Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018

"Об отмене постановления: отказав в удовлетворении заявления о взыскании финансовых санкций, суд исходил из того, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения ПФ РФ, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в ПФ РФ дополнительных сведений за этот период, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к учреждению финансовых санкций"
Редакция от 05.07.2019 — Действует

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2019 г. N 308-ЭС19-975

резолютивная часть определения объявлена 03.07.2019

полный текст определения изготовлен 05.07.2019

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,
судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2018 по делу N А22-1060/2018 Арбитражного суда Республики Калмыкия по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия о взыскании с федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" финансовых санкций в сумме 2 000 рублей за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года.

В судебном заседании принял участие представитель государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия - Конев Д.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (далее - учреждение) финансовых санкций в сумме 2 000 рублей за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018, пенсионному фонду отказано в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 09.11.2018 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворил требования пенсионного фонда в полном объеме.

Учреждение обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанное постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 27.05.2019 кассационная жалоба учреждения вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав представителя пенсионного фонда, в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя учреждения, судебная коллегия установила следующее.

Выявив по результатам проверки дополнительно представленных учреждением 27.04.2017 сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года в отношении четырех застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, пенсионный фонд пришел к выводу о представлении учреждением неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, о чем составил акт от 19.09.2017 N 006S18170002151 и принял решение от 17.10.2017 N 006S19170002374 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 000 рублей.

В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции учреждению было выставлено требование от 08.11.2017 N 006S0117А0СVZYE, неисполнение которого в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая пенсионному фонду в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ. При этом отклоняя доводы пенсионного фонда о выявлении пенсионным фондом несоответствия в представленных учреждением сведений о застрахованных лицах, которые были исправлены учреждением после получения соответствующего уведомления пенсионного фонда, суды указали, что дополнительные (корректирующие) сведения за октябрь 2016 года были представлены учреждением 27.04.2017, в то время как акт о выявлении вменяемого правонарушения составлен пенсионным фондом 19.09.2017, то есть после представления учреждением дополнительных сведений.

Суд кассационной инстанции, ссылаясь на то, что дополнительные (корректирующие) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года были представлены учреждением после получения уведомления пенсионного фонда о выявлении несоответствия в представленных ранее сведениях, пришел к выводу об обнаружении допущенных учреждением ошибок непосредственно пенсионным фондом. Кроме того, по мнению суда кассационной инстанции, представление учреждением дополнительных (корректирующих) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года не может рассматриваться как исправление учреждением ранее представленных сведений за указанный период, поскольку эти сведения ранее не представлялись и являются новыми.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, удовлетворив требования пенсионного фонда в полном объеме.

Однако судом кассационной инстанции не учтено следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судами, получив уведомление пенсионного фонда от 26.04.2017 о расхождениях между сведениями о застрахованных лицах, указанных учреждением в ежеквартальном отчете по форме РСВ-1 за 4 квартал 2016 года и ежемесячных отчетах по форме СЗВ-М, в том числе за октябрь 2016 года, учреждение на следующий день - 27.04.2016 представило в пенсионный фонд дополнительные (корректирующие) сведения о четырех застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.

В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.

То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за октябрь 2016 года, до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, учреждение реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.

Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, является правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2018 по делу N А22-1060/2018 Арбитражного суда Республики Калмыкия отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 по указанному делу оставить в силе.

Председательствующий судья
Т.В. ЗАВЬЯЛОВА

Судья
А.Г. ПЕРШУТОВ

Судья
Д.В. ТЮТИН