Постановление арбитражного суда УО от 06.02.2019 N Ф09-9256/18 по делу N А50-12977/2018

"Об оставлении без изменения решения: удовлетворив иск о признании незаконным отказа Росреестра, суд исходил из того, что пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации прав по причине непредставления разрешения на строительства ввиду отсутствия градостроительного плана земельного участка и проекта межевания территории, в связи с чем удовлетворил заявленные требования"
Редакция от 06.02.2019 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2019 г. N Ф09-9256/18

Дело N А50-12977/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Столярова А. А., Лазарева С. В.

при ведении протокола помощником судьи Маркарян Ж.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2018 по делу N А50-12977/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видео-конференц-связи, приняли участие представители:

Управления Росреестра по Пермскому краю - Тутынина О.И. (доверенность от 26.12.2018);

общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" (далее - общество "Энергосервис Звездного") - Голубцов В.Н. (доверенность 10.01.2019).

Общество "Энергосервис Звездного" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.04.2018 N 59/014/221/2017-947 в государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6 и 0,4 кВ для электроснабжения жилых домов, с кадастровым номером 59:01:0000000:79704, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Бумажников; обязании произвести регистрацию права собственности общества на сооружение: кабельная линия 6 и 0,4 кВ для электроснабжения жилых домов, с кадастровым номером 59:01:0000000:79704, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Бумажников.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2018 (судья Завадская Е.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.04.2018 N 59/014/221/2017-947 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на сооружение: Кабельная линия 6 и 0,4 кВ для электроснабжения жилых домов, кадастровый номер: 59:01:0000000:79704, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Бумажников. Суд обязал Управление Росреестра по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления общества о государственной регистрации права собственности заявителя на сооружение: Кабельная линия 6 и 0,4 кВ для электроснабжения жилых домов, кадастровый номер: 59:01:0000000:79704, расположенной по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Бумажников.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 (судьи Скромова Ю.В., Макаров Т.В, Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Росреестра по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества "Энергосервис Звездного" отказать в полном объеме. Заявитель не согласен с выводами суда о применении пункта 6 части 4 статьи 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" (далее - Закон N 805-ПК) в новой редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа, поскольку данная редакция не могла быть применена с учетом того, что процедура строительства объекта началась до внесения изменений в указанный пункт закона. Указывает на то, что статьей 20 Закона N 805-ПК предусмотрено строительство объектов в отсутствие разрешительной документации, при этом не позволяет оформление прав на указанные в ней объекты любому лицу, который не является застройщиком указанного в данной норме объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество "Энергосервис Звездного" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 01.07.2010 между открытым акционерным обществом "КС-Прикамье" (продавец) и обществом "Энергосервис Звездного" (покупатель) заключен договор N КС-П/10/199 купли-продажи объектов незавершенного строительства, согласно которому продавец продал, а покупатель приобрел в собственность указанные в нем объекты незавершенного строительства, в том числе воздушно-кабельные линии 6 кВ и 0,4 кВ электроснабжения индивидуальных жилых домов по м/р "Бумажник" в Орджоникидзевском районе г. Перми (от РП-4 по ул. Бумажников, 15 до ТП-4 по ул. Земляничной, 50).

Между открытым акционерным обществом "КС-Прикамье" (арендатор) и обществом "Энергосервис Звездного" (субарендатор) 01.01.2017 заключен договор субаренды земельного участка для строительства, согласно которому арендатор передал, а субарендатор принял во временное пользование земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:1284, площадью 62187 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Бумажников для строительства кабельных линий 6 кВ и 0,4 кВ для электроснабжения индивидуальных жилых домов, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка (приложение N 2) и в качественном состоянии как он есть по акту приема-передачи (приложение N 1).

Общество "Энергосервис Звездного" 25.12.2017 обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6 кВ и 0,4 кВ для электроснабжения жилых домов, с кадастровым номером 59:01:0000000:79704, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Бумажников.

К указанному заявлению приложены следующие документы: договор купли-продажи объектов незавершенного строительства от 01.07.2010 N КС-П/10/199; договор субаренды земельного участка для строительства от 01.01.2017; протокол общего собрания от 17.11.2016 и платежное поручение от 25.12.2017 N 686.

Уведомлением от 30.12.2017 N 59/014/221/2017-947 Управление Росреестра по Пермскому краю служба сообщило обществу "Энергосервис Звездного" о приостановлении государственной регистрации на основании пунктов 5, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав; поступила информация об отсутствии документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Уведомлением от 02.04.2018 Управление Росреестра по Пермскому краю отказало обществу "Энергосервис Звездного" в государственной регистрации прав в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав и указало, что проведение государственной регистрации возможно при условия получения обществом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Департаменте градостроительства и архитектуры г. Перми. Управление Росреестра по Пермскому краю сослалось на несоответствие объекта требованиям, перечисленным в пункте 2 части 4 статьи 20 Закона N 805-ПК. Также в уведомлении об отказе в государственной регистрации Управление Росреестра по Пермскому краю сослалось на отсутствие градостроительного плана земельного участка и проекта межевания территории, необходимых для регистрации объекта в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 20 Закона N 805-ПК, согласно которому выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, также в случаях строительства, реконструкции в границах городского округа, муниципального района в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам), а в случае размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии со схемой предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного, предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.

Указанный отказ послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 218 документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.

Из статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В силу части 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 20 Закона N 805-ПК (в редакции Закона Пермского края от 09.09.2016 N 695-ПК) выдача разрешений на строительство не требуется также в случаях строительства, реконструкции в границах городского округа, муниципального района в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам), а в случае размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии со схемой предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного, предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.

Законом Пермского края от 05.03.2018 N 198-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" пункт 6 части 4 статьи 20 Закона N 805-ПК изложен в следующей редакции:

"пункт 6 - строительства, реконструкции в границах городских округов, муниципальных районов линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования".

Указанные изменения вступили в силу с 18.03.2018.

Принимая во внимание, что получение разрешения на строительство кабельной линии электроснабжения индивидуальных домов в соответствии с Законом N 805-ПК (в редакции Закона Пермского края от 05.03.2018 N 198-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае") не требуется, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Пермскому краю оснований для отказа в государственной регистрации прав по причине непредставления разрешения на строительства ввиду отсутствия градостроительного плана земельного участка и проекта межевания территории, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Иные причины невозможности регистрации права, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не были основанием к отказу, обжалуемому обществом, и с учетом указанного судом способа устранения нарушений прав заявителя - повторно рассмотреть заявление общества "Энергосервис Звездного", могут быть проверены регистрирующим органом при повторном рассмотрении, поэтому не принимаются судом кассационной инстанции во внимание.

На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, подлежат оставлению без изменения.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2018 по делу N А50-12977/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В. СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
А.А. СТОЛЯРОВ
С.В. ЛАЗАРЕВ