16 февраля 1995 года N 15-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СВЯЗИ
Принят
Государственной Думой
20 января 1995 года
(в ред. - Федерального закона от 06.01.99 N 8-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации (федеральная связь, далее - связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
К федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Назначение связи
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства.
Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;
почтовая связь - прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также перевод денежных средств;
сети электросвязи - технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;
взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
предприятия, учреждения и организации связи (далее - предприятия связи) - юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности;
государственное предприятие связи - предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации;
оператор связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи;
услуги связи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи;
пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;
лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи;
сертификат - документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;
оконечное оборудование - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;
средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений;
почтовые отправления - письма и почтовые карточки, бандероли, пакеты, посылки, почтовые контейнеры, печатные издания в соответствующей упаковке.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи.
В отношении операторов связи, находящихся за пределами Российской Федерации и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется лишь в части урегулирования порядка предоставления ими услуг связи на территории Российской Федерации.
Статья 4. Общее регулирование в области связи
Настоящим Федеральным законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.
Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Нормативные акты и распоряжения по вопросам регулирования управления сетями связи, организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сетей связи, а также технической эксплуатации средств связи, издаваемые федеральными органами исполнительной власти в области связи, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности.
Ответственность за общее регулирование связи в стране несут Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в области связи.
Статья 5. Принципы деятельности в области связи
Деятельность в области связи осуществляется на основе:
равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;
сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений и транзита почты на всей территории Российской Федерации;
соблюдения интересов пользователей связи;
развития предпринимательской деятельности и ограничения монополистической деятельности в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи;
обеспечения надежности и управляемости связью с учетом ее сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза;
обеспечения приоритета производства средств связи и применения в эксплуатации произведенных в Российской Федерации средств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;
внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
содействия расширению международного сотрудничества в области связи и развитию всемирной связи;
подотчетности и подконтрольности предприятий связи федеральным органам исполнительной власти;
высвобождения федеральных органов исполнительной власти в области связи от хозяйственных функций.
В соответствии со статьей 56 Конституции Российской Федерации и статьей 13 настоящего Федерального закона в условиях чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях в установленном Федеральным конституционным законом порядке действие абзацев первого и третьего части первой настоящей статьи может быть ограничено. (в ред. Федерального закона от 06.01.99 N 8-ФЗ)
Глава II. Сети связи
Статья 6. Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации
Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Развитие и совершенствование взаимоувязанной сети связи Российской Федерации осуществляются с учетом технологического единства всех сетей и средств электросвязи в интересах их комплексного использования, повышения эффективности и устойчивости функционирования.
Государство в соответствии с федеральной программой развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывает поддержку предприятиям связи в реализации федеральных и региональных программ, проведении мероприятий по повышению надежности взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и созданию мобилизационного резерва аппаратуры связи и кабельной продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей связи, входящих в указанную сеть.
Статья 7. Сеть связи общего пользования
Сеть связи общего пользования как составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.
При построении и оборудовании сети связи общего пользования учитываются требования обеспечения надежности указанной сети при воздействии на нее дестабилизирующих факторов.
Статья 8. Ведомственные сети связи, выделенные сети связи физических и юридических лиц
Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования, и получения лицензии в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Выделенные сети связи на территории Российской Федерации могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
При сопряжении выделенных сетей связи с сетью связи общего пользования указанные сети переходят в категорию сети связи общего пользования.
Порядок сопряжения ведомственных и выделенных сетей связи с сетью связи общего пользования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Сети связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации
Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом Российской Федерации. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти Российской Федерации и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством Российской Федерации.
Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема сообщений пользователей связи в коммерческих целях. В этом случае на предоставление услуг связи распространяется требование о лицензировании в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Каналы сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации предоставляются на арендной основе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Порядок подготовки и использования сети связи общего пользования для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти в области связи, органы связи иных федеральных органов исполнительной власти, операторы связи независимо от форм собственности обязаны обеспечивать первоочередное предоставление каналов связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации и принимать первоочередные и неотложные меры по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения.
Статья 10. Почтовая связь
Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Федерации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.
Свобода почтовых отправлений и транзита почты гарантируется на всей территории Российской Федерации.
Государственные учреждения почтовой связи, специальной связи и федеральной фельдъегерской связи образуют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями.
Деятельность почтовой связи в Российской Федерации и федеральной фельдъегерской связи регулируется федеральными законами.
К почтовой связи относятся также подразделения фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны Российской Федерации.
Государство за счет средств федерального бюджета оказывает экономическую поддержку развитию и функционированию почтовой связи, осуществляет социальную защиту ее работников.
Услуги почтовой связи могут оказываться негосударственными предприятиями почтовой связи на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке.
Глава III. Управление деятельностью в области связи
Статья 11. Система федеральных органов исполнительной власти в области связи
Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.
Структура и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области связи определяются положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В целях исполнения настоящего Федерального закона задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи, входящих в единую систему, являются:
разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование в области связи;
межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи;
организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;
разработка предложений по государственной политике в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечение их реализации;
разработка проектов программ развития в области почтовой связи и обеспечение их реализации.
Статья 12. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи
Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства.
Разработка и реализация политики и процедур в области распределения радиочастотного спектра, эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи в соответствии с интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и соглашений Российской Федерации обеспечиваются Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех.
Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частотные присвоения предприятиям связи могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации с компенсацией предприятиям связи ущерба, связанного с переходом на другие частоты.
Статья 13. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения
Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления связью правительственных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ведомственные сети связи.
Во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченные на то государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации о чрезвычайном положении могут быть образованы специальные временные органы связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи и органов связи субъектов Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение.
Убытки, понесенные негосударственными предприятиями связи при использовании сетей и средств связи этих предприятий в случаях, перечисленных в части второй настоящей статьи, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 14. Взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Статья 15. Лицензирование деятельности в области связи
Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Виды и сроки действия лицензий, условия их выдачи, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы лицензирования регламентируются законодательством Российской Федерации.
Выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производятся Министерством связи Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Выдача лицензий на деятельность в области связи для целей телерадиовещания, а также присвоение частот, занесенных в перечень частот, используемых и планируемых к использованию для целей телерадиовещания, осуществляются на основе лицензии на вещание без проведения конкурса Министерством связи Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации по заявлению физических и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания, либо имеющих намерение вступить в права владения, пользования и распоряжения средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания.
Лицензии не требуются в случаях, если сеть:
имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение;
используется для предоставления услуг связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона;
сосредоточена в одном комплексе помещений или нескольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена на автотранспортном средстве, судне, самолете или другом виде транспорта.
Лицензия или любые предоставляемые ею права могут быть переданы полностью или частично одним юридическим лицом другому юридическому лицу не иначе как после получения последним новой лицензии.
Физические и юридические лица, занимающиеся деятельностью в области связи без лицензии или с нарушением порядка ее использования, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Неправомерные действия федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам лицензирования деятельности в области связи могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Статья 16. Сертификация средств связи
Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям.
Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставляемые на сети связи общего пользования.
Сертификация средств связи в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи при помощи уполномоченных на то испытательных центров (лабораторий), аккредитованных в установленном порядке в федеральных органах исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации.
По завершении процедуры сертификации на каждый образец средств связи федеральным органом исполнительной власти в области связи выдается сертификат установленного образца.
Порядок проведения сертификации определяется законодательством Российской Федерации.
Виновные в нарушении правил сертификации средств связи несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Основы экономической деятельности в области связи
Статья 17. Собственность на сети и средства связи
На территории Российской Федерации предприятия связи создаются и функционируют на основе единства экономического пространства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.
Сети и средства связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.
Перечень сетей и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Изменение формы собственности на сети и средства связи
Изменение формы собственности на сети и средства связи, находящиеся в федеральной собственности, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Иностранные инвесторы могут принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий связи на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.
Изменение формы собственности на сети и средства связи допускается при условии, что такое изменение не нарушает технологического режима функционирования сетей связи, а также прав физических и юридических лиц на пользование услугами связи.
Статья 19. Инвестиции в развитие связи и финансирование ее деятельности
Инвестиции в развитие связи осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
Решения по государственным инвестициям в развитие связи в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета принимаются на основании федеральных государственных программ развития связи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральные государственные программы развития связи разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в области связи с учетом предложений субъектов Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе планов социально-экономического развития соответствующих территорий определяют направления и разрабатывают программы использования инвестиций в развитие связи, осуществляемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование деятельности в области связи за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании федеральных государственных программ развития связи и предусматривается в федеральном бюджете отдельной строкой.
Расходы на финансирование деятельности в области связи на нужды обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации предусматриваются в федеральном бюджете в составе расходов соответственно на обеспечение обороны, безопасности, охраны правопорядка.
Физическим и юридическим лицам, участвующим в осуществлении проектов по развитию и обеспечению функционирования связи, могут в установленном порядке предоставляться гарантии, льготные кредиты, налоговые и иные льготы.
Иностранные инвестиции в области связи могут гарантироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях.
Статья 20. Конкуренция в области связи
Федеральные органы исполнительной власти в области связи, действуя совместно с федеральными органами исполнительной власти в области антимонопольной политики и поддержки новых экономических структур, обязаны поощрять и поддерживать добросовестную конкуренцию при предоставлении услуг связи посредством применения нормативных документов и выполнения условий лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Операторы связи несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за злоупотребление своим положением или допущение каких-либо иных действий, препятствующих конкуренции или ограничивающих ее.
Статья 21. Тарифы на услуги связи
Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством.
Вызов экстренных оперативных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы, горноспасательной службы и других) всеми физическими и юридическими лицами производится бесплатно.
Плата за межсетевые соединения устанавливается на основе договоров, условий и положений, согласованных между соответствующими предприятиями связи. Споры по данным вопросам рассматриваются в суде или арбитражном суде.
Глава V. Взаимоотношения предприятий связи, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий
Статья 22. Взаимоотношения предприятий связи, органов государственной власти и органов местного самоуправления
При проектировании и развитии городов и других населенных пунктов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы архитектуры и градостроительства и проектные организации обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения предприятий связи.
При проектировании и строительстве отдельных зданий и сооружений в случае необходимости в соответствии с нормативами для размещения средств связи предусматриваются отдельные помещения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять предприятиям связи в аренду отдельные помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях, соответствующие технологическим нормам, в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Работникам предприятий связи, работающим и проживающим в сельской местности, органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения, топливо, земельные и иные угодья и другие социальные льготы, установленные для работников сельскохозяйственных предприятий в данной местности.
Статья 23. Использование земель при проведении работ по развитию сетей связи
К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи.
Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством Российской Федерации.
При прекращении деятельности в области связи лиц, указанных в части первой настоящей статьи, прекращение прав на земельный участок осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых лицам, указанным в части первой настоящей статьи, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.
Физические и юридические лица, указанные в части первой настоящей статьи, вправе осуществлять в установленном порядке строительство зданий и сооружений связи на предоставленных для этих целей земельных участках, а также использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации находящееся на них недвижимое имущество. Указанные лица вправе также осуществлять строительство сооружений связи на крышах зданий, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, туннелях метрополитена и железных дорог и на других инженерных объектах, а также устанавливать и обслуживать аппаратуру связи по согласованию с собственниками, землепользователями, в том числе арендаторами, указанных земельных участков, зданий или сооружений. Собственники, землепользователи, в том числе арендаторы, вправе отказать предприятиям связи в производстве указанных работ только по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации. В случае возникновения спора вопрос может быть решен в суде или арбитражном суде.
Перенос или переустройство сооружений связи, вызываемые новым строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов и отдельных зданий, дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой полезных ископаемых, производятся заказчиком строительства за свой счет в соответствии со стандартами и по техническим условиям владельцев или пользователей сетей и средств связи. При этом увеличение мощности средств связи осуществляется за счет предприятий связи.
По завершении работ на земельном участке, в здании или сооружении предприятие связи или заказчик за свой счет обязаны привести земельный участок, здание или сооружение в первоначальное состояние либо возместить собственнику, землепользователю или арендатору причиненные убытки.
В случае изъятия земельного участка или наступления права ограниченного пользования чужим земельным участком и другой недвижимостью (сервитут) при осуществлении проектных работ выкупная цена, а также плата за пользование участком и другой недвижимостью устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Защита и охрана средств, сооружений связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи
Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства.
Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях зашиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем.
Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений связи, несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение установленного порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле- и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая возмещение возможных затрат по устранению повреждений и возмещение предприятиям связи упущенной выгоды.
Статья 25. Ликвидация последствий происшествий на сетях связи
Ликвидация последствий происшествий на сетях связи осуществляется соответствующими государственными службами с участием операторов связи.
Органы федеральной исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления незамедлительно оказывают предприятиям связи содействие в ликвидации последствий происшествий на сетях связи, выделяя в случае необходимости рабочую силу, транспортные и иные средства с последующей оплатой за счет средств соответствующих предприятий связи, а по решению органов государственной власти - и за счет средств соответствующих бюджетов.
Проведение работ по ликвидации последствий происшествий на сетях связи не требует согласия собственника (владельца, арендатора) земельного участка, здания или сооружения, где размещены средства связи. Убытки, причиненные собственнику (владельцу, арендатору), подлежат возмещению за счет средств соответствующего предприятия связи. Предприятие связи, возместившее убытки, вправе предъявлять регрессные требования лицу, причинившему вред.
Работы по ликвидации последствий происшествий на сетях связи включают восстановление и реконструкцию средств связи, пострадавших вследствие происшествий, а также проведение необходимых природоохранных мероприятий.
Компенсация операторам связи, другим физическим и юридическим лицам ущерба, причиненного вследствие происшествий на сетях связи, осуществляется за счет средств страховых фондов либо лица, причинившего вред.
По решению федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления компенсация операторам связи, другим физическим и юридическим лицам ущерба, причиненного вследствие происшествий на сетях связи, может осуществляться также за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 26. Использование транспортных средств
Предприятиям почтовой связи предоставляется право на договорных условиях перевозить почту по всем маршрутам и линиям железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта в сопровождении работников почтовой связи или передавать ее для перевозки под ответственность транспортных организаций.
Никакое транспортное предприятие не может отказать в заключении договора на перевозку почты по регулярным междугородным и международным маршрутам следования его транспортных средств.
При производстве неотложных аварийно-технических работ по восстановлению поврежденных сетей и средств связи транспортные средства предоставляются предприятиям связи владельцами транспортных средств вне очереди.
Транспортные средства, принадлежащие предприятиям связи, могут иметь специальную символику и без согласия предприятий связи не могут быть использованы для предоставления услуг и выполнения работ, не относящихся к деятельности в области связи.
Глава VI. Права пользователей связи
Статья 27. Право пользования связью
Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи.
Никакому пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.
Пользователи и операторы связи имеют право подключения к сети связи общего пользования своих сетей связи и оконечного оборудования с соблюдением установленных Правительством Российской Федерации условий подключения, которые выдаются соответствующими операторами связи или оговариваются в лицензии.
Допускается подключение к сетям связи только сертифицированных в установленном порядке средств связи.
Статья 28. Качество услуг связи
Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи.
Статья 29. Приоритет пользования связью
Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.
Статья 30. Льготы и преимущества при пользовании связью
Для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи.
Перечень льгот, а также категорий должностных лиц и граждан, которые имеют право на льготы и преимущества, определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации.
При предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В иных случаях при предоставлении льгот по оплате услуг связи возмещение недополученных предприятием связи доходов производится физическим или юридическим лицом, установившим льготы, за счет собственных средств.
Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 31. Защита прав пользователей связи
Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области связи в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации, не могут ограничивать права пользователей связи, установленные соответствующими федеральными законами.
Статья 32. Тайна связи
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации.
Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.
Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Сохранность почтовых и иных отправлений
Операторы связи несут ответственность за сохранность принятых почтовых и иных отправлений, доставку их по назначению в установленные сроки.
Перечень предметов, запрещенных к пересылке по почте, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственные предприятия почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых создает опасность здоровью и жизни почтовых работников или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.
Статья 34. Почтовые отправления с объявленной ценностью
Отправитель почтового отправления вправе объявить его ценность в пределах стоимости вложения.
В случае утраты или повреждения почтового отправления с объявленной ценностью оператор связи возмещает отправителю ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Особенности предоставления услуг связи
Статья 35. Использование языков и алфавитов в деятельности предприятий связи
На всей территории Российской Федерации на сетях электрической и почтовой связи служебное делопроизводство осуществляется на русском языке как на государственном языке Российской Федерации.
Адреса отправителя и получателя телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, должны оформляться на русском языке, а адреса отправителя и получателя телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, могут оформляться на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации при условии повторения адресов отправителя и получателя на русском языке.
Текст телеграммы должен быть написан буквами русского или латинского алфавита на любом языке.
Международные сообщения, передаваемые по электрической и почтовой связи, обрабатываются на языках, определяемых положениями международных договоров и соглашений Российской Федерации.
Статья 36. Учетно-отчетное время в области связи
При осуществлении деятельности в области связи в технологических процессах передачи или приема сообщений и информации на предприятиях связи независимо от их расположения на территории Российской Федерации применяется единое учетно-отчетное время - московское.
