ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 декабря 1998 г. N 817
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение требований пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пункта 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.98 N 1396, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция).
2. Заместителям председателя ГТК России, начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений, таможен, руководителям организаций ГТК России, начальникам подразделений таможенных органов принять названную Инструкцию к неукоснительному исполнению.
3. Настоящий Приказ довести до сведения всех сотрудников таможенных органов и организаций ГТК России.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
В.Г.ДРАГАНОВ
Приложение
к Приказу ГТК России
от 3 декабря 1998 г. N 817
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации порядок организации и проведения служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины (далее - дисциплина) сотрудниками таможенных органов Российской Федерации.
2. Служебная проверка - форма исполнения начальником таможенного органа Российской Федерации или организации, ГТК России (далее - начальник таможенного органа) должностных обязанностей, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федерального закона) и подпунктом 9 пункта 8 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав).
3. Служебная проверка (далее - проверка) проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины (далее - проступок), совершенного сотрудником таможенного органа (далее - сотрудник), или чрезвычайного происшествия в таможенном органе (далее - чрезвычайное происшествие).
4. Задачами проверки являются:
1) установление обстоятельств, причин и условий совершения проступка или чрезвычайного происшествия;
2) установление конкретного сотрудника, совершившего проступок, и других причастных к его совершению лиц;
3) определение степени виновности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей конкретными сотрудниками;
4) выработка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего проступок;
5) выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий предупредительно - профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка (чрезвычайного происшествия).
5. В ходе проверки, в порядке, определенном настоящей Инструкцией, осуществляется гласный сбор и документальное оформление сведений, относящихся к проступку (чрезвычайному происшествию), в том числе:
1) устанавливается, действительно ли имел место проступок (чрезвычайное происшествие), время, место, обстоятельства, при которых он был совершен;
2) цели и мотивы совершения проступка (чрезвычайного происшествия);
3) наличие вины в действиях либо бездействии конкретных сотрудников и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими сотрудниками;
4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного сотрудника;
5) личные и деловые качества сотрудника, совершившего проступок (чрезвычайное происшествие);
6) причины и условия, которые способствовали совершению проступка;
7) характер и размер ущерба, причиненного сотрудником, совершившим проступок.
6. Расследование по уголовному делу в отношении сотрудника не освобождает начальника таможенного органа от обязанности организовать проведение проверки.
7. Руководящий состав таможенного органа использует материалы проверки и рекомендации по ее результатам в своей повседневной деятельности в целях укрепления дисциплины подчиненных сотрудников, профилактике и недопущению проступков и чрезвычайных происшествий.
II. Организация проверки
8. Поводом для назначения проверки являются:
1) сведения о чрезвычайном происшествии - согласно перечню происшествий в таможенной системе Российской Федерации, определенному Приказами ГТК России от 09.08.95 N 488 и от 17.09.97 N 557;
2) совершение сотрудником однократного грубого нарушения дисциплины, предусмотренного пунктом 18 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации;
3) факт нарушения дисциплины сотрудником, изложенный в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также сведения, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц;
4) в иных случаях - по усмотрению начальника таможенного органа.
9. Начальник таможенного органа, оценив сведения о характере проступка (чрезвычайном происшествии) и установив повод для проведения проверки, обязан принять незамедлительные меры к организации ее проведения в отношении подчиненных сотрудников.
Заместитель председателя ГТК России назначает проведение проверки в отношении сотрудников курируемых подразделений центрального аппарата ГТК России.
10. Проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее назначения, и закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения, если иной срок не установлен начальником таможенного органа.
В отдельных случаях (отсутствие лиц или документов, которые могут существенно повлиять на результаты и выводы проверки, необходимость получения информации из другого таможенного органа, отдаленных населенных пунктов, пребывание сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске или его болезнь, а также в других случаях) срок проведения проверки на основании приказа начальника таможенного органа может быть продлен, но не более чем на один месяц.
11. Начальник таможенного органа, в зависимости от обстоятельств совершения проступка, может поручить проведение проверки конкретному сотруднику или группе сотрудников (далее - комиссия).
Сотрудник (председатель комиссии) при проведении проверки действует от имени начальника, который ее назначил.
12. Сотрудник, совершивший проступок, приказом начальника таможенного органа в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей.
13. Временное отстранение от исполнения должностных обязанностей сотрудника, входящего в номенклатуру назначения начальника вышестоящего таможенного органа, производится по согласованию с указанным руководителем.
14. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения должностных обязанностей, находится в распоряжении непосредственного начальника или начальника того структурного подразделения таможенного органа, которому он подчинен в приказе об отстранении.
15. При временном отстранении сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, служебным документам и материалам.
16. Проверка проводится, как правило, на основании приказа (письменного указания или распоряжения) начальника таможенного органа, в котором указываются:
1) повод для проведения проверки, сведения о проступке или о чрезвычайном происшествии, должность сотрудника, в отношении которого проводится проверка, его специальное звание, фамилия, имя, отчество;
2) в случае временного отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей - дата отстранения и на какой срок;
3) должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, уполномоченного провести проверку (или состав комиссии, ее председатель);
4) срок представления начальнику таможенного органа материалов проверки и заключения по ее результатам.
17. Для проведения проверки в состав комиссии, как правило, в зависимости от специфики совершенного проступка (чрезвычайного происшествия), включаются сотрудники Управления кадровой службы, Управления организации таможенной службы, Управления безопасности, Правового управления, Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или сотрудники аналогичных структурных подразделений таможенных органов на местах.
При необходимости в состав комиссии могут включаться сотрудники других структурных подразделений таможенного органа.
18. Работу комиссии организует и направляет ее председатель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки.
19. Взаимодействие сотрудников при проведении проверки осуществляется в соответствии с "Временным порядком взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий", утвержденным Приказом ГТК России от 09.08.95 N 488.
20. В компетенцию Управления безопасности и его подразделений на местах входит проведение проверок по фактам:
1) преступного посягательства в отношении сотрудника таможенного органа (членов его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей;
2) возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника;
3) нападения на таможенные объекты, а также попыток агентурного внедрения преступных структур или несанкционированного технического (электронного) проникновения в таможенный орган;
4) хищения (утраты) в таможенных органах боевого оружия, боеприпасов к ним или специальных средств, а также секретной или конфиденциальной информации, защита которой отнесена к компетенции Управления безопасности и его подразделений на местах;
5) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности сотрудником подразделения безопасности таможенного органа.
21. Координация взаимодействия между подразделениями при проведении проверок возлагается на Управление кадровой службы и кадровые службы таможенных органов на местах.
22. Приказ (письменное распоряжение) начальника таможенного органа о назначении проверки - основание для получения сотрудником, проводящим проверку (членами комиссии), объяснений в письменном виде на имя начальника таможенного органа от сотрудников по вопросам, относящимся к проверке, ознакомления с документами таможенного органа (либо их изъятие), имеющими отношение к совершенному проступку (чрезвычайному происшествию), истребования их копий, а также получения заключений от специалистов по конкретным вопросам таможенного дела.
23. В состав комиссии для проведения проверки не привлекается:
1) сотрудник, совершивший проступок, по которому проводится проверка;
2) родственник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные) отношения сотрудник;
3) сотрудник, прямо подчиненный по службе сотруднику, в отношении которого проводится проверка.
24. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, имеет право:
1) вызывать сотрудников, а также приглашать граждан и получать от них на имя начальника, назначившего служебную проверку, письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки;
2) знакомиться с соответствующими документами таможенного органа, в случае необходимости приобщать их (или копии) к материалам проверки (в других организациях ознакомление с документами и снятие с них копий осуществляется с разрешения их руководителя);
3) требовать от сотрудников таможенного органа предоставления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки;
4) привлекать по согласованию с начальником таможенного органа сотрудников (работников) в качестве экспертов или для выполнения в пределах их компетенции разовых поручений в интересах проверки;
5) получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
6) готовить проекты поручений или запросов в другие таможенные органы о предоставлении необходимой информации или выяснении обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;
7) выезжать на место совершения проступка (чрезвычайного происшествия);
8) документально оформлять сведения о совершении проступка (чрезвычайного происшествия) и фиксировать его место:
- исполнять схемы места совершения проступка (чрезвычайного происшествия), фотографировать его, а также производить видеозапись;
- составлять справки по содержанию изученных в ходе проверки документов, которые не представляется возможным приобщить к материалам проверки;
- производить фотографирование, аудио- и видеозапись с согласия сотрудников и других лиц, дающих объяснения;
- составлять справки об осмотре служебных документов и предметов;
- временно изымать служебные документы или имущество таможенного органа.
25. Временное изъятие служебных документов или имущества производится по акту, первый экземпляр которого передается сотруднику, ответственному за их хранение, под расписку о получении акта. Второй экземпляр акта вместе с документами приобщается к материалам проверки. В акте также указывается, где хранится изъятое имущество или кому из сотрудников оно передано под ответственное хранение.
26. Истребование документов (или их копий) из государственных органов от юридических и физических лиц производится сотрудником, проводящим проверку, на основании запроса начальника таможенного органа.
27. На основании письменного запроса сотрудника, проводящего проверку, непосредственный начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, обязан в установленные в запросе сроки представить на последнего служебную характеристику.
28. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, обязан:
1) руководствоваться требованиями настоящей Инструкции;
2) ознакомить сотрудника, в отношении которого проводится проверка, с приказом, являющимся основанием для проведения проверки, и требованиями настоящей Инструкции;
3) соблюдать права и свободы человека и гражданина;
4) принять все меры, необходимые для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах проступка (чрезвычайного происшествия) и сотрудниках, причастных к его совершению;
5) рассматривать и приобщать к материалам проверки заявления, относящиеся к проверке и поступающие при ее проведении;
6) обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения начальником таможенного органа заключения о результатах проверки;
7) незамедлительно письменно информировать начальника таможенного органа о нарушениях законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, установленных в ходе проверки;
8) составить по итогам работы заключение о результатах проверки;
9) выработать предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного сотрудника и мерах по профилактике проступка (чрезвычайного происшествия);
10) представить начальнику таможенного органа в установленные сроки материалы и заключение о результатах проверки.
29. Сотрудник (председатель комиссии), на которого возложено проведение проверки, проводит необходимую подготовительную работу, которая может включать в себя:
1) разработку плана проведения проверки;
2) изучение законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки;
3) изучение документов таможенного органа и личных дел сотрудников, имеющих отношение к проступку (чрезвычайному происшествию);
4) анализ данных о состоянии служебной дисциплины, изучение материалов предыдущих проверок;
5) другие мероприятия, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения проступка (чрезвычайного происшествия).
30. Начальник таможенного органа, при необходимости, утверждает план проведения проверки, инструктирует сотрудника (председателя комиссии) по конкретным вопросам, подлежащим выяснению в ходе ее проведения.
31. Начальник таможенного органа обязан обеспечить полноту и объективность проверки, соблюдение законности при ее проведении, а также своевременно, в необходимых случаях, информировать о ее результатах начальника вышестоящего таможенного органа.
III. Порядок проведения проверки
32. В ходе проверки устанавливаются и документально оформляются сведения, относящиеся к проступку (чрезвычайному происшествию), указанные в пункте 5 настоящей Инструкции в целях решения задач, определенных пунктом 4 настоящей Инструкции.
33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного проступка, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения;
2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов;
3) подать заявление об отводе сотрудника от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;
4) знакомиться, в случае установления нарушений в его действиях, по окончании проверки с ее материалами и заключением о результатах проверки, что удостоверяется подписью сотрудника, в отношении которого проводилась проверка, на заключении о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением или от подписи сотрудник, проводивший проверку, составляет акт.
34. Сотрудник, проводящий проверку, непосредственно получает письменные объяснения от сотрудника, совершившего проступок. По требованию сотрудника, проводившего проверку, письменные объяснения обязаны представить и другие сотрудники, имеющие отношение к проступку (чрезвычайному происшествию).
35. При необходимости вопросы, по которым даются объяснения, могут задаваться сотрудником, проводящим проверку, в письменной форме.
36. После получения письменного объяснения сотрудник, проводящий проверку, обязан в этом документе сделать запись о дате, времени и месте получения объяснения и указать свои должность, специальное звание, фамилию, имя и отчество, скрепив запись своей подписью.
37. В случае отказа сотрудника от письменных объяснений составляется акт, в котором указываются:
1) место, день и время составления акта;
2) должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, составившего акт, и сотрудников, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений;
3) содержание причин отказа сотрудника от письменных объяснений, которые излагаются в произвольной форме.
