Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2019 г. N 53752
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2018 г. N 410
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ (БИЛЕТОВ) НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 АВГУСТА 2012 Г. N 322, И В ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОБАГАЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 473
В соответствии со статьями 3 и 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 , ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 56, N 14, ст. 2021; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2662, N 30, ст. 4457; 2018, N 32, ст. 5105), пунктом 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2191; 2009, N 9, ст. 1102; 2014, N 18, ст. 2177), и подпунктом 5.2.49. пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52, ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11, ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18, ст. 2249, N 32, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652, N 11, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935, N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, ст. 6660, N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630; 2013, N 5, ст. 388, N 12, ст. 1322, N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386, N 38, ст. 4821, N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286, N 18, ст. 2177, N 30, ст. 4311, 4325, N 37, ст. 4974, N 42, ст. 5736, N 43, ст. 5901, 5926; 2015, N 2, N 17, ст. 2571, N 20, ст. 2925, N 38, ст. 5300, N 47, ст. 6605, N 49, ст. 6976; 2016, N 1, ст. 242, N 2, ст.325, N 7, ст. 996, 997, N 16, ст. 2229, N 28, ст. 4741, ст. 5752, N 42, ст. 5929; 2017, N 10, ст. 1485, N 37; 2018, N 24, ст. 3533), приказываю:
1. Внести в формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте, установленные приказом Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2012 г., регистрационный N 25769), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 2 декабря 2014 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2014 г., регистрационный N 35348), от 21 июля 2016 г. N 202 (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2016 г., регистрационный N 43095), следующие изменения:
1) абзац десятый пункта 3.3 изложить в следующей редакции:
"Электронный билет для проезда в поезде пригородного сообщения по установленным исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен <1>, без предоставления мест, оформляемый путем валидации бесконтактной смарт-карты (в том числе социальной карты), транспортной карты, платежной карты (в том числе с использованием бесконтактной технологии проведения платежа) или электронного устройства с использованием автоматизированных систем, вместо указания железнодорожных станций (остановочных пунктов) отправления и назначения может содержать информацию о зоне действия проездного документа, при этом вид платежа и категория поезда могут не указываться.
<1> Подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2007, N 1, ст. 21).";
2) абзац тринадцатый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:
"В контрольном купоне (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) для проезда в поезде пригородного сообщения по любым маршрутам железной дороги, на которых применяется технология оформления проездного документа (билета) путем валидации бесконтактной смарт-карты (в том числе социальной карты), транспортной карты, платежной карты (в том числе с использованием бесконтактной технологии проведения платежа) или электронного устройства с использованием автоматизированных систем, сведения о пассажире - фамилия, имя, отчество (или инициалы), наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность, не указываются".
2. Внести в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473 (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2014 г., регистрационный N 33244), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 27 августа 2015 г. N 267 (зарегистрирован Минюстом России 29 октября 2015 г., регистрационный N 39523), от 21 июля 2016 г. N 202 (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2016 г., регистрационный N 43095), от 30 ноября 2016 г. N 367 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44914), следующие изменения:
1) абзац второй пункта 23 после слов "При этом могут устанавливаться следующие виды тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении" дополнить словами "фиксированные тарифы - в виде фиксированной ставки за проезд на всем протяжении соответствующего маршрута вне зависимости от расстояния или на отдельных участках маршрута";
2) абзац первый пункта 24 изложить в следующей редакции:
"24. В проездном документе (билете) для разовой поездки в поезде пригородного сообщения без указания мест, за исключением проездных документов (билетов), предназначенных для проезда в поездах по установленным исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен <2> (далее - маршруты железной дороги, имеющие остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен), обязательно указывается наименование перевозчика
<2> Подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".";
3) абзац второй пункта 30 изложить в следующей редакции:
"В абонементном билете, за исключением проездных документов (билетов), предназначенных для проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, обязательно указывается наименование перевозчика, вид билета, маршрут следования пассажира, категория поезда, срок действия, количество поездок, стоимость абонементного билета";
4) абзац второй пункта 78 изложить в следующей редакции:
"Пассажир осуществляет посадку в поезд пригородного сообщения без указания мест, за исключением проезда в поезде по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ (билет), и контрольного купона (выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте)";
5) абзац третий пункта 99 изложить в следующей редакции:
"При возврате абонементных билетов, дающих право проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен и на другие виды городского общественного транспорта, сумма, рассчитанная в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, умножается на коэффициент использования железнодорожного транспорта в перевозках общественным транспортом, осуществляемых с использованием данных билетов, определенный в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, регулирующими транспортное обслуживание <3>.
<3> Подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".";
6) абзац первый пункта 100 изложить в следующей редакции:
"100. Во всех случаях возврата денег за неиспользованные или частично неиспользованные проездные документы (билеты), за исключением абонементных билетов для проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, приобретенные, в том числе путем валидации бесконтактной смарт-карты (в том числе социальной карты), транспортной карты, платежной карты (в том числе с использованием бесконтактной технологии проведения платежа) (далее - карты) или электронного устройства с использованием автоматизированных систем, возврат денег за которые осуществляется в соответствии с главой XXVI настоящих Правил, все проездные документы (билеты) и квитанции разных сборов (подлинники) остаются у перевозчика и служат основанием для выплаты денег.
Пассажиру выдается квитанция, на которой указываются реквизиты поездки и денежная сумма, причитающаяся к возврату";
7) главу XXVI изложить в следующей редакции:
"XXVI. Особенности перевозок пассажиров в поездах пригородного сообщения по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен
222. В проездном документе (билете) для разовой поездки в поезде пригородного сообщения без указания мест, предназначенном для проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в качестве обязательных реквизитов билета указывается только наименование перевозчика.
223. В абонементном билете, предназначенном для проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в качестве обязательных реквизитов билета указывается только наименование перевозчика.
224. Электронная регистрация и получение контрольного купона и/или посадочного купона для осуществления поездки в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в поезде пригородного сообщения без указания мест не требуются.
225. В случае незапланированного перерыва более чем на час в движении поездов пригородного сообщения по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, (далее - случаи незапланированного перерыва) пассажир имеет право получить полную стоимость проезда из расчета одной поездки. Размер суммы, которая подлежит возврату, определяется путем деления стоимости абонементного билета на количество дней действия билета или количество поездок. Случаи незапланированного перерыва и порядок возврата стоимости проезда определяются перевозчиком";
8) дополнить главой XXVII следующего содержания:
"XXVII. Особенности перевозок пассажиров с использованием проездных документов (билетов), оформленных посредством валидации бесконтактной смарт-карты, транспортной карты, платежной карты или электронного устройства с использованием автоматизированных систем
226. Пассажир вправе при наличии технической возможности у перевозчика оформить проездной документ (билет) путем валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем (в том числе технологии ближней связи NFC <4>, системы отображения QR-кода <5> или другие автоматизированные системы, позволяющие оформить проездной документ (билет)) <6>.
<4> NFC (Near Field Communication) - технология ближней связи (приказ Минкомсвязи России от 10 марта 2015 г. N 68 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части использования технологии ближней связи NFC)" (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), с изменениями, внесенными приказом Минкомсвязи России от 24 октября 2017 г. N 571 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2018 г., регистрационный N 49912).
<5> QR-код (Quick response) - матричная символика штрихового кода с соответствующими параметрами, определенными национальным стандартом Российской Федерации (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code" утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2015 г. N 544-ст., М.: Стандартинформ, 2015).
<6> Условия оформления проездного документа (билета) и проезда, регулируемые настоящей главой, доводятся до сведения пассажиров в соответствии со статьей 85 Устава железнодорожного транспорта.
227. Для оплаты проезда с использованием карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем применяются специализированные устройства оплаты проезда - платежные терминалы (далее - терминалы). Перечисление денежных средств перевозчику осуществляется организацией, обеспечивающей возможность оформления пассажирами электронных документов для проезда на маршрутах железной дороги с использованием соответствующих электронных сервисов перевозчика для электронных устройств (далее - сервис-провайдер).
228. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC завершение процедуры по оформлению проездного документа осуществляется пассажиром по окончании поездки. При этом начало и окончание поездки пассажир обязан зафиксировать на терминале.
При фиксации пассажиром на терминале пункта отправления (начало поездки) на карте, являющейся средством платежа, резервируется стоимость поездки в объеме, не превышающем максимальную стоимость резервирования поездки. В случае если проездной документ приобретается посредством использования карт, не являющихся средством платежа, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации, и резервирование стоимости поездки не осуществляется.
При перевозке по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем.
Максимально зарезервированная стоимость поездки не должна превышать стоимости поездки от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения, являющегося конечным на маршруте следования поезда, проходящего через пункт отправления (начало поездки). При прибытии в пункт назначения пассажир обязан повторно приложить карту или электронное устройство с использованием технологии NFC к терминалу для фиксации окончания поездки и завершения процедуры оформления проездного документа (билета) по стоимости соответствующей поездки с учетом тарифа по маршруту.
Если пассажир не зафиксировал на терминалах оплаты с использованием карты окончание поездки в пункте назначения по истечении срока, установленного перевозчиком, проездной документ (билет) будет оформлен по маршруту следования пассажира от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения на полную зарезервированную стоимость поездки.
229. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC осуществляется запись реквизитов электронного билета в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.
230. По окончании оформления проездного документа (билета) и оплате поездки картой (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или списанием средств с баланса электронного устройства с использованием технологии NFC производится уменьшение остатка денежных средств на сумму стоимости проезда в поезде по маршруту следования пассажира за вычетом предварительно зарезервированной суммы поездки в соответствии с требованиями, установленными в пункте 228 настоящих Правил.
231. По требованию пассажира после оплаты проезда в поезде с использованием карт или электронного устройства с использованием технологии NFC перевозчики обязаны представлять пассажиру документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты с указанием лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции <7>.
<7> Пункт 5 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных документов (билетов) на железнодорожном транспорте".
232. Оформление проездных документов (билетов) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, осуществляется с помощью программных приложений или сервисов.
Сформированный электронный проездной документ (билет) после перечисления денежных средств сервис-провайдером для оплаты поездки пассажира отображается на электронных устройствах пассажира с использованием системы отображения QR-кода. Электронный проездной документ (билет) может направляться пассажиру в электронном виде по средствам цифровых технологий передачи данных или формироваться напрямую в приложении на электронном устройстве (по выбору пассажира при оформлении проездного документа) <8>.
<8> Пункт 5 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных документов (билетов) на железнодорожном транспорте".
233. Оформление проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, допускается только до начала поездки. Сроки оформления проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, до начала поездки определяются перевозчиком самостоятельно.
234. При оформлении проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, пассажир обязан зафиксировать начало и окончание поездки на терминале оплаты путем считывания QR-кода, содержащего данные электронного проездного документа (билета). Контроль оплаты проезда в данном случае производится путем считывания изображения QR-кода на экране электронного устройства.
235. В случае если пассажир не зафиксировал на терминалах оплаты путем считывания QR-кода окончание поездки в пункте назначения в сроки, установленные перевозчиком, информация о которых доводится в порядке, предусмотренном статьей 85 Устава железнодорожного транспорта, последний вправе ограничить возможность оформления новых проездных документов (билетов) на электронном устройстве пассажира, использующем системы отображения QR-кода, нарушившего условия настоящих Правил.
236. При обращении пассажира о возврате стоимости за неиспользованный билет для разовой поездки в поезде пригородного сообщения без предоставления мест в случае незапланированного перерыва в движении таких поездов более чем на час, пассажир к заявлению прикладывает документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты.
237. Претензии к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа с учетом особенностей настоящей главы, предъявляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке <9>.
<9> Статьи 121 - 123 Устава железнодорожного транспорта.".
Министр
Е.И. ДИТРИХ