МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 февраля 1997 г. N 42
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НЕФТИ НА ЭКСПОРТ
(в ред. - Приказов Минтопэнерго РФ от 03.03.98 N 66, от 02.09.98 N 291)
В целях повышения эффективности экспорта российской нефти, расширения рынков ее сбыта, защиты экономических интересов государства и производителей нефти приказываю:
1. Ввести в действие с 5 февраля 1997 г. Временное положение о координаторах по организации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - Положение о координаторах) согласно Приложению.
Ранее выпущенные отраслевые документы действуют в части, не противоречащей настоящему Положению о координаторах.
2. Департаменту нефтяной промышленности (Соломину В.П.), АК "Транснефть" (Черняеву В.Д.) и ГП ЦДУ "Нефть" (Кочневу А.В.) в месячный срок внести дополнения и изменения в ведомственные положения, инструкции и другие нормативные документы, регламентирующие движение нефти в системе Минтопэнерго России, в соответствии с Положением о координаторах.
3. Отменить указания Минтопэнерго России "О координации поставок нефти на экспорт" от 6 июля 1995 г. N ЮШ-99, от 19 апреля 1996 г. N ЮШ-55 и от 28 августа 1996 г. N Ш-119.
4. Назначить в соответствии с Положением о координаторах нижеперечисленные нефтяные компании координаторами по организации поставок нефти на экспорт по следующим направлениям экспорта:
ОАО НК "ЛУКойл" - Новороссийск, Чехия, Литва
ОАО НК "ЮКОС" - Одесса, Венгрия
ОАО НК "Сургутнефтегаз" - Германия (Росток), Новороссийск
ОАО "Татнефть" - Украина (Кременчугнефтеоргсинтез)
ОАО НК "Сиданко" - Вентспилс, Польша
ОАО "ТНК" - Украина (через Красный Яр),
Туапсе
ОАО НК "Сибнефть" - Туапсе
ОАО НК "Славнефть" - Словакия
ОАО НК "Роснефть" - Украина (межправительственное
соглашение), Новороссийск
ОАО НК "ОНАКО" - Вентспилс
ОАО "НГК "Славнефть" - Германия (НПЗ в г. Лейна) (в ред. Приказа Минтопэнерго РФ от 03.03.98 N 66)
ОАО "Нефтяная компания - морской порт Одесса
"ЛУКОЙЛ" (в ред. Приказа Минтопэнерго РФ от 03.03.98 N 66)
РАО "Газпром" - Польша (транзит через морской
порт в г. Гданьске) (в ред. Приказа Минтопэнерго РФ от 03.03.98 N 66)
АНК "Башнефть" - Словения (в ред. Приказа Минтопэнерго РФ от 02.09.98 N 291)
ОАО "ТНК" - Македония (в ред. Приказа Минтопэнерго РФ от 02.09.98 N 291)
5. ОАО НК "ЮКОС" - координатору экспортного направления, технологически связанного с рынком стран Югославии, Хорватии, Македонии и Словении, осуществлять обязанности координатора по согласованию с Минтопэнерго России.
6. Экспортерам российской нефти при отгрузке нефти на экспорт строго руководствоваться Регламентом по реализации Положения о координаторах по организации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации.
7. Нефтяным компаниям - координаторам по организации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации:
7.1. Совместно с АК "Транснефть" и ГП ЦДУ "Нефть" осуществлять реализацию утвержденных графиков, экспорта нефти, исходя из максимального использования мощностей магистральных нефтепроводов и перевалки морскими нефтеперевалочными комплексами.
7.2. В течение месяца заключить с Минтопэнерго России соответствующие соглашения и соглашения о сотрудничестве на совместно координируемых направлениях, обеспечивающие сохранение и расширение рынка сбыта российской нефти.
8. Участникам координации экспортных поставок, определенным п. 1.4 Положения о координаторах, представить в Минтопэнерго России списки должностных лиц, ответственных за координацию экспорта нефти.
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.И. Отта.
Министр
П.И.РОДИОНОВ
Приложение
к Приказу
Минтопэнерго России
от 5 февраля 1997 г. N 42
Утверждаю
Министр топлива и энергетики
Российской Федерации
П.И.РОДИОНОВ
5 февраля 1997 года
Согласовано
Председатель
Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Ю.Н.КОРСУН
28 ноября 1996 года
И.о. Председателя
Межведомственной комиссии
по регулированию вопросов,
связанных с использованием
магистральных нефтепроводов,
нефтепродуктопроводов и
терминалов в морских портах
для вывоза нефти за пределы
таможенной территории
Российской Федерации
Е.С.МОРОЗОВ
20 декабря 1996 года
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАТОРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НЕФТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общая часть
1.1. В целях повышения эффективности экспорта российской нефти вводится институт координаторов по направлениям отгрузки нефти на экспорт.
Координаторы назначаются приказом Минтопэнерго России из числа российских нефтяных компаний, имеющих опыт работы на конкретном направлении экспорта нефти.
1.2. Минтопэнерго России руководит работой координаторов по поставкам нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации.
1.3. Основной задачей координаторов является оказание содействия Минтопэнерго России в совершенствовании организации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации. Деятельность координатора должна быть направлена на сохранение и расширение рынка сбыта российской нефти, защиту интересов государства и производителей нефти.
1.4. Участниками координации экспортных поставок являются:
- Минтопэнерго России (Департамент нефтяной промышленности);
- Межведомственная комиссия по регулированию вопросов, связанных с использованием магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - Межведомственная комиссия);
- нефтяные компании - координаторы;
- АК "Транснефть"
- нефтяные компании - производители нефти;
- исполнители федеральных программ по межправительственным соглашениям, постановлениям, решениям и поручениям Правительства Российской Федерации.
1.5. Минтопэнерго России совместно с Межведомственной комиссией контролирует работу по организации и реализации утвержденного графика экспорта российской нефти и периодически заслушивает координаторов на своих заседаниях о результатах работы.
1.6. Общий контроль за деятельностью координаторов осуществляет Межведомственная комиссия.
2. Права и обязанности участников координации
2.1. Минтопэнерго России:
2.1.1. Подписывает Соглашение с координаторами.
2.1.2. Оказывает координатору содействие в проведении эффективной политики ценообразования на российскую нефть.
2.1.3. Утверждает график экспорта нефти, вносит в график экспорта нефти дополнения и изменения, предварительно проработанные и согласованные с координаторами направлений.
2.1.4. Осуществляет контроль за деятельностью участников координации, в том числе в части соблюдения принципа равнодоступности всех производителей нефти к экспортной системе транспорта.
2.1.5. Контролирует качество работы участников координации и решает вопрос о замене координаторов по данному направлению координации.
2.1.6. Поручает ГП ЦДУ "Нефть":
2.1.6.1. Предоставлять координаторам и АК "Транснефть" необходимую информацию по объемам экспорта на планируемый период, исходя из расчетного баланса добычи и поставки нефтяного сырья Российской Федерации.
2.1.6.2. Учитывать предложения координаторов и АК "Транснефть" по объемам поставок и поставщикам по направлениям координации при разработке, утверждении, реализации и корректировке экспортных графиков.
2.1.6.3. Обеспечивать согласованную работу координаторов с АК "Транснефть" по осуществлению транспортировки нефти на экспорт.
2.1.6.4. Оперативно информировать участников координации о принятых решениях, влияющих на их деятельность.
2.2. Координатор:
2.2.1. Представляет в Минтопэнерго России предложения о формировании экспортного графика по его направлениям, объемам и производителям в установленные сроки.
2.2.2. Дает предложения по изменениям экспортного графика в процессе его реализации в направлении его координации.
2.2.3. Принимает меры по защите и расширению рынка сбыта российской нефти и представляет соответствующую информацию в Минтопэнерго России.
2.2.4. Разрабатывает с заинтересованными организациями графики подачи тоннажа в морские порты на планируемый месяц поставки с учетом условий внешнеторговых сделок.
2.2.5. Подтверждает ГП ЦДУ "Нефть" и АК "Транснефть" объемы экспорта нефти и поставщиков по своему направлению координации, согласованные с инопокупателями, в установленные сроки.
2.2.6. Получает на безвозмездной основе оперативную информацию АК "Транснефть" по фактическому исполнению поставок нефти в координируемом направлении.
2.2.7. Может передавать свои права и обязанности дочерним организациям по направлению координации в части, не оговоренной настоящим разделом Положения.
2.2.8. Вырабатывает и доводит до сведения Минтопэнерго России и заинтересованных организаций отрасли рекомендации по вопросам, связанным с повышением эффективности экспорта нефти, в том числе по защите и расширению рынка сбыта российской нефти. Содействует заключению контрактов российских экспортеров на рекомендованных координатором условиях.
2.3. АК "Транснефть":
2.3.1. Оформляет маршрутные поручения при предоставлении: грузоотправителями товаротранспортных документов и в соответствии с объемами, определенными графиком экспорта.
2.3.2. Обеспечивает транспортировку объемов нефти, утвержденных экспортным графиком, в соответствии с заключенными договорами на транспортировку нефти.
2.3.3. Предоставляет оперативную информацию Минтопэнерго России и координаторам о ходе реализации утвержденного экспортного графика нефти, наличии (отсутствии) ресурсов у грузоотправителей и дополнительных мощностях экспортных направлений.
