МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2019 г. N 03-05-06-03/79442
В связи с обращением от 19 сентября 2019 года по вопросу уплаты и возврата государственной пошлины цессионарием Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
1. Согласно пункту 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Пунктом 1 статьи 388 ГК РФ предусмотрено, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Положениями абзаца первого пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление) предусмотрено, что переход права, защищаемого в суде, в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.) влечет переход права на возмещение судебных издержек, поскольку право на такое возмещение не связано неразрывно с личностью участника процесса.
Согласно сокращению, введенному в пункте 1 Постановления, под судебными издержками понимаются в том числе судебные расходы, состоящие из государственной пошлины.
В соответствии с абзацем первым подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
На основании изложенного полагаем, что лицо, являющееся цессионарием по договору уступки права требования (цессии), при прекращении производства по делу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса имеет право на возврат государственной пошлины.
2. Пунктом 2 статьи 8 Кодекса предусмотрено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
В соответствии с абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 Кодекса, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду абзац первый пункта 1 статьи 64 НК РФ.
В силу пункта 13 статьи 64 Кодекса правила статьи 64 Кодекса применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Абзацем первым пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" установлено, что предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.
Абзацем первым пункта 1 статьи 333.16 Кодекса предусмотрено, что государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса плательщики государственной пошлины уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 25.3 Кодекса, при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы.
При этом согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Из положений абзаца первого пункта 1 статьи 45 Кодекса следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из абзаца четвертого пункта 1 статьи 45 Кодекса следует, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Положением пункта 8 статьи 45 Кодекса установлено, что правила, предусмотренные указанной статьей Кодекса, применяются также в отношении сборов.
Учитывая изложенное, а также что отсрочка (рассрочка) уплаты государственной пошлины представляет собой изменение срока ее уплаты, в результате которого государственная пошлина не была уплачена цедентом на момент передачи права (требования) цессионарию, и что по договору уступки права требования (цессии) право (требование), принадлежащее на основании обязательства цеденту, переходит цессионарию, в целях защиты своих законных интересов и реализации своего права на доступ к правосудию цессионарий обязан уплатить государственную пошлину, если иное не предусмотрено соответствующим договором цессии.
Заместитель директора
Департамента
В.В. САШИЧЕВ