Приказ МВД РФ от 23.11.98 N 769

"Об утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности"
Редакция от 23.11.1998 — Документ утратил силу, см. «Приказ МВД РФ от 11.02.2010 N 71»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 1998 г. N 1678


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 ноября 1998 г. N 769

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В целях совершенствования нормативного регулирования в области пожарной безопасности приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности.

2. ГУГПС МВД России (Серебренников Е.А.) с участием заинтересованных подразделений МВД России в трехмесячный срок подготовить предложения о приведении нормативных документов МВД России в соответствие с настоящими Правилами.

3. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД), 8 ГУ МВД России обеспечить изучение Правил и их применение при подготовке проектов нормативных документов по пожарной безопасности.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра генерал - полковника милиции Федорова В.И.

Министр
генерал - полковник
С.СТЕПАШИН

Приложение
к Приказу МВД России
от 23 ноября 1998 г. N 769

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 917), Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст. 3454) и определяют порядок разработки, принятия и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности.

2. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности <*>.

3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности <*>.

<*> Статья 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649).

4. Разработка проектов нормативных документов по пожарной безопасности может осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления ГПС, пожарно - техническими научно - исследовательскими учреждениями, а также иными организациями.

5. Федеральные органы государственной власти разрабатывают и утверждают государственные стандарты, нормы, правила пожарной безопасности и другие нормативные документы по пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требования пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными документами, в том числе утвержденными федеральными органами исполнительной власти или федеральным органом управления Государственной противопожарной службы - Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУГПС).

Муниципальные образования вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, если эти вопросы отнесены к их компетенции Законами субъектов Российской Федерации. Требования указанных нормативных документов, которые снижают требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, органами управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГПС), субъектами Российской Федерации, не применяются.

6. Нормативные документы по стандартизации <*>, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с ГПС.

<*> К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся: государственные стандарты Российской Федерации; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико - экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений (статья 6 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5154-1 "О стандартизации").

Внесение изменений в проект нормативного документа по вопросам пожарной безопасности после его согласования с ГПС не допускается.

7. ГПС организует разработку, утверждает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями обязательные для исполнения требования, нормы и правила в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и огнетушащих средств <*>.

<*> Пункт 10 Положения о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 849.

8. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат обязательной регистрации и опубликованию в порядке, установленном настоящими Правилами.

9. Нормативный документ по пожарной безопасности может быть утвержден государственным органом или организацией, совместно несколькими государственными органами или организациями, а также одним из них по согласованию с другим.

10. Нормативные документы по пожарной безопасности не должны содержать правовые нормы. В случае, если документ, изданный федеральным органом исполнительной власти, содержит правовые нормы, он подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

11. Нормативные документы по пожарной безопасности могут содержать как обязательные для исполнения требования, так и рекомендательные положения.

12. Вновь принятые требования пожарной безопасности обратной силы не имеют и подлежат исполнению на объектах, введенных в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, в тех случаях, когда их дальнейшая эксплуатация или использование создает непосредственную угрозу безопасности личности, имущества, общества и государства.

При изменении функционального назначения, капитальном ремонте, реконструкции, расширении и техническом перевооружении зданий или отдельных помещений, сооружений, иных объектов должны соблюдаться требования действующих нормативных документов по пожарной безопасности.

13. При издании (перепечатке) нормативных документов по пожарной безопасности внесение изменений в текст нормативного документа по пожарной безопасности не допускается.

14. Утвержденные нормативные документы по пожарной безопасности подлежат обязательной рассылке в порядке, установленном законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

15. Разъяснения по применению отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности даются организацией, подписавшей (утвердившей) документ.

16. Процесс разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности состоит из этапов:

1) принятие решения и организация разработки документа;

2) разработка проекта документа;

3) рассмотрение проекта документа в заинтересованных организациях и его согласование;

4) подписание (утверждение) нормативного документа по пожарной безопасности;

5) опубликование нормативного документа и вступление его в силу.

II. Организация разработки документа

17. После принятия решения о разработке нормативного документа по пожарной безопасности определяются сроки подготовки документа, исполнители работ. Подготовительный этап завершается оформлением документов о взаимоотношениях заказчика и исполнителей.

18. Основанием для разработки нормативных документов по пожарной безопасности могут быть:

федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

решения (поручения) органов исполнительной власти, руководства МВД России, ГУГПС, территориальных органов управления ГПС субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в соответствии с их компетенцией;

решения, принятые в пределах своей компетенции другими юридическими и физическими лицами.

19. Разработка нормативного документа по пожарной безопасности по заказу ГУГПС или территориальных органов управления ГПС субъектов Российской Федерации осуществляется, как правило, в соответствии с утверждаемым ими техническим заданием.

В техническом задании соответствующий орган управления ГПС определяет наименование документа, сроки его разработки и введения в действие, область нормативного регулирования, перечень согласующих организаций и другие вопросы.

