МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2019 г. N 03-02-08/10103
Департамент налоговой и таможенной политики на обращения от 14.01.2019, от 15.01.2019, от 16.01.2019 и от 19.01.2019 по вопросу о применении пункта 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в дополнение к письму Департамента от 14.01.2019 N 03-02-08/808 сообщает следующее.
Статьей 12 Кодекса определяются виды установленных налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в Российской Федерации, а также регулируются полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Не является предметом регулирования пункта 5 и иных положений статьи 12 Кодекса отмена конкретных налогов и сборов в Российской Федерации.
В случае принятия решения об отмене в Российской Федерации конкретного налога (сбора) он исключается из системы налогов и сборов в Российской Федерации, а также признается утратившей силу глава части второй Кодекса о таком налоге (сборе).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сбора.
При рассмотрении споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов) норм законодательства о налогах и сборах, и оценивая определенность соответствующей нормы, судами учитывается, что неустранимыми могут быть признаны лишь те сомнения, которые невозможно устранить, несмотря на использование известных методов толкования законов: грамматического, логического, исторического и иных методов.
При этом отмечается, что неустранимые сомнения могут возникать при существовании законодательных проблем, вследствие которых нарушается баланс частных и публичных интересов в налогообложении. Вместе с тем неправильное понимание субъектом отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, той или иной нормы закона не может свидетельствовать о наличии правовых проблем, не позволяющих определить ее содержание применительно к конкретной практической ситуации.
Так, например, неопределенность может быть преодолена в целях обеспечения единого, непротиворечивого правоприменения путем систематического толкования с учетом иерархического построения норм в правовой системе.
Указывая на необходимость обеспечения определенности норм законодательства о налогах и сборах, Конституционным Судом Российской Федерации отмечалось, что акты законодательства о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Налогоплательщики должны точно знать, какие налоги и в каком порядке они должны платить.
Пункт 5 статьи 12 Кодекса не содержит неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, препятствующих налогоплательщикам точно знать, какие налоги и в каком порядке они должны платить.
Рассматривая положение пункта 5 статьи 12 Кодекса вопреки его действительному смыслу, вытекающему из его системной обусловленности, и неправомерно отказываясь от исполнения установленной законодательством о налогах и сборах публично-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14, 15 Кодекса и специальными налоговыми режимами, налогоплательщики и плательщики сборов несут риск возникновения у них недоимки и начисления пеней, а также риск привлечения их к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Кроме того, сообщается, что в случае поступления от гражданина письменного обращения, в котором содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу, последующая переписка с гражданином по данному вопросу может быть прекращена в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Заместитель
директора Департамента
В.В. САШИЧЕВ