Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 111

"Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи"
Редакция от 20.11.2018 — Действует с 01.12.2018
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. N 111

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СОБОЙ, О ПОРЯДКЕ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОВМЕСТИМОСТИ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391)

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об электронной подписи" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что при организации межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственных или муниципальных услуг и исполнении государственных или муниципальных функций, применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

2. Утвердить прилагаемые:

Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой;

требования к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 февраля 2012 г. N 111

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СОБОЙ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при межведомственном взаимодействии, осуществляемом в электронном виде, при предоставлении государственных или муниципальных услуг и исполнении государственных или муниципальных функций (далее соответственно - межведомственное электронное взаимодействие, участники межведомственного электронного взаимодействия).

Настоящие Правила не применяются к отношениям, возникающим при осуществлении обмена электронными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

2. При межведомственном электронном взаимодействии изготовление ключей электронных подписей может осуществляться участниками межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно или по их обращению удостоверяющими центрами, аккредитованными в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (далее - аккредитованные удостоверяющие центры). Изготовление ключей электронной подписи осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

3. Создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее - сертификат) каждому участнику межведомственного электронного взаимодействия, в том числе лицу, которое в установленном порядке наделено полномочиями по подписанию электронных документов электронной подписью от имени назначившего его участника межведомственного электронного взаимодействия (далее - уполномоченное лицо участника межведомственного электронного взаимодействия), осуществляются аккредитованными удостоверяющими центрами.

4. Средства электронной подписи, используемые для формирования электронной подписи в процессе межведомственного электронного взаимодействия, должны соответствовать требованиям к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой, установленным Правительством Российской Федерации.

5. Подписанный электронной подписью электронный документ должен иметь метку времени - достоверную информацию о моменте его подписания, которая присоединена к указанному электронному документу или иным образом связана с ним.

6. Подписанные электронной подписью электронные документы, передаваемые участниками межведомственного электронного взаимодействия друг другу, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, проходят процедуру признания электронной подписи (далее - проверка электронной подписи).

7. Проверка электронной подписи осуществляется участниками межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра, которая входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - единый сервис проверки). Функции головного удостоверяющего центра при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия исполняет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Проверка электронной подписи также может осуществляться с использованием средств информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391)

8. В процессе проверки электронной подписи обращение к единому сервису проверки может осуществляться аккредитованными удостоверяющими центрами и (или) участниками межведомственного электронного взаимодействия с использованием программно-технических средств их информационных систем, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства, в порядке, устанавливаемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391)

Организационно-технологические требования к единому сервису проверки, за исключением требований к нему как к средству удостоверяющего центра, утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391)

Требования к единому сервису проверки как к средству удостоверяющего центра устанавливаются Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

9. В информационных системах участников межведомственного электронного взаимодействия обработке подлежат электронные документы, которые подписаны электронной подписью, признанной действительной.

Электронная подпись признается действительной при одновременном соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "Об электронной подписи", а также при условии, что сертификат не прекратил свое действие и не был аннулирован на момент подписания электронного документа.

Участнику межведомственного электронного взаимодействия, направившему электронный документ, который подписан электронной подписью, признанной недействительной, направляется уведомление об отказе в приеме к обработке такого документа. Указанное уведомление подписывается электронной подписью участника межведомственного электронного взаимодействия, признавшего электронную подпись недействительной.

10. Сертификат действует с момента его выдачи, если в сертификате не указана иная дата начала его действия, и прекращает свое действие в соответствии с условиями, предусмотренными частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об электронной подписи".

Сертификаты для участников межведомственного электронного взаимодействия создаются с учетом установленных эксплуатационной документацией на используемое средство электронной подписи сроков действия ключей электронных подписей.

11. Прекращение действия сертификата, выданного участнику межведомственного электронного взаимодействия на имя его уполномоченного лица, осуществляется в обязательном порядке при смене такого уполномоченного лица, а также в случае нарушения конфиденциальности ключа электронной подписи (компрометация ключа).

12. Участник межведомственного электронного взаимодействия в случае нарушения конфиденциальности ключа электронной подписи незамедлительно извещает об этом аккредитованный удостоверяющий центр для прекращения действия сертификата, выданного для проверки этого ключа.

13. При прекращении полномочий уполномоченного лица участника межведомственного электронного взаимодействия по подписанию документов в электронной форме участник межведомственного электронного взаимодействия незамедлительно извещает об этом аккредитованный удостоверяющий центр для прекращения действия сертификата, выданного указанному уполномоченному лицу.

14. В случае возникновения обстоятельств, не позволяющих участнику межведомственного электронного взаимодействия (уполномоченному лицу участника межведомственного электронного взаимодействия) правомерно использовать электронную подпись и средства электронной подписи при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия, участник межведомственного электронного взаимодействия незамедлительно (не позднее 1 рабочего дня со дня наступления таких обстоятельств) уведомляет об этих обстоятельствах аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший сертификат, для прекращения его действия.

15. В случае получения от участника межведомственного электронного взаимодействия информации о необходимости прекращения действия сертификата аккредитованный удостоверяющий центр вносит информацию о прекращении действия этого сертификата в реестр квалифицированных сертификатов в течение 1 рабочего дня со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 11 - 14 настоящих Правил. Действие сертификата прекращается с момента внесения записи об этом в реестр квалифицированных сертификатов.

16. Выбор средств аккредитованного удостоверяющего центра из имеющихся в наличии в этом удостоверяющем центре и средств электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии осуществляется участниками межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с требованиями к средствам электронной подписи и средствам удостоверяющего центра, установленными Федеральной службой безопасности Российской Федерации, техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и с учетом модели угроз безопасности информации в указанной системе, которая утверждается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391)

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 февраля 2012 г. N 111

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОВМЕСТИМОСТИ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ

1. Настоящие требования предъявляются к средствам электронной подписи с целью обеспечения их совместимости при организации федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде, при предоставлении государственных или муниципальных услуг и исполнении государственных или муниципальных функций (далее соответственно - межведомственное электронное взаимодействие, участники межведомственного электронного взаимодействия).

Настоящие требования не применяются к средствам электронной подписи, используемым при осуществлении обмена электронными документами, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

2. Применяемые или планируемые для применения при межведомственном электронном взаимодействии средства электронной подписи считаются совместимыми между собой в случае обеспечения одинакового результата процедуры проверки условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи и одинакового отображения содержимого документа, подписанного указанной подписью.

Проверка совместимости средства электронной подписи с другими средствами электронной подписи, применяемыми или планируемыми для применения при межведомственном электронном взаимодействии, осуществляется путем проверки его совместимости со средствами информационной системы головного удостоверяющего центра, которая входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - единый сервис проверки).

3. В целях обеспечения совместимости средств электронной подписи, используемых участниками межведомственного электронного взаимодействия, ключи электронной подписи, ключи проверки электронной подписи создаются, а проверка электронной подписи осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".

4. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выдаваемые участникам межведомственного электронного взаимодействия, должны соответствовать требованиям к форме квалифицированного сертификата, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

5. Средства электронной подписи, применяемые участниками межведомственного электронного взаимодействия, должны иметь документ, подтверждающий соответствие требованиям, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации.