую можно получить с данного заявителя в случае обращения на него взыскания (чистые активы, свободные от обязательств + сумма банковской гарантии или другой формы обеспечения). Данная сумма должна сопоставляться с расчетными данными по уплате таможенных платежей исходя из представленного бизнес - плана.
в) сведения о договоре страхования:
- страховая компания;
- договор страхования.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска на основании полученных показателей и данных.
Заявитель может быть отнесен к "белой зоне", если заявитель является платежеспособной организацией.
К "черной зоне" следует относить неплатежеспособную организацию либо организацию с недействительной или подложной банковской гарантией (других документов) и / или если более 50% стоимости представленного обеспечения является собственностью третьего лица, которое письменно не подтвердило свое согласие с требованиями таможенных органов, или в соответствии с законодательством Российской Федерации на них не может быть обращено взыскание.
2.3. Оценка надежности с точки зрения нарушения таможенного законодательства
Целью этой стадии является проверка заявителя на предмет возможности заниматься деятельностью в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Этот этап осуществляется должностными лицами правоохранительного блока (ОБТП) и отделом собственной безопасности таможенных органов, рассматривающих заявление о выдаче лицензии.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска. В случае положительного заключения правоохранительного блока и отдела собственной безопасности должностные лица этих подразделений визируют форму 3С. В противном случае составляется письменное заключение в форме служебной записки с мотивированными причинами отнесения заявителя к "черной" зоне риска.
2.4. Сбор информации и подготовка к принятию решения
Четвертая стадия является результирующей трех предыдущих. Целью этой стадии является сбор и концентрация всех документов, результирующих форм и другой информации в одном месте для формирования окончательного решения о возможности выдачи заявителю лицензии. Данную стадию осуществляет отдел (группа) таможенных режимов таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска на основании полученных данных. Сведения из предыдущих стадий заносятся в результирующую форму 3С, которая представляет "Карту таможенного брокера" (приложение 3).
Карта таможенного брокера представляет из себя сводную табличную форму, отражающую основные сведения об организации на протяжении всего срока действия лицензии и позволяет должностному лицу таможенных органов контролировать финансовое состояние организации в процессе осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.
Вместе с формой 3С должностное лицо таможенного органа, занимающееся 4 стадией, готовит заключение на имя руководителя таможенного органа о возможности (невозможности) выдачи заявителю лицензии, а также в зависимости от предполагаемого решения - проект приказа (распоряжения) или письма об отказе в выдаче лицензии.
2.5. Оформление и выдача лицензии
В случае положительного решения и согласия руководителя таможенного органа о выдаче лицензии заявителю должностное лицо, занимающееся 4 стадией, письменно информирует заявителя о принятом положительном решении, оформляет бланк лицензии и ее копий.
Выдача лицензии осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов.
После получения лицензии (ее копии) таможенный орган, в регионе деятельности которого таможенный брокер (его структурное подразделение) предполагает свою деятельность, утверждает Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером. Указанный Порядок утверждается на основании единого порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, разработанного и согласованного в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392.
Указанный Порядок может предполагать упрощенное таможенное оформление товаров и транспортных средств. Рассмотрение вопроса и принятие решения о возможности использования упрощенного таможенного оформления осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого этот брокер осуществляет операции по таможенному оформлению на основании проверенных сведений о таможенном брокере при рассмотрении заявления о выдаче лицензии.
В зависимости от результатов проверки заявителя и его финансово - материального состояния упрощенное таможенное оформление может включать в себя:
а) упрощение прохождения документальных этапов таможенного контроля и концентрация внимания на фактический этап (досмотр) товаров и транспортных средств, таможенные платежи по которым не превышают индивидуального финансового рейтинга (ИФР) таможенного брокера.
Таможенное оформление товаров, таможенные платежи по которым превышают ИФР таможенного брокера, либо обеспечение обязательств таможенного брокера в этот момент покрывает другие товарные партии, производится на общих основаниях.
б) возможность принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товаров, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера.
Возможные случаи использования упрощенного таможенного оформления:
1. Упрощение таможенного оформления, указанное в подпункте "б", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
2. Упрощенное таможенное оформление, указанное в подпункте "а", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера при соблюдении условия, при котором среднемесячная сумма предполагаемых таможенных платежей не превышает ИФР более чем на 50%.
КАРТА ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА N ___
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии
КАРТА ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА N ________
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии
КАРТА ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА N ________
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии
КАРТА ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА N ________
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии