Приказ ГТК РФ от 03.12.98 N 817

"Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации"
Редакция от 03.12.1998 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФТС РФ от 08.10.2008 N 1257»
Показать изменения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 декабря 1998 г. N 817

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во исполнение требований пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пункта 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.98 N 1396, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Заместителям председателя ГТК России, начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений, таможен, руководителям организаций ГТК России, начальникам подразделений таможенных органов принять названную Инструкцию к неукоснительному исполнению.

3. Настоящий Приказ довести до сведения всех сотрудников таможенных органов и организаций ГТК России.

Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
В.Г.ДРАГАНОВ

Приложение
к Приказу ГТК России
от 3 декабря 1998 г. N 817

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации порядок организации и проведения служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины (далее - дисциплина) сотрудниками таможенных органов Российской Федерации.

2. Служебная проверка - форма исполнения начальником таможенного органа Российской Федерации или организации, ГТК России (далее - начальник таможенного органа) должностных обязанностей, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федерального закона) и подпунктом 9 пункта 8 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав).

3. Служебная проверка (далее - проверка) проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины (далее - проступок), совершенного сотрудником таможенного органа (далее - сотрудник), или чрезвычайного происшествия в таможенном органе (далее - чрезвычайное происшествие).

4. Задачами проверки являются:

1) установление обстоятельств, причин и условий совершения проступка или чрезвычайного происшествия;

2) установление конкретного сотрудника, совершившего проступок, и других причастных к его совершению лиц;

3) определение степени виновности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей конкретными сотрудниками;

4) выработка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего проступок;

5) выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий предупредительно - профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка (чрезвычайного происшествия).

5. В ходе проверки, в порядке, определенном настоящей Инструкцией, осуществляется гласный сбор и документальное оформление сведений, относящихся к проступку (чрезвычайному происшествию), в том числе:

1) устанавливается, действительно ли имел место проступок (чрезвычайное происшествие), время, место, обстоятельства, при которых он был совершен;

2) цели и мотивы совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

3) наличие вины в действиях либо бездействии конкретных сотрудников и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими сотрудниками;

4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного сотрудника;

5) личные и деловые качества сотрудника, совершившего проступок (чрезвычайное происшествие);

6) причины и условия, которые способствовали совершению проступка;

7) характер и размер ущерба, причиненного сотрудником, совершившим проступок.

6. Расследование по уголовному делу в отношении сотрудника не освобождает начальника таможенного органа от обязанности организовать проведение проверки.

7. Руководящий состав таможенного органа использует материалы проверки и рекомендации по ее результатам в своей повседневной деятельности в целях укрепления дисциплины подчиненных сотрудников, профилактике и недопущению проступков и чрезвычайных происшествий.

II. Организация проверки

8. Поводом для назначения проверки являются:

1) сведения о чрезвычайном происшествии - согласно перечню происшествий в таможенной системе Российской Федерации, определенному Приказами ГТК России от 09.08.95 N 488 и от 17.09.97 N 557;

2) совершение сотрудником однократного грубого нарушения дисциплины, предусмотренного пунктом 18 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации;

3) факт нарушения дисциплины сотрудником, изложенный в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также сведения, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц;

4) в иных случаях - по усмотрению начальника таможенного органа.

9. Начальник таможенного органа, оценив сведения о характере проступка (чрезвычайном происшествии) и установив повод для проведения проверки, обязан принять незамедлительные меры к организации ее проведения в отношении подчиненных сотрудников.

Заместитель председателя ГТК России назначает проведение проверки в отношении сотрудников курируемых подразделений центрального аппарата ГТК России.

10. Проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее назначения, и закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения, если иной срок не установлен начальником таможенного органа.

В отдельных случаях (отсутствие лиц или документов, которые могут существенно повлиять на результаты и выводы проверки, необходимость получения информации из другого таможенного органа, отдаленных населенных пунктов, пребывание сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске или его болезнь, а также в других случаях) срок проведения проверки на основании приказа начальника таможенного органа может быть продлен, но не более чем на один месяц.

11. Начальник таможенного органа, в зависимости от обстоятельств совершения проступка, может поручить проведение проверки конкретному сотруднику или группе сотрудников (далее - комиссия).

Сотрудник (председатель комиссии) при проведении проверки действует от имени начальника, который ее назначил.

12. Сотрудник, совершивший проступок, приказом начальника таможенного органа в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей.

13. Временное отстранение от исполнения должностных обязанностей сотрудника, входящего в номенклатуру назначения начальника вышестоящего таможенного органа, производится по согласованию с указанным руководителем.

14. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения должностных обязанностей, находится в распоряжении непосредственного начальника или начальника того структурного подразделения таможенного органа, которому он подчинен в приказе об отстранении.

15. При временном отстранении сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, служебным документам и материалам.

16. Проверка проводится, как правило, на основании приказа (письменного указания или распоряжения) начальника таможенного органа, в котором указываются:

1) повод для проведения проверки, сведения о проступке или о чрезвычайном происшествии, должность сотрудника, в отношении которого проводится проверка, его специальное звание, фамилия, имя, отчество;

2) в случае временного отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей - дата отстранения и на какой срок;

3) должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, уполномоченного провести проверку (или состав комиссии, ее председатель);

4) срок представления начальнику таможенного органа материалов проверки и заключения по ее результатам.

17. Для проведения проверки в состав комиссии, как правило, в зависимости от специфики совершенного проступка (чрезвычайного происшествия), включаются сотрудники Управления кадровой службы, Управления организации таможенной службы, Управления безопасности, Правового управления, Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или сотрудники аналогичных структурных подразделений таможенных органов на местах.

При необходимости в состав комиссии могут включаться сотрудники других структурных подразделений таможенного органа.

18. Работу комиссии организует и направляет ее председатель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки.

19. Взаимодействие сотрудников при проведении проверки осуществляется в соответствии с "Временным порядком взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий", утвержденным Приказом ГТК России от 09.08.95 N 488.

20. В компетенцию Управления безопасности и его подразделений на местах входит проведение проверок по фактам:

1) преступного посягательства в отношении сотрудника таможенного органа (членов его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей;

2) возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника;

3) нападения на таможенные объекты, а также попыток агентурного внедрения преступных структур или несанкционированного технического (электронного) проникновения в таможенный орган;

4) хищения (утраты) в таможенных органах боевого оружия, боеприпасов к ним или специальных средств, а также секретной или конфиденциальной информации, защита которой отнесена к компетенции Управления безопасности и его подразделений на местах;

5) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности сотрудником подразделения безопасности таможенного органа.

21. Координация взаимодействия между подразделениями при проведении проверок возлагается на Управление кадровой службы и кадровые службы таможенных органов на местах.

22. Приказ (письменное распоряжение) начальника таможенного органа о назначении проверки - основание для получения сотрудником, проводящим проверку (членами комиссии), объяснений в письменном виде на имя начальника таможенного органа от сотрудников по вопросам, относящимся к проверке, ознакомления с документами таможенного органа (либо их изъятие), имеющими отношение к совершенному проступку (чрезвычайному происшествию), истребования их копий, а также получения заключений от специалистов по конкретным вопросам таможенного дела.

23. В состав комиссии для проведения проверки не привлекается:

1) сотрудник, совершивший проступок, по которому проводится проверка;

2) родственник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные) отношения сотрудник;

3) сотрудник, прямо подчиненный по службе сотруднику, в отношении которого проводится проверка.

24. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, имеет право:

1) вызывать сотрудников, а также приглашать граждан и получать от них на имя начальника, назначившего служебную проверку, письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки;

2) знакомиться с соответствующими документами таможенного органа, в случае необходимости приобщать их (или копии) к материалам проверки (в других организациях ознакомление с документами и снятие с них копий осуществляется с разрешения их руководителя);

3) требовать от сотрудников таможенного органа предоставления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки;

4) привлекать по согласованию с начальником таможенного органа сотрудников (работников) в качестве экспертов или для выполнения в пределах их компетенции разовых поручений в интересах проверки;

5) получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;

6) готовить проекты поручений или запросов в другие таможенные органы о предоставлении необходимой информации или выяснении обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;

7) выезжать на место совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

8) документально оформлять сведения о совершении проступка (чрезвычайного происшествия) и фиксировать его место:

- исполнять схемы места совершения проступка (чрезвычайного происшествия), фотографировать его, а также производить видеозапись;

- составлять справки по содержанию изученных в ходе проверки документов, которые не представляется возможным приобщить к материалам проверки;

- производить фотографирование, аудио- и видеозапись с согласия сотрудников и других лиц, дающих объяснения;

- составлять справки об осмотре служебных документов и предметов;

- временно изымать служебные документы или имущество таможенного органа.

25. Временное изъятие служебных документов или имущества производится по акту, первый экземпляр которого передается сотруднику, ответственному за их хранение, под расписку о получении акта. Второй экземпляр акта вместе с документами приобщается к материалам проверки. В акте также указывается, где хранится изъятое имущество или кому из сотрудников оно передано под ответственное хранение.

26. Истребование документов (или их копий) из государственных органов от юридических и физических лиц производится сотрудником, проводящим проверку, на основании запроса начальника таможенного органа.

27. На основании письменного запроса сотрудника, проводящего проверку, непосредственный начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, обязан в установленные в запросе сроки представить на последнего служебную характеристику.

28. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, обязан:

1) руководствоваться требованиями настоящей Инструкции;

2) ознакомить сотрудника, в отношении которого проводится проверка, с приказом, являющимся основанием для проведения проверки, и требованиями настоящей Инструкции;

3) соблюдать права и свободы человека и гражданина;

4) принять все меры, необходимые для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах проступка (чрезвычайного происшествия) и сотрудниках, причастных к его совершению;

5) рассматривать и приобщать к материалам проверки заявления, относящиеся к проверке и поступающие при ее проведении;

6) обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения начальником таможенного органа заключения о результатах проверки;

7) незамедлительно письменно информировать начальника таможенного органа о нарушениях законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, установленных в ходе проверки;

8) составить по итогам работы заключение о результатах проверки;

9) выработать предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного сотрудника и мерах по профилактике проступка (чрезвычайного происшествия);

10) представить начальнику таможенного органа в установленные сроки материалы и заключение о результатах проверки.

29. Сотрудник (председатель комиссии), на которого возложено проведение проверки, проводит необходимую подготовительную работу, которая может включать в себя:

1) разработку плана проведения проверки;

2) изучение законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки;

3) изучение документов таможенного органа и личных дел сотрудников, имеющих отношение к проступку (чрезвычайному происшествию);

4) анализ данных о состоянии служебной дисциплины, изучение материалов предыдущих проверок;

5) другие мероприятия, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения проступка (чрезвычайного происшествия).

30. Начальник таможенного органа, при необходимости, утверждает план проведения проверки, инструктирует сотрудника (председателя комиссии) по конкретным вопросам, подлежащим выяснению в ходе ее проведения.

31. Начальник таможенного органа обязан обеспечить полноту и объективность проверки, соблюдение законности при ее проведении, а также своевременно, в необходимых случаях, информировать о ее результатах начальника вышестоящего таможенного органа.

III. Порядок проведения проверки

32. В ходе проверки устанавливаются и документально оформляются сведения, относящиеся к проступку (чрезвычайному происшествию), указанные в пункте 5 настоящей Инструкции в целях решения задач, определенных пунктом 4 настоящей Инструкции.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного проступка, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения;

2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов;

3) подать заявление об отводе сотрудника от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;

4) знакомиться, в случае установления нарушений в его действиях, по окончании проверки с ее материалами и заключением о результатах проверки, что удостоверяется подписью сотрудника, в отношении которого проводилась проверка, на заключении о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением или от подписи сотрудник, проводивший проверку, составляет акт.

34. Сотрудник, проводящий проверку, непосредственно получает письменные объяснения от сотрудника, совершившего проступок. По требованию сотрудника, проводившего проверку, письменные объяснения обязаны представить и другие сотрудники, имеющие отношение к проступку (чрезвычайному происшествию).

35. При необходимости вопросы, по которым даются объяснения, могут задаваться сотрудником, проводящим проверку, в письменной форме.

36. После получения письменного объяснения сотрудник, проводящий проверку, обязан в этом документе сделать запись о дате, времени и месте получения объяснения и указать свои должность, специальное звание, фамилию, имя и отчество, скрепив запись своей подписью.

37. В случае отказа сотрудника от письменных объяснений составляется акт, в котором указываются:

1) место, день и время составления акта;

2) должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, составившего акт, и сотрудников, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений;

3) содержание причин отказа сотрудника от письменных объяснений, которые излагаются в произвольной форме.

Акт подписывается сотрудником, составившим его, и двумя членами комиссии либо другими сотрудниками, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений (Приложение N 1).

38. По завершении проверки сотрудник (председатель комиссии) составляет заключение о результатах служебной проверки (далее - заключение), в котором излагаются:

1) основание и повод проведения проверки, должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника (состав комиссии), ее проводившего;

2) сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

3) сведения о сотруднике, совершившем проступок (должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в таможенных органах, в занимаемой должности), и других лицах, причастных к совершению проступка (чрезвычайному происшествию);

4) мотивы и цели совершения сотрудником проступка (какие конкретно требования законов Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России нарушены), степень виновности сотрудника;

5) причины и условия совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

6) причинную связь проступка с должностными обязанностями сотрудника;

7) предложения о дисциплинарной ответственности виновных сотрудников;

8) данные о характере и размерах причиненного ущерба, предложения о порядке его возмещения;

9) предложения о проведении с сотрудниками таможенного органа необходимых воспитательно - профилактических мероприятий.

39. В тексте заключения даются ссылки на соответствующие страницы материала проверки.

Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку (членами комиссии), и утверждается начальником таможенного органа.

40. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения член комиссии, подписав заключение, приобщает к нему свою объяснительную записку, в которой излагает свое особое мнение.

41. Материал проверки формируется в дело, в которое приобщаются:

1) документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки;

2) копия приказа о назначении проверки;

3) объяснения сотрудников и иных лиц;

4) первичные документы (подлинники или ксерокопии);

5) справочные материалы;

6) служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка;

7) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам;

8) заключение о результатах проверки;

9) копия приказа по результатам проведения проверки (если приказ издавался);

10) копия ответа автору заявления о результатах проверки и принятых мерах.

Материал проверки нумеруется постранично, прошнуровывается и по нему составляется опись, которая заверяется сотрудником (председателем комиссии), проводящим проверку.

42. Копия заключения по результатам служебной проверки приобщается к личному делу сотрудника, в отношении которого она проводилась, и направляется в подразделение собственной безопасности таможенного органа для использования по службе.

43. Если в ходе проверки или по ее результатам будет обнаружено, что сотрудник совершил действия, указывающие на признаки преступления, начальник таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

44. Сотрудник, проводивший проверку, подготавливает по ее результатам проект приказа, как правило, совместно с уполномоченными на то сотрудниками кадровой и юридической служб таможенного органа.

45. Начальник таможенного органа незамедлительно, но не позднее 3 дней после утверждения заключения о результатах служебной проверки, проведение которой находится на контроле вышестоящего начальника таможенного органа, направляет последнему копии заключения и соответствующего приказа.

46. Материалы служебной проверки предоставляются для ознакомления только с разрешения начальника, назначившего ее проведение, по запросу органов прокуратуры или в иных случаях по решению начальника таможенного органа.

47. По завершении проверки ее материалы передаются в соответствии с установленным порядком на архивное хранение в таможенном органе.

Приложение N 1
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебной проверки в
таможенных органах
Российской Федерации

 
__________________________________________________________________
                (наименование таможенного органа)
 
г. Нск                                     "__" __________ 199_ г.
 
                               АКТ
 
    Мною _________________________________________________________
                 (должность, специальное звание, ф.и.о.)
составлен настоящий акт о нижеследующем:
сегодня ______________ в _________________________________________
           (время)        (указать место, в том числе N служебного
                                         кабинета)
в присутствии ____________________________________________________
                 (указать должность, специальное звание, ф.и.о.
                                  сотрудников)
__________________________________________________________________
сотрудник ________________________________________________________
                   (должность, специальное звание, ф.и.о.)
отказался от предоставления письменных объяснений ________________
                                                 (указать существо
________________________________________. Свой отказ от письменных
                вопроса)
объяснений __________________ мотивировал: _______________________
                (ф.и.о.)
__________________________________________________________________
        (в произвольной форме изложить причины отказа от
                   предоставления объяснений)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
     Содержание данного акта подтверждаем личными подписями
 
_________________________  подпись  ______________________________
(должность, спец. звание)   дата         (инициалы, фамилия)
 
_________________________  подпись  ______________________________
(должность, спец. звание)   дата         (инициалы, фамилия)
 
                     Настоящий акт составили
 
_________________________  подпись  ______________________________
(должность, спец. звание)   дата         (инициалы, фамилия)