Акт подписывается сотрудником, составившим его, и двумя членами комиссии либо другими сотрудниками, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений (Приложение N 1).
38. По завершении проверки сотрудник (председатель комиссии) составляет заключение о результатах служебной проверки (далее - заключение), в котором излагаются:
1) основание и повод проведения проверки, должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника (состав комиссии), ее проводившего;
2) сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения проступка (чрезвычайного происшествия);
3) сведения о сотруднике, совершившем проступок (должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в таможенных органах, в занимаемой должности), и других лицах, причастных к совершению проступка (чрезвычайному происшествию);
4) мотивы и цели совершения сотрудником проступка (какие конкретно требования законов Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России нарушены), степень виновности сотрудника;
5) причины и условия совершения проступка (чрезвычайного происшествия);
6) причинную связь проступка с должностными обязанностями сотрудника;
7) предложения о дисциплинарной ответственности виновных сотрудников;
8) данные о характере и размерах причиненного ущерба, предложения о порядке его возмещения;
9) предложения о проведении с сотрудниками таможенного органа необходимых воспитательно - профилактических мероприятий.
39. В тексте заключения даются ссылки на соответствующие страницы материала проверки.
Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку (членами комиссии), и утверждается начальником таможенного органа.
40. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения член комиссии, подписав заключение, приобщает к нему свою объяснительную записку, в которой излагает свое особое мнение.
41. Материал проверки формируется в дело, в которое приобщаются:
1) документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки;
2) копия приказа о назначении проверки;
3) объяснения сотрудников и иных лиц;
4) первичные документы (подлинники или ксерокопии);
5) справочные материалы;
6) служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка;
7) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам;
8) заключение о результатах проверки;
9) копия приказа по результатам проведения проверки (если приказ издавался);
10) копия ответа автору заявления о результатах проверки и принятых мерах.
Материал проверки нумеруется постранично, прошнуровывается и по нему составляется опись, которая заверяется сотрудником (председателем комиссии), проводящим проверку.
42. Копия заключения по результатам служебной проверки приобщается к личному делу сотрудника, в отношении которого она проводилась, и направляется в подразделение собственной безопасности таможенного органа для использования по службе.
43. Если в ходе проверки или по ее результатам будет обнаружено, что сотрудник совершил действия, указывающие на признаки преступления, начальник таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.
44. Сотрудник, проводивший проверку, подготавливает по ее результатам проект приказа, как правило, совместно с уполномоченными на то сотрудниками кадровой и юридической служб таможенного органа.
45. Начальник таможенного органа незамедлительно, но не позднее 3 дней после утверждения заключения о результатах служебной проверки, проведение которой находится на контроле вышестоящего начальника таможенного органа, направляет последнему копии заключения и соответствующего приказа.
46. Материалы служебной проверки предоставляются для ознакомления только с разрешения начальника, назначившего ее проведение, по запросу органов прокуратуры или в иных случаях по решению начальника таможенного органа.
47. По завершении проверки ее материалы передаются в соответствии с установленным порядком на архивное хранение в таможенном органе.
Приложение N 1
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебной проверки в
таможенных органах
Российской Федерации
__________________________________________________________________ (наименование таможенного органа) г. Нск "__" __________ 199_ г. АКТ
Мною _________________________________________________________ (должность, специальное звание, ф.и.о.) составлен настоящий акт о нижеследующем: сегодня ______________ в _________________________________________ (время) (указать место, в том числе N служебного кабинета) в присутствии ____________________________________________________ (указать должность, специальное звание, ф.и.о. сотрудников) __________________________________________________________________ сотрудник ________________________________________________________ (должность, специальное звание, ф.и.о.) отказался от предоставления письменных объяснений ________________ (указать существо ________________________________________. Свой отказ от письменных вопроса) объяснений __________________ мотивировал: _______________________ (ф.и.о.) __________________________________________________________________ (в произвольной форме изложить причины отказа от предоставления объяснений) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Содержание данного акта подтверждаем личными подписями _________________________ подпись ______________________________ (должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия) _________________________ подпись ______________________________ (должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия) Настоящий акт составили _________________________ подпись ______________________________ (должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия)