Письмо МНС РФ от 20.08.99 N ДЧ-6-12/670

"О Методических указаниях для налоговых органов по работе с информацией об умерших, поступающей от органов записи актов гражданского состояния"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 20 августа 1999 г. N ДЧ-6-12/670

Во исполнение Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности" от 19.07.99 N АП-3-12/224, а также в целях обеспечения полноты учета физических лиц налоговыми органами в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ (далее Кодекс), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет "Методические указания для налоговых органов по работе с информацией об умерших, поступающей от органов записи актов гражданского состояния".

Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственным налоговым инспекциям) по субъектам Российской Федерации следует организовать взаимодействие с органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния о смерти, по получению соответствующей информации в установленные Кодексом сроки.

Рекомендуется в установленном порядке утвердить форму для получения соответствующей информации, используя типовую форму, приведенную в Методических указаниях.

Направляемые Методические указания предназначены для использования только в налоговых органах и не подлежат распространению за их пределами.

Обеспечьте применение названных Методических указаний подчиненными налоговыми органами.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
Д.Г.ЧЕРНИК

Приложение
к письму
Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ УМЕРШИХ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ОТ ОРГАНОВ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические указания (далее - Указания) предназначены для Инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления (далее - налоговые органы). Указания определяют порядок работы с информацией об умерших, предоставляемой органами записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС), применительно к положениям по учету физических лиц части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ (далее - Кодекс), и Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом Госналогслужбы России от 27.11.98. N ГБ-3-12/309, зарегистрированного в Минюсте России 22.12.98 N 1664 (далее - Приказ).

1.2. На основании пункта 3 статьи 85 Кодекса, органы ЗАГС обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации факта смерти. В целях упорядочения представления в налоговые органы информации органами ЗАГС рекомендуется в качестве типовой формы использовать форму "Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния о смерти", приведенную в Приложении к настоящим Указаниям (далее - Сведения о смерти). При этом следует довести до органов ЗАГС, что информация о фактах смерти детей, умерших на первой неделе жизни, не представляется, в связи с отсутствием необходимости учета сведений о таких лицах в налоговых органах.

1.3. Учет сведений об умерших, информация о которых поступила от органов ЗАГС, осуществляется в налоговом органе по последнему месту жительства физического лица.

1.4. Поскольку место нахождения органа ЗАГС, представившего Сведения о смерти, и последнее место жительства умершего могут находиться на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то налоговый инспектор, получив сообщение от органа ЗАГС, находящегося на территории, подведомственной данному налоговому органу:

- проверяет соответствие адреса последнего места жительства умершего территории, подведомственной данному налоговому органу. В случае несоответствия налоговый инспектор не позднее следующего рабочего дня пересылает сообщение по принадлежности в соответствующий налоговый орган;

- просматривает информацию, содержащуюся в разделе 3 базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) районного уровня с целью поиска имеющихся сведений (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и адрес места жительства) об умершем, на которого получены сведения от органов ЗАГС, для осуществления процедуры снятия его с учета в связи со смертью (см. п. 2.1. настоящих Указаний). В случае отсутствия сформированного раздела 3 упомянутой базы данных просматривает учетные дела на физических лиц (далее - дело).

1.5. Учет поступления Сведений о смерти от вышеназванных органов ведется в Журнале регистрации сведений по вопросам учета налогоплательщиков - физических лиц (далее - Журнал).

2. ПОРЯДОК РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПОСТУПАЮЩЕЙ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ОТ ОРГАНОВ ЗАГС

2.1. Действия налогового инспектора в налоговом органе по последнему месту жительства умершего при наличии в разделе 3 базы данных ЕГРН районного уровня информации о данном физическом лице и присвоенном ему ранее ИНН.

2.1.1. Налоговый инспектор для снятия умершего с учета:

- заполняет соответствующие разделы Журнала на основании Сведений о смерти, поступивших от органа ЗАГС;

- осуществляет снятие с учета умершего налогоплательщика;

- передает копию Сведений о смерти в структурное подразделение налогового органа, осуществляющее налогообложение физических лиц, для проведения проверки наличия задолженности по имущественным налогам умершего.

2.1.2. Если умерший налогоплательщик был индивидуальным предпринимателем и осуществлял деятельность на территориях, подведомственных другим налоговым органам, или являлся владельцем недвижимого имущества и/или транспортного - средства, подлежащих налогообложению, и расположенных (зарегистрированных) на территориях, подведомственных другим налоговым органам, налоговый инспектор:

- пересылает копии Сведений о смерти в соответствующие налоговые органы с сопроводительным письмом произвольной формы, но с обязательным указанием ИНН умершего, для прекращения учета сведений по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или снятия с учета по месту нахождения недвижимого имущества и/или транспортного средства, подлежащих налогообложению;

- передает в архив дело на умершего;

- при наличии в Журнале записи о выдаче налогоплательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации осуществляет свои действия в соответствии с пунктом 3.15 Методических указаний по организации заказа, приема, учета, хранения и уничтожения бланков Свидетельств о постановке на учет в налоговых органах, относящихся к категории документов строгой отчетности (Приложение к письму Госналогслужбы России от 23.12.98 N ВП-14-12/62 ДСП).

2.2. В соответствии с пп. 5.4. и 5.7. Приказа, следует иметь ввиду, что в случае смерти физического лица присвоенный ему ИНН является недействительным и не может быть присвоен другому налогоплательщику.

2.3. Действия налогового инспектора в налоговом органе по последнему месту жительства умершего при отсутствии в разделе 3 базы данных ЕГРН районного уровня информации о данном физическом лице и присвоенном ему ранее ИНН.

Налоговый инспектор:

- ежемесячно пересылает в вышестоящее Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственную налоговую инспекцию) по субъекту Российской Федерации копии накопившихся за месяц Сведений о смерти с сопроводительным письмом произвольной формы с целью прекращения учета сведений о данных физических лицах или снятия их с учета в других налоговых органах при наличии информации об умерших и присвоенных им ИНН в разделе 3 базы данных ЕРРН регионального уровня. Пересылка копий Сведений о смерти осуществляется в сроки, установленные для передачи информации о физических лицах для формирования раздела 3 базы данных ЕГРН регионального уровня;

- подшивает оригинал Сведений о смерти в специально заведенное дело, которое ежегодно передается в архив в соответствии с принятой системой делопроизводства.

2.4. Действия сотрудника Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственной налоговой инспекции) по субъекту Российской Федерации при получении копий Сведений о смерти лиц, не состоявших на учете в налоговом органе по месту жительства.

2.4.1. В случае наличия в разделе 3 базы данных ЕГРН регионального уровня сведений о физических лицах, на которых полнены копии Сведений о смерти, сотрудник Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственной налоговой инспекции) по субъекту Российской Федерации направляет копию Сведений о смерти а налоговый орган по месту постановки на учет с сопроводительным письмом произвольной формы с обязательным указанием ИНН умершего, для осуществления процедуры снятия его с учета в установленном порядке, осуществив действия согласно п. 2.1. настоящих Указаний.

2.4.2. В случае отсутствия в разделе 3 базы данных ЕГРН регионального уровня сведений об умерших, на которых получены копии Сведений о смерти, сотрудник Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственной налоговой инспекции) по субъекту Российской Федерации направляет копии Сведений о смерти в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам с целью прекращения учета сведений об умерших или снятия их с учета в налоговых органах других регионов Российской Федерации при наличии информации о них в разделе 3 базы данных ЕГРН федерального уровня.

2.4.3. При наличии сведений о налогоплательщике в разделе 3 базы данных ЕГРН федерального уровня сотрудник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам сообщает об этом Факте письмом произвольной формы с указанием ИНН и налогового органа, в котором умерший состоит на учете, в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственную налоговую инспекцию) по субъекту Российской Федерации, приславшей копию Сведений о смерти.

2.4.4. Сотрудник Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственной налоговой инспекции) по субъекту Российской Федерации, получив сообщение Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о месте постановки на учет умершего, направляет копию Сведений о смерти в налоговый орган по месту постановки на учет для снятия умершего с учета в установленном порядке, осуществив действия согласно п. 2.1. настоящих Указаний.

2.4.5. Копии Сведений о смерти, поступившие от налоговых органов, копии писем и Сведений о смерти, направленных в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, письма, полученные от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, копии писем, направленных в налоговые органы, регистрируются и хранятся в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (государственной налоговой инспекции) по субъекту Российской Федерации в соответствии с принятой системой делопроизводства.

2.5. Каждое действие налогового инспектора отражается записями в соответствующих разделах Журнала регистрации сведений по вопросам учета налогоплательщиков - физических лиц.

Все документы или их копии, с которыми работают налоговые инспектора, выполняя требования настоящих Указаний, подшиваются в учетные дела физических лиц.

Начальник Управления организации
учета налогоплательщиков
государственный советник
налоговой службы II ранга
В.Н.КАЗАКОВА

Приложение
к Методическим указаниям
для налоговых органов по
работе с информацией об умерших,
поступающей от органов ЗАГС,
направленных письмом
Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам

Типовая форма

Утверждается
приказом Управления МНС РФ по налогам и
сборам (ГНИ) по субъекту Российской Федерации
по согласованию с соответствующим органом

----------------------------------    В налоговый орган по ------------
----------------------------------    ---------------------------------
(полное наименование органа записи    ---------------------------------
  актов гражданского состояния)       (почтовый индекс, адрес, телефон)
 
ИНН     --T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬         Код ГНИ
     L-+-+-+-+-+-+-+-+-+--                 L-+-+-+--
 
КПП
 L-+-+-+-+-+-+-+-+--
 
----------------------------------
      (адрес, телефон)
 
СВЕДЕНИЯ О ФАКТЕ РЕГИСТРАЦИИ АКТА ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ О СМЕРТИ
 
                      1. Сведения об умершем
 
1.1. Фамилия __________________________________________________________
1.2. Имя ______________________________________________________________
1.3. Отчество _________________________________________________________
 
1.4. Пол: муж. [ ] жен. [ ] (нужное отметить знаком <V>)
1.5. Дата рождения "________" _______________ 19____ г.
1.6. Место рождения ___________________________________________________
                 (указывается в точном соответствии с записью в
                             документе, удостоверяющем личность)
1.7. Дата смерти "________" _________________ 19____ г.
1.8. Вид документа, удостоверяющего личность __________________________
1.9. Серия _________ 1.10. Номер ________
1.11. Кем и когда выдан _______________________________________________
1.12. Гражданство _____________________________________________________
1.13. Адрес последнего места жительства:
  а) республика (край, область, округ)______________________________
     б) район _________________________________________________________
     в) город _________________________________________________________
  г) населенный пункт ______________________________________________
                                 (село, поселок и т.д.)
  д) проспект, улица, переулок _____________________________________
  е) дом _________ ж) корпус _________ з) квартира _________
 
 
             2. Реквизиты Свидетельства о смерти
 
2.1. Серия _________ 2.2. Номер ________
2.3. Дата выдачи "________" _____________ 19 _____ г.
 
 
      3. Сведения о записи акта гражданского состояния о смерти
 
3.1. Номер записи акта о смерти ________________
3.2. Дата записи акта о смерти "_________" ___________19 ______ г.
 
 
Дата ____________  Подпись должностного лица __________________________
                М.П.                      (Ф.И.О., подпись
                                                  должностного лица)