Приказ Минобразования РФ от 02.09.98 N 2280

"Об утверждении отраслевой программы улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы"
Редакция от 02.09.1998 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 сентября 1998 г. N 2280

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА, УЧЕБЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 1998 - 2000 ГОДЫ

Во исполнение п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы", приказа Минобразования России от 11 марта 1998 г. N 661 "Об отраслевой программе улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, приказываю:

1. Утвердить согласованную с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации прилагаемую отраслевую программу улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа).

2. Управлению социального развития и материально-технического обеспечения (Королькову В.Т.) осуществлять руководство и координацию работы по выполнению в установленные сроки мероприятий, определенных Программой.

3. Управлению экономики (Белякову С.А.), Управлению финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.) осуществлять финансирование мероприятий, определенных Программой, за счет сметы расходов Минобразования России на централизованные мероприятия и на научно-исследовательские работы.

4. Управлению бухгалтерского учета и финансового контроля (Кокодееву С.Н.) перечислять ассигнования на выполнение мероприятий, определенных Программой:

Государственному межвузовскому центру обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности;

Московскому государственному авиационному институту (техническому университету); Московскому государственному строительному университету;

Московскому государственному инженерно-физическому институту (техническому университету); Московскому педагогическому государственному университету.

5. Государственному межвузовскому центру обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности (Шварцбургу Л.Э.), Московскому государственному авиационному институту (техническому университету) (Матвеенко А.М.), Московскому государственному строительному университету (Карелину В.Я.). Московскому государственному инженерно-физическому институту (техническому университету) (Оныкию Б.Н.), Московскому педагогическому государственному университету (Матросову В.Л.) совместно с Управлением социального развития и материально-технического обеспечения (Корольковым В.Т.) ежегодно представлять в установленные сроки отчеты о расходовании выделенных средств на выполнение мероприятий, определенных Программой.

6. Подведомственным образовательным учреждениям и организациям принять к исполнению Программу в части, их касающейся.

7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации принять меры по выполнению Программы в части, их касающейся.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.М.Жураковского.

И.о. Министра
А.ТИХОНОВ

Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 2 сентября 1998 г. N 2280

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА, УЧЕБЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 1998 - 2000 ГОДЫ

Паспорт Программы

Наименование Программы Отраслевая программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы
Наименование, дата, номер принятия решения о разработке Программы постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной нецелевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы", приказ Минобразования России от 11 марта 1998 г. N 661 "Об отраслевой программе улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы"
Разработчики Программы Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности, Московский государственный авиационный институт (технический университет)
Цели и задачи Программы снижение травматизма и профессиональной заболеваемости работающих, несчастных случаев среди обучающихся и воспитанников; реализация государственной политики в области охраны труда и здоровья работников, обучающихся и воспитанников;
  создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе трудовой и учебной деятельности;
  улучшение эффективности правовой защиты работников, обучающихся и воспитанников в области охраны труда и здоровья, внедрение системы мониторинга условий труда, учебы и охраны труда;
  создание механизма экономического стимулирования образовательных учреждений в обеспечении безопасных условий труда и учебы;
  улучшение материально-технического и метрологического обеспечения охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности
Сроки реализации Программы 1998 - 2000 годы
Перечень разделов Программы нормативное правовое и методическое обеспечение охраны труда и учебы, радиационной и пожарной безопасности;
  организационное обеспечение охраны труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности;
  обучение и повышение квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности;
  улучшение условий труда и учебы, профилактика заболеваний и травматизма работников, обучающихся и воспитанников;
  развитие материально-технического и метрологического обеспечения охраны труда, радиационной и пожарной безопасности;
  мероприятия по реализации Программы
Исполнители основных мероприятий Программы Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности, Московский государственный авиационный институт (технический университет), Московский государственный строительный университет, Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Московский педагогический государственный университет, Московский энергетический институт (технический университет), Ростовский государственный строительный университет, Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения, базовые региональные центры по обучению и проверке знаний по охране труда
Объемы и источники финансирования Программы общий объем финансирования Программы - 1224 тыс. рублей,
  в том числе:
  за счет средств сметы расходов Минобразования России на централизованные мероприятия - 1059 тыс. рублей;
  за счет бюджетного финансирования Минобразованием России научно-исследовательских работ - 165 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты Программы снижение травматизма и несчастных случаев, профессиональной и общей заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников, сокращение на этой основе государственных расходов.

Состояние проблемы и основные концептуальные положения Программы

Проблема обеспечения безопасных условий труда, учебы, сохранения здоровья и работоспособности работников, обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях приобретает все большую остроту.

В сложных обстоятельствах формирования рыночных отношений в России, в ситуации крайне недостаточного финансирования на содержание образовательных учреждений особенно важно поддерживать достойные человека условия труда и учебы, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой и учебной деятельности способствует формированию ответственного отношения к охране труда выпускников образовательных учреждений - будущих участников и руководителей производства.

Однако сегодня очевидно, что слабая материально-техническая база, плохие санитарно-технические и гигиенические условия многих образовательных учреждений не предохраняют работников, обучающихся и воспитанников от травматизма и заболеваний, а наоборот способствуют их формированию. Многие дошкольные образовательные учреждения не имеют водопровода, центрального отопления, канализации и требуют капитального ремонта.

Не лучшим образом сложилась ситуация и по образовательным учреждениям общего образования. Более 30% зданий находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. В среднем более 30% общеобразовательных учреждений не имеют физкультурных залов, учебных мастерских, проводят занятия в 2- 3 смены.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях высшего профессионального образования показывают, что численность работников, занятых в неблагоприятных условиях (опасных, вредных и тяжелых), по состоянию на 1 января 1998 г. составляет более 10% от общего количества работников и около 5% заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Неблагоприятные условия труда, нарушения в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в ряде случаев непредоставление работникам льгот и компенсаций (выдача молока, денежные доплаты, дополнительные отпуска и т.д.) приводят не только к росту профессиональных заболеваний, но и к повышению уровня общих заболеваний с временной утратой трудоспособности и к травматизму. В последние годы сохраняется высокий уровень травматизма среди работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

По неполным данным в 1997 году в образовательных учреждениях от несчастных случаев пострадало 3272 работника, в том числе 19 человек со смертельным исходом.

Усугубляется тяжесть несчастных случаев, что следует из анализа числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших и величины материальных затрат на выплату пособий, компенсаций и оплату листков нетрудоспособности. Материальные затраты по несчастным случаям в 1997 году составили около 3 млрд. неденоминированных рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим вреда в результате увечья - 0,7 млрд. рублей.

В образовательных заведениях во время образовательного процесса и проведения различных мероприятий в 1997 году от несчастных случаев пострадало более 4 тыс. обучающихся и воспитанников, в 45 случаях со смертельным исходом, 22 обучающихся и воспитанника стали инвалидами. Сложилась неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

В результате несоблюдения требований пожарной безопасности в 1997 году в образовательных учреждениях произошло более 900 пожаров со значительным материальным ущербом и гибелью людей. Причинами сложившегося положения с охраной труда и учебы в образовательных учреждениях прежде всего являются:

резкое ухудшение финансирования образовательных учреждений, обеспечивающего поддержание соответствующих условий труда и обучения;

отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы, своевременной и регулирующей информации; действие в отрасли устаревших нормативных правовых актов;

слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда, и как следствие - снижение ответственности и требовательности руководителей органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений;

низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;

несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов по охране труда в органах управления образованием и образовательных учреждениях. Стратегическим направлением в области охраны труда и учебы в системе образования должно стать признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников по отношению к результатам трудовой и учебной деятельности.

Для успешной реализации этой стратегии и осуществления поставленных Программой задач необходимо обеспечивать:

постоянное совершенствование нормативной правовой базы по охране труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении;

улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработку эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждении по внедрению системы управления охраной труда;

создание развернутой подсистемы обучения, повышения квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности;

улучшение условий труда и учебы, профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работающими и обучающимися, внедрение системы мониторинга условий труда;

развитие материально-технического и метрологического обеспечения служб охраны труда, создание организационной структуры и технического комплекса оценки условий труда на рабочем месте. Социально-экономический эффект от выполнения Программы по улучшению условий труда, учебы и охраны труда в образовательных учреждениях проявится в усилении защиты прав и интересов работников, обучающихся и воспитанников и ответственности должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, учебы и охраны труда, в сокращении производственного травматизма, несчастных случаев, общей и профессиональной заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников, и как следствие - сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев, уменьшении расходов на медицинскую и социальную реабилитацию, т.е. сокращении на этой основе государственных расходов.

Раздел 1. Нормативное правовое и методическое обеспечение охраны труда и учебы, радиационной и пожарной безопасности

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе их трудовой и учебной деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда и учебы.

Нормативные требования по охране труда и учебы и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда и обучения. Обеспечение единства этих требований - важная государственная задача. Статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда предусмотрено установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда.

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 12.08.94 N 937, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399

Основные принципы нормативного правового и методического обеспечения охраны труда и учебы должны конкретизироваться, развиваться и дополняться отраслевыми министерствами и ведомствами. В настоящее время в системе образования действуют более 200 отраслевых нормативных правовых актов по охране труда и учебы в виде организационно-методических документов (положений, методических указаний, рекомендаций и т.д.), типовых инструкций по охране труда, правил по охране труда и учебы при проведении различных мероприятий, правил пожарной безопасности и других документов. Значительная часть действующих нормативных правовых актов выпущена министерствами и ведомствами СССР (Минвузом СССР, Минпросом СССР и Госпрофобром СССР) и требует пересмотра и переработки в связи с выходом в последние годы новых законодательных актов, государственных нормативных правовых актов по охране труда.