2.4. Производители нефти и исполнители федеральных программ:
2.4.1. Представляют Минтопэнерго России и координаторам заявку для включения количества нефти в экспортный график по направлениям, в соответствии с расчетным балансом.
2.4.2. Учитывают при заключении контрактов с инопокупателем рекомендации координаторов направлений экспорта.
2.4.3. Своевременно информируют Минтопэнерго России и координатора об отсутствии ресурсов для выполнения экспортного графика или отказе от экспорта по конкретному направлению или уступке графика.
3. Ответственность участников координации
3.1. Участники координации руководствуются в своей работе законодательством Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии, нормативными актами Минтопэнерго России, а также настоящим Положением и несут ответственность за их выполнение.
3.2. Минтопэнерго России на межправительственном уровне обеспечивает поддержку деятельности координаторов и дает оценку качества работы участников координации.
3.3. Координаторы несут ответственность за безусловное соблюдение принципа равнодоступности к транспортной системе экспорта, исполнение настоящего Положения, сохранение и расширение рынка сбыта российской нефти, а также за осуществление ценовой политики, обеспечивающей защиту интересов производителей нефти и государства.
3.4. АК "Транснефть" несет ответственность за оформление и исполнение маршрутных поручений и обеспечение работы системы нефтепроводов и терминалов для выполнения графика экспорта нефти.
3.4.1. Грузоотправитель несет ответственность за оформление товаросопроводительных документов в соответствии с утвержденным графиком экспорта нефти и в установленные сроки.
3.5. Участники координации обязаны сохранять конфиденциальную информацию, связанную с экспортом нефти (в том числе не разглашать указанную информацию инопокупателям), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Положением.
3.6. Действия участников координации по оказанию услуг инопокупателю на коммерческой основе, непосредственно касающихся экспорта российской нефти (за исключением контрактов производителей на продажу нефти), без согласования с координаторами направления не допускаются.
3.7. Все участники координации несут ответственность за исполнение "Регламента по реализации Положения о координаторах по организации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации", являющегося неотъемлемой частью данного Положения.
3.8. Все участники координации имеют право апеллировать к Минтопэнерго России и Межведомственной комиссии при решении спорных вопросов в процессе координации.
3.9. В случае ущемления координаторами по организации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации прав производителей (и иных хозяйствующих субъектов, имеющих право на экспорт нефти) последние вправе обратиться с соответствующим заявлением в антимонопольный орган о нарушении Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Минтопэнерго России.
РЕГЛАМЕНТ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КООРДИНАТОРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НЕФТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях защиты интересов государства и производителей российской нефти при поставках нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации установить следующий регламент взаимодействия участников координации:
1. Планирование экспорта нефти
1.1. Минтопэнерго России за 40 дней до начала квартала на основании утвержденного расчетного баланса добычи и поставок нефтяного сырья Российской Федерации доводит до нефтяных компаний (производителей нефти), координаторов экспортных направлений, АК "Транснефть" и исполнителей федеральных программ количества нефти, возможные для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации на планируемый период.
1.2. АК "Транснефть" не позднее чем за 30 дней до начала планируемого квартала представляет в Минтопэнерго России, ГП ЦДУ "Нефть" и координаторам (по направлениям) сведения о пропускных возможностях системы магистральных нефтепроводов на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам и направлениям экспорта.
При снижении достигнутых пропускных возможностей отдельных направлений экспорта по магистральным нефтепроводам должны быть представлены соответствующие обоснования в Минтопэнерго России.
1.3. Координаторы экспортного направления, нефтяные компании (производители нефти) и исполнители федеральных программ (межправительственных соглашений, постановлений, решений и поручений Правительства Российской Федерации) за 30 дней до начала квартала представляют в ГП ЦДУ "Нефть" предложения о планируемых ими поставках нефти на экспорт согласно утвержденному Минтопэнерго России расчетному балансу добычи и поставок нефтяного сырья, которые должны включать в себя:
1.3.1. Для координаторов экспортных направлений:
- собственные количества нефти, подлежащие экспорту по направлению координации;
- подтверждение количеств нефти других производителей по направлению координации;
- общие количества нефти, подлежащие экспорту по направлению координации;
- согласования объемов экспорта нефти с инопокупателем ("Дружба I-П") по направлению поставок;
1.3.2. Для производителей нефти и исполнителей федеральных программ:
- количества поставок нефти, подлежащие экспорту по направлениям, согласованные с координатором (для производителей нефти);
- документы, подтверждающие возможность приобретения ресурсов товарной нефти для экспорта в счет федеральных программ (для исполнителей федеральных программ).
1.4. Координатор при подготовке предложений о поставке нефти на экспорт по согласованию с генеральным координатором (Минтопэнерго России) резервирует мощности экспортного направления для выполнения федеральных программ в соответствии с межправительственными соглашениями, постановлениями, решениями и поручениями Правительства Российской Федерации.
1.5. ГП ЦДУ "Нефть" за 25 дней до начала квартала на основании утвержденного Минтопэнерго России расчетного баланса добычи и поставок нефтяного сырья, данных пунктов 1.2 и 1.3 настоящего Регламента составляет проект квартального графика экспорта нефти, уточняет его с координаторами, передает в Департамент нефтяной промышленности для рассмотрения на рабочей группе Межведомственной комиссии по регулированию вопросов, связанных с использованием магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, утверждения в Минтопэнерго России и согласования в Межведомственной комиссии.
1.6. Минтопэнерго России за 20 дней до начала квартала утверждает квартальные графики поставки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации и направляет их (или их выписки) через ГП ЦДУ "Нефть" участникам координации. (Список пользователей экспортным графиком и содержание информации по нему определяет Минтопэнерго России).
2. Взаимодействия участников координации по реализации экспортных поставок нефти
2.1. Грузоотправители, нефтяные компании (координаторы), другие производители нефти и исполнители федеральных программ (межправительственных соглашений, постановлений, решений и поручений Правительства Российской Федерации) за 10 дней до начала каждого месяца, в течение которого должна транспортироваться нефть, с учетом утвержденного экспортного графика представляют в АК "Транснефть" заявку на транспортировку нефти по форме согласно приложению "Положения о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов" от 1 сентября 1995 года, которая также должна включать:
- месячную заявку на транспортировку нефти по утвержденному графику экспорта нефти;
- позиционный график расстановки и подачи тоннажа в морских портах на предстоящий месяц поставки, который формируется в соответствии с утвержденным графиком экспорта нефти и согласовывается с Минтопэнерго России;
- подтверждения координаторов экспортных направлений (для исполнителей федеральных программ и других производителей нефти).
2.1.1. Месячная заявка на транспортировку нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации не должна превышать, как правило, 1/3 объема поставки, предусмотренной в квартальном графике.
По согласованию с координатором месячные заявки на транспортировку отдельных грузоотправителей могут быть увеличены или уменьшены в пределах квартального графика с целью оптимизации режимов отгрузок и учета интересов участников координации.
2.2. АК "Транснефть":
2.2.1. При наличии графика экспорта Минтопэнерго России, заявок грузоотправителя и грузоотправительных документов, необходимых для оформления экспортных отгрузок, в однодневный срок выдает задание на оплату транспортировки нефти.
2.2.2. В двухнедельный срок с момента оплаты транспортного тарифа и предоставления таможенной декларации оформляет в установленном порядке маршрутные поручения. Отказ в выдаче маршрутного поручения должен быть оформлен письменно с указанием причины отказа.
2.2.3. Представляет координаторам оперативные сведения о выполнении маршрутных телеграмм в направлениях их координации.
2.2.4. Ежесуточно предоставляет в ГП ЦДУ "Нефть" Минтопэнерго России оперативную информацию о ходе выполнения графика экспорта.
2.2.5. Осуществляет прием документов на текущий месяц поставки до 15 числа (включительно) месяца поставки. Оформление документов после 15 числа на текущий месяц осуществляется при наличии свободных мощностей транспорта исходя из объемов квартального графика по согласованию с координатором направления и не требует согласования с Минтопэнерго России. При наполнении мощностей транспорта в текущем месяце оформляются объемы на следующий месяц.
2.2.6. Информирует в оперативном порядке ГП ЦДУ "Нефть" Минтопэнерго России и координаторов направлений о сбоях в выполнении графика экспорта нефти, а также резервах мощностей транспорта экспортного направления и ожидаемых переходящих объемах.
2.3. Предприятия нефтепроводного транспорта производят взаимопередачу (проводку) соответствующих количеств нефти, указанных в маршрутных телеграммах от грузоотправителя до инопокупателя в порядке очередности их выписки и с учетом графиков подачи тоннажа в морских портах.
2.4. Корректировка квартальных графиков экспорта нефти, внесение в него дополнений или изменений по инициативе или согласованию с координатором направления осуществляется Минтопэнерго России.
2.5. Координаторы экспортных направлений, рынки экспорта нефти которых взаимосвязаны между собой, вырабатывают согласованную ценовую политику и руководствуются ею.
2.6. Ценовая политика координаторов должна носить планомерный, долгосрочный характер по отношению к сложившимся рынкам российской нефти.
Гарантом ценовой политики должны быть, как правило, долгосрочные контракты между координаторами, производителями нефти и инопокупателями, в основу которых закладывается формула цены, учитывающая обоюдные интересы.
2.7. Минтопэнерго России доводит до координаторов согласованную с Правительством Российской Федерации государственную политику по отношению к странам - импортерам российской нефти.