ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1998 г. N 917
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (прилагается).
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г.
N 917
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.
1. Характеристика состояния в области здорового питания населения
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения страны. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания.
Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.
2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;
постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации Концепции (1998-1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.
В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20-30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.
Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).
На втором этапе (2000-2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.
В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.
На третьем этапе (2003-2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита фтора и йода.
В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов для различных социальных и возрастных групп населения.
3. Основные принципы государственной политики в области здорового питания
Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:
а) здоровье человека - важнейший приоритет государства;
б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;
в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;
д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.
4. Основные направления государственной политики в области здорового питания
Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения:
1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия;
2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:
развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
проведению исследований в области трансгенных форм растений и животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека;
разработке нового поколения диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного происхождения;
разработке новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства;
выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов;
совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий;
3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:
а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:
получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ;
использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;
б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе:
продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;
продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений;
продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях;
в) создание отечественного производства витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах, достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;
г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых продуктов;
д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции;
4) в области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:
ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микро-элементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в первую очередь в экологически неблагополучных регионах;
профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);
повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;
расширение производства биологически активных добавок к пище;
5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:
максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;
совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;
осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух);
создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:
ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;
созданию образовательных программ для населения;
внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей;
созданию информационно-издательских программ;
7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:
разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания;
обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;
обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;
организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;
8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:
осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в регионах Российской Федерации;
уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;
подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;
9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.
5. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания
Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:
государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства и потребления продовольствия, формирование федеральных и региональных целевых, научно-технических и других программ, предусматривающих научно-технические и технологические решения по приоритетным проблемам питания, разработку принципиально новых техники и технологий, способных коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;
опережающее развитие фундаментальных исследований в перспективных направлениях производства и потребления продовольствия;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;
совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств, приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;
создание системы анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозно-аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г.
N 917
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119)
N п/п | Мероприятия | Наименование документов | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
1. | Определение на основе социально-гигиенического мониторинга здоровья и питания населения Российской Федерации уровня дефицита пищевых веществ и экономическое обоснование мер по его преодолению | доклад в Правительство Российской Федерации об уровне дефицита пищевых веществ и экономическом обосновании мер по его преодолению | I квартал 1999 г. | Минздрав России, Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минобразование России, Госкомстат России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
2. | Разработка системы экономического стимулирования отечественных производителей витаминов и других микронутриентов | проект постановления Правительства Российской Федерации о мерах по экономическому стимулированию отечественных производителей витаминов и других микронутриентов | II квартал 1999 г. | Минэкономики России, Минфин России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
3. | Разработка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на период до 2005 года | проект постановления Правительства Российской Федерации о приоритетных направлениях развития науки и техники в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов до 2005 года | III квартал 1999 г. | Миннауки России, Минэкономики России, Минздрав России, Минсельхозпрод России, Минобразование России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук |
4. | Совершенствование законодательной базы в сфере производства и реализации пищевых продуктов, направленное на обеспечение их качества и безопасности | проекты законов Российской Федерации: "Об этикетировании пищевых продуктов" "Об обогащении пищевых продуктов незаменимыми пищевыми веществами" | III квартал 1999 г. IV квартал 1999 г. | Минсельхозпрод России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5. | Разработка субъектами Российской Федерации региональных программ по реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года | региональные программы здорового питания | IV квартал 1999 г. | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
6. | Организация и обеспечение деятельности органов исполнительной власти в области здорового питания населения Российской Федерации | решение Правительства Российской Федерации о возложении вопросов координации в области здорового питания населения на Межведомственную комиссию по охране здоровья граждан | IV квартал 1998 г. | Минздрав России, Миннауки России, Минсельхозпрод России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
7. | Организация наблюдения за содержанием йода и других микронутриентов в пищевых продуктах и биосредах человека и оценка их влияния на состояние здоровья различных групп населения | нормативные правовые акты по осуществлению мониторинга и оценке состояния здоровья различных групп населения | I квартал 2000 г. | Минздрав России, Российская академия медицинских наук |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119) | ||||
8. | Разработка и утверждение формы федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью, связанной с дефицитом йода и других микронутриентов | форма федерального государственного статистического наблюдения | I квартал 2000 г. | Минздрав России, Российское статистическое агентство |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119) | ||||
9. | Разработка и утверждение государственных стандартов на поваренную пищевую соль и на методы ее испытания | государственные стандарты на поваренную пищевую соль | I квартал 2000 г. | Госстандарт России, Минздрав России |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119) |