МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 22 февраля 2019 г. N ИС-аудит-28
АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <1>.
<1> О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационные сообщения от 1 декабря 2015 г. и от 21 декабря 2016 г. (www.minfin.ru раздел "Аудиторская деятельность - Общая информация - Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии").
Приказом Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н актуализированная версия МСА введена в действие на территории Российской Федерации.
Тексты МСА, введенных в действие указанным приказом, а также дополнительные документы МФБ, связанные с МСА, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Международные стандарты аудита".
Перечень введенных в действие МСА
Группа стандартов | Наименование стандарта |
Международные стандарты контроля качества | МСКК 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг" |
Международные стандарты аудита | МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" |
МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий" | |
МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" | |
МСА 230 "Аудиторская документация" | |
МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности" | |
МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" | |
МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление" | |
МСА 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля" | |
МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" | |
МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" | |
МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита" | |
МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски" | |
МСА 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации" | |
МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита" | |
МСА 500 "Аудиторские доказательства" | |
МСА 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях" | |
МСА 505 "Внешние подтверждения" | |
МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода" | |
МСА 520 "Аналитические процедуры" | |
МСА 530 "Аудиторская выборка" | |
МСА 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации" | |
МСА 550 "Связанные стороны" | |
МСА 560 "События после отчетной даты" | |
МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности" | |
МСА 580 "Письменные заявления" | |
МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" | |
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов" | |
МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора" | |
МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" | |
МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении" | |
МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" | |
МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении" | |
МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность" | |
МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации" | |
МСА 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" | |
МСА 805 (пересмотренный) "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности" | |
МСА 810 (пересмотренный) "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности" | |
Международные отчеты о практике аудита | МОПА 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов" |
Международные стандарты обзорных проверок | МСОП 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов" |
МСОП 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации" | |
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность | МСЗОУ 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов" |
МСЗОУ 3400 "Проверка прогнозной финансовой информации" | |
МСЗОУ 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации" | |
МСЗОУ 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов" | |
МСЗОУ 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг" | |
Международные стандарты сопутствующих услуг | МССУ 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации" |
МССУ 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции" |
Наиболее значимые отличия актуализированной версии МСА от ранее действовавшей версии <2>
<2> В данном разделе кратко описаны наиболее значимые отличия от версии МСА, введенных в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207н; отличия редакционного и юридико-технического характера, а также отличия, связанные с совершенствованием перевода МСА на русский язык, не приведены.
МСА | Наиболее значимые отличия от ранее действовавшей версии |
МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" | - уточнены понятия "финансовая отчетность", "руководство" (13(f), (h)) - руководство по применению дополнено разделом "Определения" (A14, A15) |
МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий" | В руководстве по применению: - раздел "Обязательные условия для проведения аудита" дополнен подразделом "Дополнительная информация" (A20) - раздел "Согласование условий аудиторских заданий" дополнен примерами ссылок, включаемых в письмо-соглашение (A24); положением об упоминании в аудиторском задании возможности информирования о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении (A25); примером вопроса, который может рассматриваться в письме-соглашении об условиях аудиторского задания (A26) - уточнен пример письма-соглашения об условиях аудиторского задания (приложение 1) |
МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" | В руководстве по применению: - раздел "Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение определенных заданий" дополнен положением о получении от предшествующего аудитора известной ему информации в отношении фактов и обстоятельств, о которых аудитору должно быть известно до принятия задания (A8a) - раздел "Характер, сроки и объем проверки качества выполнения задания" дополнен положением о включении ряда определений в выводы, сделанные аудиторской группой при формировании аудиторского заключения (в случае применения МСА 701) (A28) |
МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности" | - раздел "Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий" примерами обязанностей в связи с несоблюдением организацией законов и нормативных актов (8a) - уточнены наименование раздела "Информирование регулирующих и правоохранительных органов", а также положение, касающееся информирования о недобросовестных действиях организации соответствующего уполномоченного органа (43) В руководстве по применению: - раздел "Характеристика недобросовестных действий" дополнен примером методов, с помощью которых руководство обходит средства контроля (A4) - дополнено разделом "Обязанности по предотвращению и выявлению недобросовестных действий" (A5a) - раздел "Обсуждение между членами аудиторской группы" дополнен примером вопроса, включаемого в обсуждение (A11) - раздел "Информирование руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление" дополнен положением об ограничении информационного взаимодействия аудитора с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, по определенным вопросам (например, в связи с и требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (A59a) - уточнены наименование раздела "Информирование регулирующих и правоохранительных органов", а также положения, касающиеся информирования о недобросовестных действиях организации соответствующего уполномоченного органа (A65, A66) |
МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" | - раздел "Ответственность аудитора" дополнен примерами дополнительных обязанностей аудитора в связи с несоблюдением организацией законов и нормативных актов (новый 9) Руководство по применению: - дополнено разделами "Категории законов и нормативных актов" (новый A6), "Дополнительные обязанности, установленные законами, нормативными актами или соответствующими этическими требованиями" (новый A8), "Определение" (новые A9, A10) - раздел "Аудиторские процедуры предоставление информации о выявленных или предполагаемых случаях несоблюдения руководству и лицам, отвечающим за корпоративное управление" дополнен положением о сообщении уполномоченному органу о выявленном несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (новый A21) - раздел "Оценка последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов" дополнен примерами случаев, которые могут стать причиной проведения аудитором оценки последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении для надежности письменных заявлений, полученных от руководства (новый A24) - уточнено наименование раздела "Сообщение о выявленном несоблюдении или подозрении о несоблюдении", а также он дополнен положениями о сообщении о выявленном несоблюдении или подозрении о несоблюдении законов и нормативных актов при выражении модифицированного мнения в аудиторском заключении; о недопущении публичного раскрытия руководством лицами, отвечающими за корпоративное управление, или аудитором информации по определенному вопросу (новый A27) - уточнено наименование раздела "Представление информации о несоблюдении в регулирующие и правоохранительные органы", а также он дополнен положениями предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов организацией соответствующему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (новые A28 - A33) |
МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление" | - в разделе "Роль информационного взаимодействия" уточнено положение о сообщении уполномоченному органу о выявленном несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (7) |
МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" | В руководстве по применению: - раздел "План проводимого аудита" дополнен положениями, касающимися изучения раскрытия информации (новые A13, A14) |
МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" | В руководстве по применению: - раздел "Информация, полученная в предыдущие периоды" дополнен примером вопроса, по которому может быть дана информация из предыдущего опыта работы аудитора с организацией (новый A19), примерами вопросов, которые может обсудить аудиторская группа при рассмотрении существующих требований к раскрытию информации (новый A22) - раздел "Особенности малых организаций" дополнен примерами информации, содержащаяся в финансовой отчетности и полученная не из основных регистров и вспомогательных ведомостей (новый A91), а также положениями о понимании информационной системы, соответствующей подготовке финансовой отчетности (новый A92), о контрольных действиях, значимых для проводимого аудита (новый A103) - раздел "Выявление о оценка рисков существенного искажения" дополнен (уточнен) положениями об использовании предпосылок (новый A128); о предпосылках о видах операций, об остатках по счетам и соответствующем раскрытии информации (новые A129, A130); о процессе выявления рисков существенного искажения (новые A134 - A136) |
МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита" | Руководство по применению: - дополнено разделом "Существенность в контексте аудита", в котором приведены примеры факторов, которые могут быть выявлены аудитором при рассмотрении вопроса о том, являются ли искажения раскрытия информации качественного характера существенными (новый A2) |
МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита" | В руководстве по применению: - раздел "Определение искажения" дополнен примерами случаев, когда могут возникнуть искажения (A1) - раздел "Накопление выявленных искажений" дополнен положениями об искажениях в отдельной отчетности (новый A3); искажениях в раскрытии информации (новый A4), накоплении искажений (новый A5) - раздел "Оценка воздействия неисправленных искажений" дополнен примерами существенных искажений раскрытия информации качественного характера (новый A17); положением о существенности неисправленных искажений (новый A18); примерами случаев, когда искажения в раскрытии информации свидетельствуют о недобросовестных действиях (новый A22) |
МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода" | В руководстве по применению: - уточнены примеры аудиторских заключений, содержащих модифицированное мнение: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений (приложение) |
МСА 560 "События после отчетной даты" | В руководстве по применению: - раздел "Факты, о которых аудитору стало известно после даты аудиторского заключения, но до даты выпуска финансовой отчетности" дополнен положениями о последствиях в случае, если прочая информация получена после даты аудиторского заключения (новый A11), либо в случае, если прочая информация получена после того, как финансовая отчетность была выпущена (новый A18) |
МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" | В руководстве по применению: - уточнен пример аудиторского заключения, когда команда аудитора группы не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств для обоснования мнения аудитора группы: дополнен примерами обстоятельств, изложенных в данном примере; изменена конструкция, в том числе последовательность разделов аудиторского заключения |
МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность" | Руководство по применению: - дополнено положениями о том, когда финансовая отчетность предыдущего периода не проаудирована (новые A8, A13) - уточнены примеры аудиторских заключений: дополнен примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений |
МСА 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" | Руководство по применению: - дополнено положением об определении аудитором лиц в структуре корпоративного управления организации, с которыми он будет осуществлять информационное взаимодействие (новый A12) - раздел "Особенности формирования мнения и составления заключения" положениями о применении МСА 700 (пересмотренного) при составлении заключения о финансовой отчетности специального назначения (новый A14); непрерывности деятельности (новый A15); ключевых вопросах аудита (новый A16); прочей информации (новый A17); имени руководителя задания (новый A18); включении ссылки на аудиторское заключение о полном комплекте финансовой отчетности общего назначения (новый A19) - уточнены примеры аудиторских заключений независимого аудитора о финансовой отчетности специального назначения: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений (приложение) |
МСА 805 (пересмотренный) "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности" | Руководство по применению: - дополнено положением об определении аудитором лиц в структуре корпоративного управления организации, с которыми он будет осуществлять информационное взаимодействие (новый A11) - раздел "Особенности формирования мнения и составления заключения" положениями о применении МСА 700 (пересмотренного) при составлении заключения об отдельном отчете финансовой отчетности или отдельном элементе финансовой отчетности (новый A18); непрерывности деятельности (новый A19); ключевых вопросах аудита (новый A20); прочей информации (новый A21); имени руководителя задания (новый A22); заключении в отношении полного комплекта финансовой отчетности или отдельного элемента этой финансовой отчетности (новые A23 - A26); включении ссылки на аудиторское заключение о полном комплекте финансовой отчетности (новый A27) - уточнены примеры аудиторских заключений независимого аудитора об отдельном отчете финансовой отчетности и отдельном элементе финансовой отчетности: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений |
МСА 810 (пересмотренный) "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности" | - дополнен разделом "Прочая информация в документах, содержащих обобщенную финансовую отчетность", а также положения о необходимости рассмотрения аудитором информации, включенной в документ, содержащий обобщенную финансовую отчетность и аудиторской заключение о такой отчетности (новые 14, 15) - уточнены элементы аудиторского заключения об обобщенной финансовой отчетности (новый 16) - уточнено наименование раздела "Модифицированное мнение, разделы "Важные обстоятельства" или "Прочие сведения" в аудиторском заключении", а также примеры условий, когда у аудитора есть уверенность в том, что обобщенная финансовая отчетность соответствует во всех существенных отношениях проаудированной финансовой отчетности или является ее достоверным обобщением (новый 19) - исключен раздел "Прочая информация в документах, содержащих обобщенную финансовую отчетность" В руководстве по применению: - уточнен раздел "Прочая информация в документах, содержащих обобщенную финансовую отчетность", а также дополнены положения об информации в документе, содержащем обобщенную финансовую отчетность, которая касается некоторых или всех вопросов, включенных в прочую информацию в годовом отчете (новые A14, A15); информации в документе, содержащем обобщенную финансовую отчетность, которая касается вопросов, не рассмотренных в рамках прочей информации в годовом отчете (новый A16) - раздел "Аудиторское заключение об обобщенной финансовой отчетности" дополнен положениями о ссылках на аудиторское заключение о проаудированной финансовой отчетности (новые A21, A22), дополнен указание на новые примеры аудиторских заключений (новый A23 (d), (e)) - уточнены примеры аудиторских заключений независимого аудитора об обобщенной финансовой отчетности: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений |
МСОП 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов" | - дополнен положениями о предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу (52 (d)) В руководстве по применению: - раздел "Выполнение задания" дополнен положениями о выявлении несоблюдения или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов организацией (в том числе о несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (новые A87a, A91a, A92 - A92d) |
МСЗОУ 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов" | В руководстве по применению: - разделы "Планирование и выполнение заданий", "Прочие обязанности по информационному взаимодействию" дополнены положениями о предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (в том числе о несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (новые A101a, A192a - A192f) |
МССУ 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции" | Руководство по применению: - дополнено положениями о предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (новые A21a - A21e, A41a) |
Вступление актуализированной версии МСА в силу
Актуализированная версия МСА (приказ Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н) вступили в силу с 12 февраля 2019 г. До этой даты подлежали применению версии МСА, введенные в действие приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207н (с 12 февраля 2019 г. указанные приказы признаны утратившими силу).
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России