В международной связи учетно-отчетное время определяется международными договорами Российской Федерации.
Глава VIII. Ответственность при осуществлении деятельности в области связи
Статья 37. Ответственность при осуществлении деятельности в области связи
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, допустившие в ходе осуществления деятельности в области связи нарушения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Операторы связи несут материальную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением телеграмм, адресованных в населенные пункты, не имеющие электросвязи).
Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными предприятиями почтовой связи обязанностей по пересылке или доставке иных регистрируемых почтовых отправлений определяется законодательством Российской Федерации.
При нарушении пользователем связи правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, использовании на сети несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператор связи имеет право приостановить доступ пользователя связи к сети электросвязи до устранения недостатков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Федерального закона, с возмещением пользователем связи потерь доходов оператора связи и компенсацией вреда, причиненного оператору связи из-за повреждений или простоя оборудования.
Работники государственных предприятий связи несут материальную ответственность перед своими предприятиями связи за утрату или задержку доставки всех видов почтовых и телеграфных отправлений, недостачу или повреждение вложений почтовых отправлений, допущенные (происшедшие) по их вине, в размере материальной ответственности, которую несет предприятие связи перед потребителем, если иная мера ответственности не предусмотрена соответствующим федеральным законом.
Оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо по пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя связи либо вследствие действия непреодолимой силы.
Статья 38. Порядок предъявления претензий и исков
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи пользователь связи вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещении ущерба.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Претензии предъявляются в следующие сроки:
по претензиям, связанным с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи (за исключением претензий по телеграфным сообщениям), - в течение шести месяцев;
по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений, - в течение шести месяцев;
по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфного отправления, - в течение месяца.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
по претензиям, указанным в абзаце первом части третьей настоящей статьи, - в течение двух месяцев;
по всем видам иногородних почтовых отправлений - в течение двух месяцев;
по местным почтовым отправлениям - в течение пяти дней;
по телеграфным отправлениям - в течение месяца.
По претензиям, связанным с подпиской и доставкой газет, журналов и других периодических печатных изданий, сроки предъявления претензий и их рассмотрения составляют год для юридических лиц. Для физических лиц сроки предъявления претензий по указанным основаниям определяются законодательством Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.
При отклонении претензии полностью или частично или неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки заявитель имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Иски, связанные с отправлением или приемом почтовых или телеграфных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему почтовое или телеграфное отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления.
Статья 39. Возмещение вреда
Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава IX. Разрешение споров по вопросам деятельности в области связи
Статья 40. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области связи
Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области связи между предприятиями связи, а также между пользователями связи и предприятиями связи, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При проведении предприятием связи неотложных работ по восстановлению сооружений связи, находящихся на сельскохозяйственных угодьях или иных земельных участках, не имеющих статуса земель связи, в случае, если собственник (владелец, арендатор) земельного участка и предприятие связи не пришли к соглашению о размере подлежащего возмещению вреда либо если собственник (владелец, арендатор) отказался от участия в составлении соответствующего акта, эти обстоятельства не могут служить препятствием для проведения восстановительных работ и не освобождают собственника сооружений связи от возмещения причиненного вреда.
Статья 41. Разрешение споров при пользовании международными сетями связи
Споры по вопросам деятельности в области связи, возникшие между предприятиями связи, расположенными на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств, решаются в порядке, установленном соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации.
Глава X. Международное сотрудничество
Статья 42. Международное сотрудничество
Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области связи, а также решению проблем правового регулирования деятельности в области связи.
Международное сотрудничество в области связи осуществляется на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации.
В международной деятельности в области связи федеральный орган исполнительной власти в области связи выступает в качестве администрации связи и в пределах полномочий, предусмотренных международным договором, представляет и защищает интересы Российской Федерации в области электрической и почтовой связи при взаимодействии с администрациями связи других стран и международными организациями связи, а также координирует международную деятельность в области связи, осуществляемую всеми физическими и юридическими лицами Российской Федерации.
Иностранные организации или граждане, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для физических и юридических лиц Российской Федерации, в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим государством физическим и юридическим лицам Российской Федерации.
Статья 43. Право, применимое к международному сотрудничеству в области связи
Физические и юридические лица Российской Федерации, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области связи, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если этими договорами не предусмотрено применение законодательства другого государства.
Глава XI. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
N 15-ФЗ