III. Разработка проекта документа

20. Проект нормативного документа по пожарной безопасности должен соответствовать требованиям международных договоров, заключенных Российской Федерацией, законодательных и иных нормативных правовых актов.

При подготовке проекта нормативного документа по пожарной безопасности должны быть учтены действующие нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе международные, практика их применения, а также результаты соответствующих научных исследований.

21. О разработке проекта нормативного документа по пожарной безопасности уведомляются все организации, с которыми требуется обязательное согласование разрабатываемого документа. Уведомление указанных организаций осуществляется письмом ответственного исполнителя в месячный срок со дня утверждения технического задания.

22. Уведомление должно содержать информацию о наименовании документа, целях, необходимости разработки и области нормативного регулирования документа, сроках его разработки и введения в действие.

23. Разработка проекта нормативного документа по пожарной безопасности завершается подготовкой пояснительной записки к проекту документа и его рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации.

24. В пояснительной записке к проекту нормативного документа по пожарной безопасности обосновывается необходимость разработки документа, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, приводится анализ недостатков существующих документов и предлагаемые решения по их устранению, обосновываются достоинства предлагаемого документа и его связь с другими нормативными документами, приводится информация о необходимости разработки и отмены других документов по данному вопросу.

Пояснительная записка должна содержать, кроме того, информацию об ответственном исполнителе и соисполнителях работы, о сроках его разработки, характеристике основных требований, изложенных в нормативном документе, и их соответствии современному научно - техническому уровню, а также другая необходимая информация.

25. Проектам нормативных документов по пожарной безопасности перед рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации присваиваются коды в порядке, установленном ГПС.

26. Проект нормативного документа по пожарной безопасности и пояснительная записка к нему направляются ответственным исполнителем на рассмотрение в заинтересованные организации. Направляемый на рассмотрение проект документа визируется на оборотной стороне последней страницы руководителем и специалистами организации - ответственного исполнителя, а также руководителями организаций - соисполнителей.

В сопроводительном письме при направлении проекта документа на рассмотрение и (или) при опубликовании проекта нормативного документа по пожарной безопасности указывается срок, после которого завершается прием замечаний по проекту нормативного документа по пожарной безопасности.

27. Перечень заинтересованных организаций, которым направляется на рассмотрение проект документа, определяет ответственный исполнитель, если иное не установлено организацией, которая будет утверждать документ.

IV. Рассмотрение проекта документа в заинтересованных организациях и его согласование

28. Рассмотрение проекта нормативного документа по пожарной безопасности в заинтересованных организациях осуществляется в пределах 60 дней со дня его поступления на рассмотрение, если не установлен иной срок для представления замечаний.

Поступившие после указанного в сопроводительном письме срока отзывы с замечаниями и предложениями на проект нормативного документа по пожарной безопасности учитываются ответственным исполнителем по его усмотрению.

29. Подготовка окончательной редакции проекта нормативного документа по пожарной безопасности с учетом результатов его рассмотрения в заинтересованных организациях осуществляется ответственным исполнителем в установленные сроки.

30. Рассмотрение полученных замечаний и предложений осуществляется ответственным исполнителем, если иное не предусмотрено техническим заданием (заказчиком).

31. По истечении установленного пунктом 28 настоящих Правил срока ответственным исполнителем составляется сводка отзывов на проект документа. В сводке отзывов на проект документа отражаются все замечания и предложения, а также приводится информация об учете или причинах отклонения поступивших замечаний и предложений заинтересованных организаций.

Организация, утверждающая нормативный документ по пожарной безопасности, вправе при необходимости пересмотреть решение ответственного исполнителя по принятию (отклонению) замечаний и предложений заинтересованных организаций.

32. Проект нормативного документа по пожарной безопасности перед его направлением на согласование рассматривается организацией - заказчиком нормативного документа по пожарной безопасности. Результаты рассмотрения проекта документа оформляются протоколом.

33. Согласование проекта нормативного документа по пожарной безопасности с заинтересованными организациями осуществляет, как правило, ответственный исполнитель до представления документа на утверждение (подписание), если иное не предусмотрено техническим заданием.

34. Согласование нормативного документа по пожарной безопасности с заинтересованными организациями оформляется визами или письмом. При этом формулировки "Согласовано с замечаниями" и "Согласовано при условии" в тексте письма и при визировании проекта нормативного документа не допускаются.

35. Согласование или мотивированный отказ от согласования проекта окончательной редакции нормативного документа по пожарной безопасности должны быть осуществлены в срок до 30 дней со дня поступления проекта документа.

36. Решение о доработке проекта нормативного документа по пожарной безопасности в случае мотивированного отказа от его согласования организациями, согласование с которыми обязательно, принимает руководитель организации, утверждающей документ.

37. Согласованный с заинтересованными организациями и переработанный в ходе согласования проект нормативного документа по пожарной безопасности визируется руководителем и участвовавшими в разработке специалистами организации - ответственного исполнителя.

Виза включает в себя наименование должности визирующего, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника проекта нормативного документа по пожарной безопасности.

V. Утверждение нормативного документа

38. Согласованный с заинтересованными организациями проект нормативного документа по пожарной безопасности (в трех экземплярах) направляется ответственным исполнителем на подписание (утверждение) с сопроводительным письмом и документами, рекомендуемый перечень которых указан в приложении 1.

Одновременно может быть представлена электронная версия проекта нормативного документа по пожарной безопасности на магнитном носителе.

39. Нормативные документы по пожарной безопасности, принятие которых отнесено к компетенции ГУГПС, утверждаются приказом или подписываются начальником ГУГПС - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Нормативные документы по пожарной безопасности, принятие которых отнесено к компетенции территориального органа управления ГПС субъектов Российской Федерации, утверждаются приказом или подписываются его начальником - главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору, а в необходимых случаях, по его представлению - министром внутренних дел, начальником главного управления внутренних дел, управления внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации.

Другие нормативные документы по пожарной безопасности подписываются (утверждаются) в соответствии с установленной для них компетенцией соответственно руководителями федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации.

40. Первый экземпляр нормативного документа по пожарной безопасности подлежит хранению в организации, утвердившей его.

Второй экземпляр утвержденного нормативного документа по пожарной безопасности, принятого федеральным органом исполнительной власти, в 10-дневный срок после его утверждения направляется во Всероссийский научно - исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ВНИИПО). Одновременно в институт может быть направлена электронная версия нормативного документа по пожарной безопасности на магнитном носителе.

41. В случае необходимости отмены действующих нормативных документов по пожарной безопасности в связи с принятием нового документа они перечисляются непосредственно в документе, в приложении к нему или в соответствующем приказе, решении и признаются утратившими силу с момента вступления в силу утверждаемого нормативного документа по пожарной безопасности.

42. Решение об отмене опубликованных нормативных документов по пожарной безопасности также подлежит опубликованию. Уведомление об этом в 10-дневный срок направляется во ВНИИПО.

43. Изменения и дополнения к нормативным документам по пожарной безопасности разрабатываются и вводятся в действие в порядке, установленном для разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности.

44. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат обязательной регистрации в Реестре нормативных документов по пожарной безопасности (приложение 2).

Порядок ведения Реестра нормативных документов по пожарной безопасности определяется ГУГПС МВД России.

45. При регистрации норм и правил пожарной безопасности им присваивается код и организуется хранение в установленном порядке.

Нормативные документы по пожарной безопасности после их регистрации заносятся в информационную базу нормативных документов по пожарной безопасности в порядке, установленном ГУГПС.

VII. Опубликование нормативного документа и вступление его в силу

46. Нормативные документы по пожарной безопасности, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, ГУГПС и территориальными органами управления ГПС субъектов Российской Федерации, подлежат обязательному опубликованию.

Нормативные документы по пожарной безопасности вступают в силу со дня опубликования, если более поздний срок не установлен самими нормативными документами.

47. Опубликование нормативных документов по пожарной безопасности, принятых ГУГПС, осуществляется в журнале "Пожарная безопасность".

Указанные нормативные документы по пожарной безопасности могут быть также опубликованы в иных средствах массовой информации в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы управления ГПС субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и другие организации, принявшие нормативные документы по пожарной безопасности, самостоятельно определяют порядок опубликования данных документов.

Приложение 1
к Правилам разработки
и введения в действие
нормативных документов
по пожарной безопасности

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К ПРОЕКТУ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

N Наименование документа Количество экземпляров
1. Копия технического задания 1 экз.
2. Проект нормативного документа 3 экз.
3. Перечень организаций, которым проект документа направлялся на отзыв 1 экз.
4. Отзывы, полученные по проекту документа 1 экз.
5. Сводка учета замечаний и предложений 1 экз.
6. Перечень отчетов о научно - исследовательских работах, использованных для обоснования требовани 1 экз.
7. Протоколы совещаний ГПС и ответственного исполнителя по рассмотрению проекта документа 1 экз.
8. Перечень организаций, которым направлялась окончательная редакция проекта документа на согласование 1 экз.
9. Подлинные документы, подтверждающие согласование
10. Протоколы (сводки) разногласий 1 экз.
11. Проект плана основных мероприятий по внедрению документа 1 экз.
12. Пояснительная записка к проекту нормативного документа по пожарной безопасности 2 экз.
13. Предложения об отмене действующих нормативных документов по пожарной безопасности или проекты изменений в них, связанные с принятием нового документа по пожарной безопасности 1 экз.

Приложение 2
к Правилам разработки
и введения в действие
нормативных документов
по пожарной безопасности

РЕЕСТР
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

N п/п Наименование документа Дата регистрации Дата подписания (утверждения) документа. Дата опубликования документа. Дата введения документа в действие. Регистрационный номер, шифр и код документа Наименование и адрес организации, принявшей (утвердившей) документ Наименование и адрес разработчика Дата отмены документа
1 2 3 4 5 6 7 8