Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 1325-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Данилы Натальи Михайловны, Дедеева Юрия Семеновича и других на нарушение их конституционных прав положениями статьи 4 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан"
Редакция от 29.05.2018 — Действует

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2018 г. N 1325-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН ДАНИЛЫ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ, ДЕДЕЕВА ЮРИЯ СЕМЕНОВИЧА И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Н.М. Данилы, Ю.С. Дедеева и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Н.М. Данила, Ю.С. Дедеев, О.С. Куриленко, И.Г. Павловская и Е.В. Синельщикова оспаривают конституционность статьи 4 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 139-ФЗ "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", определяющей порядок назначения, выплаты ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия, а фактически ее положения, согласно которым указанные в пункте 3 статьи 2 данного Федерального закона граждане Российской Федерации, на 18 марта 2014 года замещавшие должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и не назначенные на должности судей при формировании первоначальных составов судов Российской Федерации, по их выбору имеют право на назначение пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с нормами пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (часть 1); выходное пособие им выплачивается в соответствии с нормами пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие исчисляются из размера ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему на соответствующей должности судье; при этом замещавшиеся ими должности считаются соответствующими должностям судей судов Российской Федерации в соответствии с приложением к данному Федеральному закону (часть 3); размеры ежемесячного пожизненного содержания увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей в Российской Федерации, а также в случае увеличения (индексации) любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи (часть 5).

По мнению заявителей, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не предусматривают возможность учета оклада за квалификационный класс в составе ежемесячного денежного вознаграждения судьи, из которого исчисляются размеры ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия для указанной категории граждан Российской Федерации, несмотря на то что в период замещения ими должностей судей судов Украины им были присвоены, а при изменении законодательства Украины сохранены квалификационные классы судей.

Оспариваемые положения были применены в деле заявителей судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В развитие положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (часть 2 статьи 5, статьи 6 и 9) Федеральным законом "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" были установлены социальные гарантии, касающиеся в том числе предоставления выходного пособия при прекращении полномочий и ежемесячного пожизненного содержания, порядка назначения этих выплат и определения их размера.

Соответствующие гарантии были предусмотрены, в частности, для граждан Российской Федерации, которые по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживали на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и замещали должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до создания и начала деятельности на указанных территориях судов Российской Федерации, и не были назначены на должности судей при формировании первоначальных составов судов Российской Федерации.

Как следует из взаимосвязанных положений частей 1, 3 и 5 статьи 4 и части 3 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", им при прекращении полномочий выплачивалось выходное пособие в соответствии с нормами пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также предоставлялось по их выбору право на назначение пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", т.е. на тех же условиях, что и судьям Российской Федерации.

По общему правилу, размеры данных выплат определяются исходя из ежемесячного денежного вознаграждения по должности судьи, замещаемой на момент отставки (пункты 3 и 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Принимая во внимание целевое назначение выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках дискреционных полномочий правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением судьям, пребывающим в отставке, указанных материальных гарантий, при определении порядка расчета их размера основывается на необходимости компенсации тех видов выплат, которые фактически были установлены судье на момент его выхода в отставку. Такое правовое регулирование согласуется с рекомендациями, содержащимися в Европейской хартии о законодательном регулировании статуса судей (1998 год), согласно пункту 6.4 которой размер выплат, получаемых судьей, достигшим предусмотренного законом для выхода в отставку возраста и исполнявшим судейские обязанности в течение определенного срока, должен быть как можно ближе к размеру его последней заработной платы в должности судьи.

Действовавшим на момент принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации Законом Украины от 7 июля 2010 года N 2453-IV "О судоустройстве и статусе судей" не было предусмотрено присвоение квалификационных классов судьям Украины, в связи с чем доплата за квалификационный класс им не производилась. Как видно из представленных заявителями документов, в период с 18 марта по 31 декабря 2014 года материальное обеспечение деятельности судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществлялось территориальными управлениями Государственной судебной администрации Украины за счет ассигнований из бюджетов Республики Крым и города Севастополя, при этом лицам, замещавшим должности судей судов на данных территориях в период с 18 марта по 25 декабря 2014 года, судейское вознаграждение выплачивалось без учета оклада за квалификационный класс судьи.

Таким образом, оспариваемые заявителями законоположения не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Данилы Натальи Михайловны, Дедеева Юрия Семеновича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН