МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 23 июня 1999 г. N АП-3-14/18
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДЕНИИ КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В МНС РОССИИ
В целях обеспечения единого подхода к классификации и кодированию данных в области налогообложения юридических и физических лиц при автоматизированной обработке, информационного взаимодействия с автоматизированными системами государственных, финансово-кредитных и других органов на всех уровнях управления, а также повышения эффективности разработки и функционирования задач АИС "Налог", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о ведении классификаторов и справочников технико-экономической информации в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.
2. Считать утратившим силу приказ Госналогслужбы России от 11.10.93 N ВГ-3-12/80 "Об утверждении Положения о ведении классификаторов технико-экономической информации в системе Госналогслужбы России".
3. Подразделениям центрального аппарата МНС России, ГНИВЦ Госналогслужбы России, управлениям МНС России по налогам и сборам по субъ ектам Российской Федерации в вопросах, касающихся классификации и ко дирования информации строго руководствоваться Положением.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Мишустина М.В.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
А.П.ПОЧИНОК
Утверждено
Приказом МНС России
от 23 июня 1999 г. N АП-3-14/188
СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДЕНИИ КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ВС ВК - ведомственная система ведения классификаторов
ЕСКК - единая система классификации и кодирования технике экономической и социальной информации
ТЭИ - технико-экономическая информация
ОК - общероссийские классификаторы
ВК - ведомственные классификаторы
ИК - интегрированный комплекс
АИС - автоматизированная информационная система
БД - база данных
АСВК - автоматизированная система ведения классификаторов
МН - магнитный носитель
ЛВС - локальная вычислительная сеть
АРМ - автоматизированное рабочее место
ИМ - информационные массивы
РЭ - рабочие экземпляры
ВВЕДЕНИЕ
Положение определяет основные требования по организации ведения общероссийских (действующих общесоюзных) и ведомственных классификаторов, по методологии классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, применении кодов в документах по налогообложению юридических и физических лиц на местном, региональном и федеральном уровнях и при автоматизированной обработке информации в системе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Положение является руководящим методическим документом, обязательным к исполнению территориальными органами МНС России по налогам и сборам, подразделениями центрального аппарата, ГНИВЦ ГНС России и другими разработчиками при выполнении работ по ведению и применению кодов общероссийских и ведомственных классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Объектами системы ведения классификаторов технико-экономической и социальной информации (ВС ВК) в МНС России являются общероссийские и ведомственные классификаторы и справочники.
1. СОСТАВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЕСКК) В МНС РОССИИ
1.1. Классификаторы и справочники ЕСКК в МНС России состоят из 3-х основных групп:
- общероссийские классификаторы ТЭИ;
- ведомственные классификаторы и справочники внешних организаций;
- ведомственные классификаторы и справочники ТЭИ МНС России.
1.2. Определение общероссийского и ведомственного классификатора.
Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) и обязательный для применения в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами.
Отраслевой (ведомственный) классификатор - классификатор, принятый министерством, ведомством Российской Федерации и обязательный для применения всеми предприятиями данного министерства, ведомства. Система классификации и кодирования открытая, что позволяет ее наращивать, исходя из потребностей автоматизированной информационной системы (АИС) МНС России АИС "Налог".
1.3. Классификаторы и справочники ТЭИ предназначены для:
- обеспечения взаимодействия внутри системы МНС России;
- обеспечения информационной совместимости каждого уровня АИС "Налог" с внешними автоматизированными системами управления, повышения эффективности их функционирования, создания единой информационной структуры АИС "Налог";
- создания условий для эффективной обработки данных в АИС "Налог";
- обеспечения упорядочения, систематизации и унификации ТЭИ, информации по налогообложению и хозяйственной деятельности, ее формализованного описания с помощью кодов, установление единства и непротиворечивости описаний объектов;
- сокращения объема бумажного документооборота.
1.4. Описание каждого классификатора и справочника включает:
- название классификатора и его код;
- описание структуры и алфавита кода;
- описание рекомендуемой области применения;
- схему классификации объекта кодирования (в случае сложной структуры).
2. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В МНС РОССИИ
2.1. Своевременное и полное формирование ведомственного фонда ОК и ВК ТЭИ и его ведение.
2.2. Обеспечение качественной и своевременной разработки извещений об изменении классификаторов и справочников ТЭИ.
2.3. Обеспечение классификации и кодирования изменений к классификаторам, которые возникают в следующих основных случаях:
- перевод объекта в другой раздел классификатора;
- образование новой группировки (появление новых объектов, которые не могут быть включены в существующие группировки);
- разделение одной из утвержденных группировок на несколько мостоятельных;
- изменение наименования группировки или объекта;
- исключение из классификатора группировки или объекта.
Система классификации должна иметь определенную избыточно для внесения необходимых изменений без нарушения структуры клас фикаторов.
2.4. Основные требования к системе классификации и кодирования ТЭИ в МНС России.
3.1.1. Система классификации и кодирования должна охватывать объекты классифицируемого множества и отражать основные признаки объ ектов.
3.1.3. Каждое кодовое обозначение должно определять конкретный объект (характеристику) в данной системе кодирования.
3.2.4. Проведение экспертизы предложений по изменениям клас сификаторов и справочников, применяемых в системе МНС России, с це лью проверки их правильности.
При проведении экспертизы должны осуществляться:
- проверка правильности оформления изменений к классификаторам и справочникам;
- выявление группировок, классификация которых осуществлена по нескольким признакам;
- контроль правильности структуры кода в пределах класса;
- определение переполнения группировки (90-100% заполненности);
- выявление неучтенных объектов;
- устранение ошибок и неточностей;
- исключение возможности возникновения дублирования объектов;
3.4. Требования к методическому руководству по развитию системы классификации и кодирования ТЭИ:
- обеспечение разработки и совершенствования методических материалов, регламентирующих разработку, внедрение и ведение ОК и ВК в системе МНС России;
- оказание методической помощи подразделениям информатиз госналогинспекций, подразделениям центрального аппарата МНС России разработчикам программных средств по внедрению и ведению классификаторов и справочников ТЭИ; 7
- осуществление систематического контроля за применением кодов ОК и ВК ТЭИ в практике работы МНС России.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОСТАВ СИСТЕМЕ! ВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ В МНС РОССИИ
3.1. Организационный состав системы ведения общероссийских и ведомственных классификаторов и справочников технике - экономической информации в МНС России включает в себя следующие звенья:
Департамент информационных ресурсов МНС России (ответственный за формирование базы данных классификаторов и справочников в МНС России);
- другие подразделения МНС России;
- территориальные органы МНС России по налогам и сборам;
- разработчики ведомственных классификаторов и справочников;
- подразделение ГНИВЦ, ответственное за автоматизированное ведение базы данных классификаторов;
- министерства и ведомства - источники получения общероссийских и ведомственных классификаторов и справочников.
Организационный состав системы ведения классификаторов и справочников может изменяться, в основном, в сторону расширения за счет включения новых участников.
3.2. Обязанности участников формирования системы ведения классификаторов и справочников ТЭИ в МНС России.
Департамент информационных ресурсов МНС России:
- научно-методическое руководство и координация работ по созданию, развитию и совершенствованию ЕСКК ТЭИ и АСВК в системе МНС России;
- формирование состава и структуры ведомственного фонда ОК и ВК ТЭИ и требований по его ведению;
- обеспечение взаимодействия с министерствами и ведомствами, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, используемых в системе МНС России;
- организация разработки классификаторов и справочников МНС России;
- подготовка предложений по изменению ОК и ВК ТЭИ (кроме МНС России) и передача их в организации, ответственные за разработку и ведение этих классификаторов;
- организация проведения экспертизы предложений по изменениям в ОК и ВКТЭИ;
- согласование изменений к классификаторам и справочникам МНС России;
- решение в установленном порядке с министерствами и ведомствами, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, вопросов кодирования новых позиций в общероссийских классификаторах, появившихся в результате деятельности налоговых органов;
- согласование и утверждение в установленном порядке ведомственных классификаторов и справочников Госналогслужбы России;
- оказание методологической помощи госналогинспекциям, подразделениям центрального аппарата МНС России, разработчикам классификаторов (справочников) и программных средств по внедрению и ведению ОК и ВК ТЭИ и их использованию в ППП;
- контроль за применением кодов ОК и ВК ТЭИ в практике работы государственных налоговых инспекций и центрального аппарата;
- формирование и ведение реестра классификаторов и справочников, используемых в АИС "Налог";
- представление МНС России в других организациях по вопросам классификации и кодирования;
- обеспечение взаимодействия МНС России с другими органами управления по вопросам классификации и кодирования.
Подразделения центрального аппарата МНС России:
- контроль за применением кодов ОК и ВК ТЭИ в программном обеспечении задач по своим направлениям работ;
- подготовка предложений о корректировке классификаторов и справочников ТЭИ на основе законодательства, инструкций по налогообложению, утвержденных форм документов или дополнений к ним и т.п.;
- оказание методологической помощи исполнителю при разработке классификаторов и справочников;
- подготовка заключений по представленным на согласование проектам ведомственных классификаторов и справочников.
Подготовка предложений и замечаний по проектам классификаторов (справочников) осуществляется управлениями и самостоятельными отделами в течение 10 дней.
Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации:
- обеспечение формирования и ведения фонда ОК и ВК ТЭИ дл гиона и обеспечение рабочими экземплярами классификаторов и справочков местных региональный инспекций по каналам связи или на МН и изменений к ним;
- сбор и обобщение предложений подведомственных ГНИ по изменению содержания ОК и ВК ТЭИ ( дополнения классификаторов новыми позициями, исключение существующих позиций, изменение наименований позиций и т.п.) и передача их на федеральный уровень;
- присвоение временных локальных кодов кодируемым позициям сутствующим в классификаторах и справочниках (строго по структуре классификатора) и направление запросов на присвоение системных кодов в департамент информационных ресурсов МНС России;
- подготовка предложений о корректировке классификаторов и справочников ТЭИ и разработке новых ведомственных классификаторов.
ГНИВЦ:
- выполнение функций головной службы по автоматизированном дению ОК и ВК ТЭИ в соответствии с приказом Госналогслужбы России от 27 мая 1993 года N ВГ-3-12/44 в системе МНС России;
- разработка ведомственных классификаторов и справочников в соответствии с планом информатизации МНС России;
- обеспечение своевременного и полного формирования ведомственного фонда ОК и ВК ТЭИ и его централизованного ведения;
- обеспечение общероссийскими и ведомственными классификаторами и справочниками управлений МНС России по налогам и сборам субъектам Российской Федерации, подразделений центрального аппарата МНС России, РНИВЦ, РВЦ;
- обеспечение классификации и кодирования изменений к ОК ТЭИ и замены локальных кодов на системные;
- актуализация базы данных классификаторов и справочников извещениям, полученным от ведомств, ответственных за ведение общероссийских и ведомственных классификаторов, а также на основе предлог подразделений МНС России и в соответствии с изменениями в законодательстве и инструкциях по налогообложению;
- доведение изменений к классификаторам и справочникам до управлений МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации и разработчиков программных средств;
- обеспечение хранения изменений к классификаторам и справочникам в соответствии с требованиями пользователей;
- обеспечение контроля за внедрением и использованием в ИК задач АИС "Налог" МНС России общероссийских и ведомственных классификаторов и справочников;
- ведение эталонов ведомственных классификаторов и справочников МНС России и контрольных экземпляров общероссийских и ведомственных (кроме МНС России) классификаторов ТЭИ;
- подготовка предложений по уточнению ОК и ВК ТЭИ, используемых в АИС "Налог";
- участие в проведении экспертизы предложений по изменениям классификаторов;
- подготовка предложений по совершенствованию СКК ТЭИ в МНС России;
- взаимодействие с автоматизированными системами других ведомств по вопросам классификации и кодирования.
Отношения с министерствами (ведомствами) по вопросам обмена классификаторами (или только получения их) с последующей актуализацией строятся на основе заключенных соглашений (или письменных запросов).
4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ МНС РОССИИ
Ведомственные классификаторы и справочники разрабатываются в соответствии с годовым планом информатизации МНС России по предложениям подразделений центрального аппарата, региональных госналогинспекций, ГНИВЦ, разработчиков программных средств.
Выбор методов классификации (иерархический или фасетный) и кодирования (последовательный, параллельный, порядковый и серийнопорядковый) в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора.
В процессе разработки классификатора или справочника подразделения центрального аппарата оказывают необходимую методологическую помощь исполнителю.
После завершения разработки проект классификатора или справочника с сопроводительным письмом направляется в Департамент информационных ресурсов на бумажном носителе и по каналам связи.
Департамент информационных ресурсов в 10-ти дневный срок со дня получения:
1) организует ознакомление с проектом классификатора или справочника специалистов центрального аппарата;
2) собирает и обобщает замечания и предложения по доработке проекта классификатора (справочника);
3) отправляет замечания и предложения разработчику для учета при подготовке окончательной редакции.
Разработчик в течение месяца со дня получения замечаний готовит окончательный вариант классификатора (справочника) и высылает его в адрес заказчика. В случае непринятия какого-либо замечания или предложений разработчик аргументирует отказ в сопроводительном письме.
Управление информационных ресурсов в 15-ти дневный срок:
1) согласовывает классификатор или справочник в заинтересованных подразделениях центрального аппарата;
2) подготавливает и передает классификатор или справочник на утверждение Руководству МНС России;
3) после утверждения классификатора или справочника организует ведение его до управлений МНС России по налогам и сборам по субъектов Российской Федерации, ГНИВЦ, разработчиков программных средств.
Утвержденные классификаторы (справочники) обязательны для пользования всеми налоговыми органами и разработчиками программных средств.
5. ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ ВЕДОМСТВАМИ
При информационном взаимодействии с другими министерствами (ведомствами) ведение классификаторов (справочников) технико-экономической и социальной информации в МНС России проводится, в основном, в соответствии с настоящим Положением и соглашением (договором) между ведомствами.
Работа по обеспечению взаимодействия с другими ведомствами проводится в следующем порядке:
- обмен информацией о составе баз данных классификаторов и справочников;
- определение перечня классификаторов и справочников, необходимого для информационного обмена. Не допускается применение ведомственных классификаторов или справочников при наличии аналогичных (те же объекты классификации) общероссийских. При наличии аналогичных классификаторов или справочников преимущество отдается классификатору ведомства, для которого тематика его является основной деятельностью;
- утверждение перечня классификаторов и справочников, необходимых для информационного обмена форматов и регламент их представления;
- получение классификаторов и справочников и включение их в АСВК;
- актуализация ведомственных классификаторов и справочников производится ведомством-автором классификатора (справочника) одновременно в базах всех взаимодействующих ведомств по согласованным форматам. Изменения к общероссийским классификаторам вносятся в базы данных классификаторов всех ведомств министерством (ведомством), на которое эта функция возложена в соглашении о взаимодействии.
6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КЛАССИФИКАТОРЫ И СПРАВОЧНИКИ
6.1. В системе АИС "Налог" допускается использование временно неклассифицированной информации.
Для оперативного решения вопроса при возникновении нового объекта (явления), не отраженного в действующих классификаторах, новой позиции присваивается временный код, соответствующий структуре классификатора, в который вносится дополнение. Одновременно готовится предложение об изменении данного классификатора с обоснованием, которое направляется в Департамент информационных ресурсов МНС России.
Этот порядок определен для всех классификаторов, кроме Системы обозначений госналогинспекций (СОГНИ), код по которой присваивается приказом по управлению МНС России по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации, а копия приказа направляется для корректировки СОГНИ в ГНИВЦ.
Право на присвоение временного кода имеют управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, ГНИВЦ, РНИВЦ, РВЦ и Департамент информационных ресурсов МНС России.
6.2. Вопросы об изменениях в классификаторах и справочниках МНС России рассматриваются в следующем порядке.
Подразделения МНС России, управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, разработчики программных средств готовят предложения по изменению состава ведомственных классификаторов (изменение в названии позиции классификатора, исключение позиции, дополнение классификатора новой позицией и т.п.) и соответствующее обоснование и направляют их в ГНИВЦ.
ГНИВЦ на основании поступивших предложений заполняет извещения об изменении по форме N 2 (приложение N 1).
ГНИВЦ направляет извещение по форме N 2 об изменениях в ведомственных классификаторах и справочниках в Департамент информационных ресурсов для согласования и утверждения.
При необходимости создается экспертная группа из специалистов Департамента информационных ресурсов, других подразделений центрального аппарата и ГНИВЦ.
В форме N 2 перед наименованием позиции указывается признак действия, которое следует произвести:
А - аннулировать,
И - уточнить (изменить),
В - включить.
Утвержденные изменения доводятся ГНИВЦ до управлений МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации через Фонд алгоритмов и программ (ФАЛ) МНС России.
На передаваемые извещения об изменениях в классификаторах и справочниках составляется акт передачи в ФАЛ с перечнем номеров извещений и указанием темы в конференции.
По получении акта передачи и извещений специалисты ФАЛ направляют по электронной почте в региональные ГНИ сообщения о наличии изменений.
6.3. Предложения об изменении общероссийских классификаторов подаются в виде письма с аргументацией о необходимости корректировки ОК в Департамент информационных ресурсов, которое рассматривает эти предложения совместно со специалистами ГНИВЦ и в случае признания целесообразными направляет от имени МНС России в организации, на которые Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 возложено ведение общероссийских классификаторов. В этих случаях также используется форма N 2, приведенная в приложении N 1.
Принятые предложения об изменении классификаторов и справочников других министерств (ведомств) направляются Департаментом информационных ресурсов в организации, ответственные за ведение ведомственных классификаторов (форма N 2).
По технологии, аналогичной описанной выше для ведомственных классификаторов МНС России, производится обработка извещений об изменениях общероссийских и ведомственных (кроме Госналогслужбы России) классификаторов.
Форма N 2