ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2018 г. N 09АП-39567/2018
Дело N А40-66481/18
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дон-Ландия" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2018 по делу N А40-66481/18, принятое судьей Н.В. Дейна, по заявлению ООО "Дон-Ландия" (ОГРН 1076166002384, ИНН 6166061930) к Межрайонной Инспекции ФНС N 46 по г. Москве о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации N 605683А от 15.12.2017,
при участии:
от заявителя: Воробьева И.Н. по дов. от 01.03.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
ООО "Дон-Ландия" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС N 46 по г. Москве (далее - Инспекция, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации N 605683А от 15.12.2017 г.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.06.2018 заявленные ООО "Дон-Ландия" требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Дон-Ландия" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, отказ Инспекции является незаконным, так как требование о включении номера этажа в заявление о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в части юридического адреса противоречит как Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так и Приказу ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 08.12.2017 в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве поступило заявление ООО "Дон-Ландия" о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы (вх. N 605683 А).
В представленном Обществом заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ содержались изменения в сведения об адресе (месте нахождения) ООО "Дон-Ландия": 111024, Москва, ул. Душинская, дом 7, строение 2, помещение 11.
По результатам рассмотрения представленных в регистрирующий орган документов 15.12.2017 Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве принято решение об отказе в государственной регистрации ООО "Дон-Ландия" в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с непредставлением заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Посчитав, что решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве об отказе в государственной регистрации N 605683А от 15.12.2017 г. является незаконным, необоснованным заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что отказ Инспекции правомерен, так как ООО "Дон-Ландия" в поданном Заявлении по форме N Р13001 указан адрес юридического лица, отличающийся от адреса, указанного в документах, представленных для подтверждения места нахождения исполнительного органа юридического лица. Таким образом, Общество указало адрес без детальных элементов (этаж 2-й), что не позволило надлежащим образом идентифицировать местонахождение исполнительного органа юридического лица, при условии, что форма N Р13001 Заявления предусматривает такую возможность детализации адреса.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом положений п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи (пункт 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
В соответствии с п. а) ч. 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется ввиду часть 6 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе утверждена форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" согласно приложению N 4 к настоящему приказу.
Пунктом 5.6 указанных Требований установлено, что в листе Б заявления по форме Р13001 "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений п. 2.3 Требований.
В силу п. 2.3 Требований в разделе 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" элементы адреса указываются с учетом следующего.
В пунктах 2.3 - 2.9 формы заявления показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта. В пунктах 2.7 - 2.9 формы заявления тип адресного объекта указывается полностью.
В пункте 9 листа Б формы N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" предусмотрено указание офиса (квартиры) и номера офиса (квартиры).
Основанием вынесения Решения 605683А об отказе в государственной регистрации от 15.12.2017 явилось не указание в заявлении детальных элементов адреса: этаж, помещение, комната, офис.
Между тем, как следует из представленного Обществом заявления по форме N Р13001 в п. 9 листа Б заявления указан тип объекта "Помещение" и номер "11". При этом обязательное указание номера этажа форма заявления не предусматривает.
Правильность такого подхода подтверждается и письмом ФНС от 19 октября 2017 г. N ГД-4-14/21109@.
Таким образом, отказ Инспекции в государственной регистрации изменений в данном случае является необоснованным. Пункт 9 листа Б формы N Р13001 Заявления заполнен ООО "Дон-Ландия" в соответствии с требованиями Приказа ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
Вывод суда первой инстанции о том, что без указания этажа невозможно идентифицировать место нахождения исполнительного органа юридического лица, не основан на нормах права и доказательствах по делу, так как Инспекцией не доказано, что в здании по указанному адресу имеются иные помещения под номером 11. Как пояснил представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в здании всего два этажа, на первом этаже помещения под номером 11 нет.
Таким образом, вынесенное Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве решение от 15.12.2017 не соответствует требованиям Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, заявленные ООО "Дон-Ландия" требования - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2018 по делу N А40-66481/18 отменить.
Требование ООО "Дон-Ландия" удовлетворить.
Признать незаконным решение МИФНС России N 46 по г. Москве N605683А от 15.12.17 об отказе в государственной регистрации.
Обязать МИФНС России N 46 по г. Москве внести изменения в ЕГРЮЛ сведения об адресе (месте нахождения) единоличного исполнительного органа ООО "Дон-Ландия" в соответствии с представленным заявлением от 08.12.2017.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
И.А. ЧЕБОТАРЕВА
Судьи:
В.А. СВИРИДОВ
С.Л. ЗАХАРОВ