ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 21 февраля 2019 г. N 40
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НА 2019 ГОД
В целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, на 2019 год.
2. Руководителям управлений ФСТЭК России по федеральным округам обеспечить представление в 1 управление ФСТЭК России до 20 числа второго месяца каждого квартала отчетов о ходе выполнения Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФСТЭК России А.В. Куца.
Директор Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
В. СЕЛИН
УТВЕРЖДЕНА
приказом ФСТЭК России
от 21 февраля 2019 г. N 40
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НА 2019 ГОД
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, на 2019 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 3 раздела IV протокола заседания подкомиссии от 20 января 2017 г. N 1).
2. Программа разработана в целях реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
1) профилактическое мероприятие - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых ФСТЭК России и (или) ее территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и (или) на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее - подконтрольные субъекты), направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
реализация в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
2) обязательные требования - требования к деятельности подконтрольных субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также проводимым подконтрольными субъектами работам (оказываемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и методическими документами ФСТЭК России, а также иными нормативными документами;
3) охраняемые законом ценности - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;
4) подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
5) подконтрольные объекты - помещения, здания, технические средства, оборудование, иные объекты, которые предполагается использовать или которые используются подконтрольными субъектами при выполнении работ и (или) оказании услуг при осуществлении указанных лицензируемых видов деятельности.
4. ФСТЭК России осуществляет профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.
I. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
В электронном документе нумерация разделов соответствует официальному источнику.
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении государственного контроля;
снижение административных и финансовых издержек ФСТЭК России и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
6. Проведение ФСТЭК России и (или) ее территориальными органами профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
7. Профилактические мероприятия в ФСТЭК России планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов в процесс взаимодействия с ФСТЭК России по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности посредством различных каналов и инструментов обратной связи;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий контрольно-надзорными органами по всем видам контроля;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
8. При осуществлении государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации Службой обеспечивается:
определение приоритетных направлений контроля на основе анализа результатов ранее проведенных контрольных мероприятий, реализации мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований, мониторинга деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению обязательных требований;
информирование подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, оказание им методической помощи по выполнению указанных требований, проведение в отношении них профилактических мероприятий;
разработка предложений по совершенствованию контрольной деятельности и возможной актуализации обязательных требований с учетом правоприменительной практики;
контроль за деятельностью должностных лиц, участвующих в проведении лицензионного контроля, повышение их квалификации.
9. По состоянию на 1 февраля 2019 г. количество подконтрольных субъектов составляет 2345, количество предоставленных им лицензий ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации - 2310, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации - 1082.
Ежегодно плановым проверкам, проводимым в рамках государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, подвергается 23 - 27 подконтрольных субъектов (около 1% от их общего количества).
За 2014 - 2018 годы количество проверок, проведенных ФСТЭК России в рамках государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, в ходе которых были выявлены нарушения обязательных требований, в среднем составляет 25 - 30%. Количество проверок, по результатам которых по фактам выявленных нарушений лицензиатам выданы предписания об их устранении составляет 15 - 18%, в отношении 4 - 6% таких лицензиатов применены административные наказания, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований в ФСТЭК России не поступало.
Случаев проведения ФСТЭК России лицензионных проверок, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к должностным лицам ФСТЭК России применены меры дисциплинарного и административного наказания, не отмечено.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
10. За 2016 - 2018 годы ФСТЭК России проведен ряд мероприятий по совершенствованию лицензионного контроля:
введена практика выдачи предостережений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований;
на регулярной основе готовятся и размещаются на сайте ФСТЭК России обзоры правоприменительной практики в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
расширены формы и методы профилактической работы с соискателями лицензий и лицензиатами в части готовности их персонала к проведению внутреннего мониторинга за соблюдением обязательных требований;
организован контроль за подготовкой должностных лиц, непосредственно осуществляющих профилактические мероприятия и взаимодействие с подконтрольными субъектами, а также за качеством проведения методических занятий по подготовке подконтрольных субъектов к плановым проверкам.
В результате принятых мер отмечается повышение уровня информированности и готовности подконтрольных субъектов к прохождению проверок в рамках лицензионного контроля.
V. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
11. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах и обязанностях подконтрольного субъекта в ходе проверки;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и контролирующими лицами ФСТЭК России;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с ФСТЭК России.
VI. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах
12. Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах, являются:
начальник 1 управления ФСТЭК России Мартинец Николай Михайлович, тел. 8-499-261-35-43;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Центральному федеральному округу Литвиненко Владимир Анатольевич, 8-495-334-16-81;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу Шакин Дмитрий Николаевич, 8-812-571-16-77;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Минников Юрий Тимофеевич, 8-863-200-75-23;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу Подсеваткин Сергей Викторович, 8-831-412-23-02;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу Мельников Валерий Геннадьевич, 8-343-372-18-55;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу Масленкин Сергей Владимирович, 8-383-203-54-02;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу Хабибулин Ринад Гаптылхакович, 8-421-235-10-93.
VII. Ссылка на официальный сайт ФСТЭК России в сети "Интернет", на котором содержится информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещается Программа
13. Официальный сайт ФСТЭК России в сети "Интернет": http://fstec.ru.
III. План-график профилактических мероприятий, проводимых ФСТЭК России в 2019 году (в рамках государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации)
В электронном документе нумерация разделов соответствует официальному источнику.