Постановление ФКЦБ РФ от 16.11.98 N 49

"Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг"
Редакция от 16.11.1998 — Документ утратил силу, см. «Постановление ФКЦБ РФ от 22.04.2002 N 12/ПС»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 1998 г. N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАТОРАМ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг.

2. Установить, что организации, получившие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг или лицензию фондовой биржи до вступления в силу настоящего Постановления, должны в срок до 1 апреля 1999 года привести свою деятельность в соответствие с настоящим Постановлением и Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг.

3. Признать утратившими силу:

3.1. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 декабря 1996 года N 23 "Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг".

3.2. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 марта 1997 года N 12 "Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг".

Председатель
Д.В.ВАСИЛЬЕВ

Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг
от 16 ноября 1998 г. N 49

ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАТОРАМ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг (далее - Положение), устанавливает обязательные требования, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг и к их деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

1.2. Требования к форме и порядку представляемой организатором торговли отчетности устанавливаются иными нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия).

1.3. Организатор торговли обязан зарегистрировать в Федеральной комиссии следующие документы организатора торговли:

правила торговли ценными бумагами и финансовыми инструментами;

методику расчета сводных индексов;

правила допуска к обращению и исключения из обращения через организатора торговли ценных бумаг и финансовых инструментов;

порядок хранения и защиты информации;

порядок раскрытия информации;

перечень мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами;

перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации;

кодекс мер дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушениях ими правил организатора торговли, иных документов организатора торговли, законодательства Российской Федерации и нормативных актов Федеральной комиссии;

положение о дисциплинарной комиссии организатора торговли.

Документы организатора торговли, указанные в настоящем пункте, а также изменения и дополнения к ним вступают в действие после их регистрации в Федеральной комиссии.

1.4. Организатор торговли обязан представить в Федеральную комиссию утвержденные уполномоченным органом организатора торговли документы, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения, а также изменения и дополнения к ним.

Федеральная комиссия принимает решение о регистрации или отказе в регистрации документов, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, не позднее 60 дней после их поступления в Федеральную комиссию.

Федеральная комиссия принимает решение о регистрации или отказе в регистрации изменений и дополнений к документам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, не позднее 30 дней после их поступления в Федеральную комиссию.

Федеральная комиссия направляет организатору торговли один экземпляр указанных документов, а также изменений и дополнений к ним с отметкой о регистрации или письменное уведомление с указанием причин отказа в регистрации не позднее 5 дней после принятия соответствующего решения.

1.5. Число участников торгов, осуществляющих торговлю через организатора торговли, должно быть не менее 25.

1.6. Организатор торговли вправе устанавливать требования к размеру собственного капитала участников торгов в размере не ниже величины, установленной нормативными актами Федеральной комиссии для организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении

2.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

организатор торговли на рынке ценных бумаг (далее - организатор торговли) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии фондовой биржи или лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

торговая система - совокупность вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающих возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами;

торговый день - рабочий день, в течение которого организатор торговли проводит торги ценными бумагами и финансовыми инструментами;

торговая сессия - часть времени торгового дня, в течение которого осуществляется объявление и обработка заявок, а также совершение сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами;

листинг ценных бумаг - совокупность процедур по включению ценных бумаг в котировальный лист и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг условиям и требованиям организатора торговли;

делистинг ценных бумаг - процедура исключения из котировального листа ценных бумаг, не соответствующих условиям и требованиям организатора торговли;

котировальный лист - список ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и соответствующих требованиям организатора торговли. Котировальный лист может быть первого и второго уровня;

внесписочные ценные бумаги и финансовые инструменты - ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии опционы, фьючерсы и иные финансовые инструменты (далее - финансовые инструменты), допущенные к обращению через организатора торговли помимо ценных бумаг, включенных в котировальный лист;

участник торгов - юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности и имеющее право в соответствии с правилами организатора торговли объявлять заявки и совершать сделки с ценными бумагами или финансовыми инструментами;

маркет - мейкер - участник торгов, который в соответствии с правилами организатора торговли принимает на себя обязательства, позволяющие повысить ликвидность рынка ценных бумаг, допущенных к торговле;

специалист - участник торгов, который в соответствии с правилами организатора торговли и в согласованном с эмитентом ценных бумаг порядке принимает на себя обязательства, позволяющие повысить ликвидность ценных бумаг эмитента;

уполномоченный трейдер - физическое лицо, являющееся штатным работником участника торгов, имеющее квалификационный аттестат, выданный Федеральной комиссией, уполномоченное участником торгов на объявление заявок и совершение сделок через организатора торговли от имени участника торгов;

заявка - объявленное участником торгов в соответствии с правилами организатора торговли предложение о совершении сделки с ценными бумагами или финансовыми инструментами, содержащее существенные условия сделки;

котировка - цена, по которой участник торгов выражает готовность к приобретению или отчуждению ценной бумаги определенного эмитента, вида, категории (типа) или финансового инструмента, и являющаяся одним из условий заявки;

стандартный лот ценных бумаг - установленное правилами организатора торговли минимальное количество ценных бумаг, по которому может быть объявлена заявка;

средневзвешенная цена - цена одной ценной бумаги определенного эмитента, вида, категории (типа) или финансового инструмента, определяемая как результат от деления общей суммы всех сделок с указанной ценной бумагой или финансовым инструментом, совершенных через организатора торговли за определенный период времени, на общее количество ценных бумаг или иных финансовых инструментов по указанным сделкам;

цена спроса - текущая цена одной ценной бумаги или иного финансового инструмента, по которой участник торгов выражает готовность к приобретению ценной бумаги или иного финансового инструмента, и являющаяся одним из условий заявки;

цена предложения - текущая цена одной ценной бумаги или иного финансового инструмента, по которой участник торгов выражает готовность к отчуждению ценной бумаги или иного финансового инструмента, и являющаяся одним из условий заявки.

3. Требования к правилам торговли ценными бумагами
и финансовыми инструментами

3.1. Организатор торговли обязан утвердить правила торговли ценными бумагами и финансовыми инструментами.

Правила торговли ценными бумагами и финансовыми инструментами (далее - правила организатора торговли) должны предусматривать:

3.1.1. Общий порядок и условия проведения торгов.

3.1.2. Время начала и окончания торгового дня и торговых сессий.

3.1.3. Общие требования, предъявляемые к участникам торгов.

3.1.4. Функции маркет - мейкеров или специалистов, а также требования, предъявляемые к ним (в случае, если организатором торговли установлен статус маркет - мейкера или специалиста).

3.1.5. Описание ценных бумаг и финансовых инструментов.

3.1.6. Порядок совершения через торговую систему сделок с ценными бумагами или финансовыми инструментами, включая порядок объявления и изменения участниками торгов заявок.

3.1.7. Порядок формирования торговой системой реестра всех объявленных участниками торгов заявок с указанием условий и реквизитов каждой заявки, времени ее поступления в торговую систему и индивидуального номера.

3.1.8. Порядок формирования торговой системой реестра всех сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами, совершенных через организатора торговли в течение торговой сессии, предусматривающий присвоение в торговой системе каждой сделке индивидуального номера.

3.1.9. Содержание отчетов о сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами, совершенных участником торгов в течение торгового дня, и порядок их доведения до сторон по сделкам.

3.1.10. Описание порядка документооборота и взаимодействия организатора торговли и участников торгов с депозитариями, уполномоченными организациями, осуществляющими расчеты, и клиринговыми организациями.

3.1.11. Описание способов обеспечения обязательств по исполнению сделок с ценными бумагами.

3.1.12. Порядок принятия правил организатора торговли, внесения в них изменений и дополнений.

3.2. В дополнение к правилам торговли организатор торговли обязан утвердить порядок приостановления и возобновления торгов, предусматривающий:

3.2.1. Описание мер, предпринимаемых организатором торговли в случае возникновения в течение торгового дня чрезвычайных или непредвиденных ситуаций, включая описание указанных ситуаций.

3.2.2. Основания и порядок принятия решений о приостановлении и (или) возобновлении торгов.

3.3. В дополнение к правилам торговли организатор торговли вправе утвердить внутренние операционные процедуры, определяющие:

3.3.1. Особенности проведения торгов отдельными видами ценных бумаг и финансовых инструментов.

3.3.2. Стандартный лот ценных бумаг одного эмитента.

3.3.3. Образцы типовых документов для оформления сделок с отдельными видами ценных бумаг и финансовых инструментов, совершаемых участниками торгов, если возможность совершения таких сделок предусмотрена правилами организатора торговли.

4. Требования к реестрам организатора торговли

4.1. Организатор торговли обязан на постоянной основе вести следующие реестры:

4.1.1. Реестр организаций, являющихся членами (акционерами) организатора торговли. Организаторы торговли - акционерные общества должны вести реестр акционеров в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

Реестр организаций, являющихся членами организатора торговли - некоммерческого партнерства, должен содержать следующие сведения:

полное наименование организации;

идентификационный номер налогоплательщика;

место нахождения, номер телефона, факса, адрес электронной почты организации;

фамилию, имя, отчество и должность руководителя исполнительного органа организации;

долю голосов в общем количестве голосов при голосовании на общем собрании членов некоммерчеоммерческого партнерства;

сведения о наличии лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. При наличии лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг указываются наименование органа, выдавшего лицензию, номер лицензии, дата выдачи лицензии и дата окончания срока действия лицензии.

4.1.2. Реестр участников торгов и уполномоченных трейдеров участников торгов. Указанный реестр должен содержать следующие сведения:

полное наименование участника торгов;

код участника торгов, присвоенный организатором торговли;

место нахождения, номер телефона, факса, адрес электронной почты;

идентификационный номер налогоплательщика;

фамилию, имя, отчество и должность руководителя исполнительного органа участника торгов;

сведения о лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, включая: наименование органа, выдавшего лицензию, номер лицензии, дату выдачи и дату окончания срока действия лицензии;

дату вступления в члены организатора торговли - некоммерческого партнерства;

сведения обо всех уполномоченных трейдерах и квалификационных аттестатах, выданных им Федеральной комиссией, включая:

фамилию, имя, отчество уполномоченного трейдера,

серию и номер квалификационного аттестата, выданного уполномоченному трейдеру,

срок действия квалификационного аттестата, выданного уполномоченному трейдеру,

присвоенную квалификацию в соответствии с квалификационным аттестатом;

информация о принятых организатором торговли дисциплинарных мерах по приостановлению участия участника торгов в торгах или об исключении из участников торгов.

4.1.3. Реестр объявленных участниками торгов заявок должен содержать следующие сведения:

идентификационный номер заявки;

реквизиты и условия заявки;

время регистрации торговой системой заявки.

4.1.4. Реестр сделок, совершенных через организатора торговли, должен содержать следующие сведения:

идентификационный номер сделки;

дату и время регистрации сделки в торговой системе;

наименование и индивидуальные коды участников торгов, совершивших сделку;

наименование эмитента, вид, тип (категория) ценной бумаги или наименование иного финансового инструмента;

номинальную стоимость одной ценной бумаги;

сумму сделки;

количество ценных бумаг или финансовых инструментов.

4.2. Организация ведения указанных реестров должна обеспечивать составление списков и выписок из реестров на любую из дат.

5. Требования к правилам допуска
к обращению и исключения из обращения ценных бумаг
и финансовых инструментов

5.1. Организатор торговли обязан утвердить правила допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг и финансовых инструментов, которые должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

Указанные правила должны содержать описание процедуры листинга и делистинга и процедур допуска к обращению внесписочных ценных бумаг и финансовых инструментов в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Федеральной комиссии.

5.2. Ценные бумаги признаются прошедшими процедуру листинга после осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня.

Для осуществления экспертизы документов в целях допуска ценных бумаг к обращению через организатора торговли и прекращения обращения ценных бумаг через организатора торговли организатор торговли обязан сформировать специальный отдел.

5.3. Правила листинга и делистинга организатора торговли должны включать следующие требования к ценным бумагам и их эмитентам:

5.3.1. Заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист первого уровня может представить только эмитент указанных ценных бумаг.

Заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист второго уровня, а также заявление о допуске к обращению через организатора торговли внесписочных ценных бумаг может представить эмитент указанных ценных бумаг или участник торгов.

5.3.2. Эмитент ценных бумаг, представивший заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист первого или второго уровня, обязан раскрывать организатору торговли информацию о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента, в соответствии с требованиями к составу, структуре и срокам представления указанной информации, установленными нормативными актами Федеральной комиссии.

5.3.3. Выпуск ценных бумаг эмитента должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

5.3.4. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг эмитента должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

5.4. Процедура листинга и делистинга организатора торговли должна содержать следующие дополнительные требования для включения ценных бумаг в котировальный лист первого уровня:

5.4.1. Размер чистых активов эмитента ценных бумаг - акционерного общества должен составлять не менее 20 млн. ЭКЮ (по курсу ЭКЮ, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату расчета размера чистых активов).

Расчет размера чистых активов эмитента осуществляется в соответствии с нормативными актами, принятыми совместно Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной комиссией.

5.4.2. Срок осуществления деятельности эмитента ценных бумаг должен быть не менее 3 лет. В случае образования эмитента вследствие реорганизации в форме преобразования срок осуществления деятельности эмитента исчисляется с момента государственной регистрации юридического лица - правопредшественника.

5.4.3. Количество акционеров эмитента - акционерного общества должно быть не менее 1 000.

5.4.4. Средняя сумма сделок с ценными бумагами за месяц, рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, должна быть не менее 50 тыс. ЭКЮ (по курсу ЭКЮ, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату расчета указанной суммы сделок).

5.5. Процедура листинга и делистинга организатора торговли должна содержать следующие дополнительные требования для включения ценных бумаг в котировальный лист второго уровня:

5.5.1. Размер чистых активов эмитента ценных бумаг - акционерного общества должен составлять не менее 2 млн. ЭКЮ (по курсу ЭКЮ, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату расчета размера чистых активов).

Расчет размера чистых активов эмитента осуществляется в соответствии с нормативными актами, принятыми совместно Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной комиссией.

5.5.2. Срок осуществления деятельности эмитента ценных бумаг должен быть не менее 1 года. В случае образования эмитента вследствие реорганизации в форме преобразования срок осуществления деятельности эмитента исчисляется с момента государственной регистрации юридического лица - правопредшественника.

5.5.3. Количество акционеров эмитента - акционерного общества должно быть не менее 500.

5.5.4. Средняя сумма сделок с ценными бумагами за месяц, рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, должна быть не менее 10 тыс. ЭКЮ (по курсу ЭКЮ, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату расчета указанной суммы сделок).

5.6. Процедура листинга и делистинга может содержать дополнительные требования и условия для включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы организатора торговли первого и второго уровня, а также устанавливать более строгие требования к эмитентам и их ценным бумагам по сравнению с требованиями, предусмотренными настоящим Положением.

5.7. Организатор торговли самостоятельно устанавливает требования к эмитенту внесписочных ценных бумаг, а также порядок допуска к обращению и прекращения обращения внесписочных ценных бумаг и финансовых инструментов.

5.8. Эмитент ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли, представляет организатору торговли сведения об организациях, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

5.9. Организатор торговли обязан уведомить лицо, представившее заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении в котировальный лист, о включении (или об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный лист.

Организатор торговли обязан уведомить эмитента ценных бумаг о допуске ценных бумаг к обращению.

5.10. Прекращение обращения ценных бумаг через организатора торговли осуществляется организатором торговли по следующим основаниям:

аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

истечение сроков обращения ценных бумаг;

ликвидация эмитента ценных бумаг;

признание эмитента ценных бумаг несостоятельным (банкротом);

иное основание, установленное организатором торговли.

5.11. Исключение ценных бумаг из котировального листа организатора торговли осуществляется организатором торговли по следующим основаниям:

несоответствие показателей деятельности эмитента требованиям, предъявляемым при включении ценных бумаг в котировальный лист организатора торговли;

несоответствие показателей средней суммы сделок с ценными бумагами одного выпуска за месяц, рассчитанной по итогам последних 6 месяцев, требованиям, предъявляемым при включении ценных бумаг в котировальный лист организатора торговли;

иное основание, установленное организатором торговли.

5.12. Организатор торговли самостоятельно устанавливает основания прекращения обращения финансовых инструментов.

6. Требования к порядку хранения
и защиты информации

6.1. Организатор торговли обязан хранить информацию о каждой сделке с ценными бумагами или финансовыми инструментами, совершенной через организатора торговли, не менее 3 лет.

6.2. Организатор торговли обязан утвердить порядок хранения и защиты информации. Порядок хранения и защиты информации должен предусматривать:

6.2.1. Воспроизведение существенных условий каждой зарегистрированной торговой системой заявки или сделки с ценными бумагами или финансовыми инструментами, а также информации об исполнении сделки в случае, если организатор торговли осуществляет контроль за исполнением сделок.

6.2.2. Описание систем защиты баз данных организатора торговли от ошибок и несанкционированного доступа, включая:

порядок доступа к базам данных организатора торговли, включая установление ограничений к несанкционированному доступу к базам данных организатора торговли;

использование паролей и других средств, ограничивающих доступ к базам данных организатора торговли;

описание мер, предпринимаемых организатором торговли и участниками торгов, направленных на предотвращение сбоев и ошибок в работе торговой системы организатора торговли.

7. Требования к порядку раскрытия информации
организатором торговли

7.1. Организатор торговли обязан утвердить порядок раскрытия информации организатором торговли.

Порядок раскрытия информации, утвержденный организатором торговли, не должен содержать положений, создающих неравные условия ее получения заинтересованными лицами, не являющимися участниками торгов.

Порядок раскрытия информации организатором торговли должен предусматривать:

7.1.1. Наименования, адреса, телефоны не менее трех информационных агентств, через которые осуществляется раскрытие информации, наименования печатных изданий, способы раскрытия информации.

7.1.2. Порядок доступа заинтересованных лиц к текущей и итоговой информации о торговой сессии, включая: цены спроса и предложения ценных бумаг и финансовых инструментов, допущенных к обращению через организатора торговли, количество ценных бумаг, финансовых инструментов, а также суммы совершенных с ними сделок в течение торговой сессии, иную информацию.

7.1.3. Перечень раскрываемой информации, размер оплаты услуг по раскрытию информации.

7.2. Организатор торговли обязан обеспечить равные условия для всех участников торгов при раскрытии текущей информации о ходе торговой сессии, предоставлении участникам торговли отчетности о результатах торгов и иной информации.

7.3. В течение торговой сессии организатор торговли обязан раскрывать участникам торгов текущую информацию о сделках с ценными бумагами или финансовыми инструментами, допущенными к обращению через организатора торговли:

наименование эмитента, вид, категория (тип) ценных бумаг или наименование финансового инструмента;

сумму сделок, совершенных к моменту раскрытия информации;

цену одной ценной бумаги или финансового инструмента по последней совершенной сделке;

котировки ценных бумаг или финансовых инструментов;

значение сводного индекса открытия и значение текущего сводного индекса, рассчитываемые организатором торговли в соответствии с методикой расчетов сводных индексов, утвержденной Федеральной комиссией;

иную информацию.

Информация о ценах и количестве ценных бумаг, по которым совершаются сделки через организатора торговли, должна доводиться до каждого участника торгов, участвующего в текущей торговой сессии, немедленно после совершения сделки.

7.4. По завершении каждого торгового дня организатор торговли обязан не позднее одного часа после его окончания раскрывать следующую итоговую информацию о сделках с допущенными к обращению через организатора торговли ценными бумагами или финансовыми инструментами:

общую сумму и количество сделок с ценными бумагами или финансовыми инструментами, совершенных в течение торговой сессии;

средневзвешенную цену ценных бумаг эмитента, определенного вида, категории (типа) или финансового инструмента;

наименование эмитента, вид, категория (тип) ценной бумаги;

наименование финансового инструмента;

наибольшую цену спроса и наименьшую цену предложения ценных бумаг и финансовых инструментов за торговую сессию;

значение сводного индекса открытия, значение сводного индекса закрытия, рассчитанные организатором торговли в соответствии с методикой расчетов сводных индексов, утвержденной Федеральной комиссией.

7.5. Организатор торговли обязан не реже одного раза в неделю раскрывать информацию о рыночных ценах ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли, рассчитанных в соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии по итогам каждого торгового дня, в печатном издании Российской Федерации тиражом не менее 50 тыс. экземпляров.

7.6. Организатор торговли обязан ежегодно раскрывать через информационные агентства или иным способом перечень ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, допущенных к обращению через организатора торговли, и ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, обращение которых через организатора торговли прекращено, включая:

наименование эмитента, вид, категория (тип) ценной бумаги или наименование финансового инструмента;

дата допуска к обращению (прекращения обращения) ценной бумаги или финансового инструмента через организатора торговли;

уровень котировального листа, в который включена (из которого исключена) ценная бумага;

для внесписочных ценных бумаг - указание на то, что ценная бумага является внесписочной.

Организатор торговли обязан раскрывать информацию о внесении изменений и дополнений в указанный перечень не позднее 15 дней с момента принятия решения.

7.7. Организатор торговли вправе раскрывать заинтересованным лицам иную текущую информацию о ходе торговой сессии и об итогах торгового дня.

8. Меры по предотвращению манипулирования ценами

8.1. Манипулированием ценами признаются действия участника (участников) торгов, в том числе объявление заявок на совершение сделок с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами, совершение сделок с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами, сторонами по которым является одно и то же лицо, которые привели или могли привести к дестабилизации рынков ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, в том числе к необусловленному объективными событиями, влияющими на рынок ценных бумаг, изменению цен спроса (предложения) ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, либо числа заявок (сделок).

8.2. Участники торгов, осуществляющие манипулирование ценами, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

8.3. Организатор торговли обязан утвердить перечень мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами, включая описание системы контроля за объявлением заявок участниками торгов в течение торговой сессии.

8.4. Организатор торговли несет ответственность за несоблюдение утвержденного им перечня мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

9. Требования к должностным лицам и работникам
организатора торговли

9.1. Организатор торговли обязан утвердить перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации, включающий:

9.1.1. Описание систем контроля за соблюдением запрета на неправомерное использование или передачу третьим лицам работниками и должностными лицами организатора торговли информации, связанной с ценами сделок и количеством ценных бумаг по сделкам и финансовых инструментов, ценой спроса и предложения ценных бумаг по сделкам и финансовых инструментов, иной служебной информации.

9.1.2. Порядок доступа к текущей информации о ходе торгов через организатора торговли должностных лиц и работников организатора торговли.

9.1.3. Меры ответственности работников и должностных лиц организатора торговли за действия, повлекшие неправомерное использование служебной информации или манипулирование ценами.

9.2. Уполномоченные лица организатора торговли и Федеральной комиссии обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии требования к использованию служебной информации.

9.3. Должностные лица и работники организатора торговли не вправе:

являться участниками (акционерами) участников торгов;

участвовать в органах управления и (или) являться работниками участников торгов и (или) получать вознаграждение от участников торгов, в том числе на основании гражданско - правовых договоров;

использовать в личных целях и (или) передавать другим неуполномоченным на то лицам информацию об участниках торгов, совершаемых ими сделках и иную служебную информацию;

участвовать в сделках, совершаемых через организатора торговли, в качестве брокера или стороны по сделке.

10. Меры дисциплинарного воздействия при нарушениях
правил и иных документов организатора торговли

10.1. Организатор торговли обязан утвердить кодекс мер дисциплинарного воздействия, применяемых к участникам торгов при нарушениях ими правил, требований иных документов организатора торговли, законодательства Российской Федерации и нормативных актов Федеральной комиссии, а также положение о дисциплинарной комиссии организатора торговли.

10.2. Кодекс мер дисциплинарного воздействия, применяемых к участникам торгов при нарушениях ими правил организатора торговли, требований иных документов организатора торговли, законодательства Российской Федерации и нормативных актов Федеральной комиссии, должен предусматривать:

10.2.1. Порядок рассмотрения конфликтных ситуаций между участниками торгов, а также между участниками торгов и организатором торговли.

10.2.2. Санкции и меры, применяемые к участникам торгов при нарушении ими правил и требований иных документов организатора торговли, включая:

объявление участнику торгов официального предупреждения;

наложение штрафа на участника торгов;

приостановление участия в торгах участника торгов;

отстранение от торгов уполномоченных трейдеров участника торгов;

иные санкции.