Раздел 2. Организационное обеспечение охраны труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности

Организация работы по охране труда и учебы в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования регламентируется Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства высшего и среднего специального образования СССР (приказ Минвуза РСФСР от 5 мая 1986 г. N 302), а в остальных образовательных учреждениях - Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 92.

Основами законодательства Российской Федерации об охране труда (ст.8) установлено, что для организации работы по охране труда на предприятии, в учреждении и организации создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе, которые по своим (функциональным обязанностям являются органами управления охраной труда на предприятии, в учреждении и организации.

Управление охраной труда является одной из подсистем управления образовательного учреждения; оно неотделимо от трудовой, учебной и научно-производственной деятельности. Администрация и работники образовательного учреждения сотрудничают в деле обеспечения охраны труда и учебы, при этом организационно-методическая работа по управлению охраной труда, подготовка управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляется службой охраны труда или привлеченным на договорной основе специалистом по охране труда.

Организующая и контролирующая роль службы охраны труда образовательного учреждения определена Типовым положением о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России, утвержденным приказом Минобразования России от 11 марта 1998 г. N 662.

Эффективность внедрения системы управления охраной труда в отрасли находится в прямой зависимости от решения руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней организационных вопросов по созданию органов управления охраной труда, т.е. служб охраны труда.

Раздел 3. Обучение и повышение квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности

Организация работы но охране труда и учебы в первую очередь зависит от компетентности всех ее участников. Обучение безопасности труда всех работников, включая руководящий состав, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации. Согласно статьям 9 и 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций но охране труда.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения".

В целях создания системы непрерывного обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием утверждено согласованное с Минтрудом России и ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России (приказ Минобразования России от 22 апреля 1997 г. N 779). Для совершенствования профессиональных знаний в области охраны труда и экологии Минобразованием России в 1997 году создано Государственное межвузовское образовательное учреждение дополнительного профессионального образования по охране труда и экологической безопасности на базе Московского государственного технологического университета "Станкин".

Обучение и проверка знаний по охране труда работников системы Минобразования России осуществляется в базовых региональных центрах по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России, созданных на базе 51 высшего учебного заведения (приказ Минобразования России от 20 ноября 1997 г. N 2327).

Раздел 4. Улучшение условий труда и учебы, профилактика заболеваний и травматизма работников обучающихся и воспитанников

Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе трудовой и учебной деятельности, снижение травматизма и профессиональной заболеваемости работников, несчастных случаев среди обучающихся и воспитанников, является основной целью Программы.

Условия труда и учебы в образовательных учреждениях на каждом рабочем и учебном месте должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении возлагается на администрацию образовательного учреждения. Организация безопасности труда и учебы, улучшение условий труда и обучения должны быть первоочередной заботой администрации образовательного учреждения.

Взаимные обязательства администрации и работников образовательного учреждения по обеспечению здоровых и безопасных условий труда предусматриваются коллективным договором и соглашением по охране труда.

Безопасность труда и учебы должна в обязательном порядке учитываться при принятии решений по всем вопросам трудовой и учебной деятельности.

Одним из основных направлений в работе по дальнейшему улучшению условий труда и учебы является аттестация рабочих и учебных мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен Положением, утвержденным постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Раздел 5. Развитие материально-технического и метрологического обеспечения охраны труда, радиационной и пожарной безопасности

Проведение правильной оценки состояния условий труда и учебы требует применения инструментальных лабораторных и эргономических методов исследований.

Основную часть своего времени служба охраны труда уделяет проведению обследований и инспекций с инструментальными замерами на рабочих местах по условиям труда.

Материально-техническая база службы охраны труда образовательного учреждения наряду с необходимым оснащением для проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должна обеспечивать возможность оперативного контроля состояния опасных и вредных факторов на рабочих местах в помещениях, единый подход к измерениям опасных и вредных производственных факторов, регламентации точности измерений, выбор методик измерений.

Администрация образовательного учреждения обязана внедрять современные средства охраны труда, в том числе и современные средства и приборы контроля условий труда, проведения экспертизы условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации помещений.

Метрологическое обеспечение в области безопасности труда - это комплекс организационно-технических мероприятий, правил и норм, технических средств, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений при определении безопасности производственного оборудования, технологических процессов, а также качества средств индивидуальной и коллективной защиты.

Метрологическое обеспечение в области безопасности труда производится в соответствии с требованиями стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), системы стандартов безопасности труда (ССБТ), правил и норм, утвержденных Минтрудом России, Госстроем России, Минздравом России и органами государственного надзора. Основу метрологического обеспечения в области безопасности труда составляют современные приборы и средства контроля условий труда, которыми должны оснащаться службы охраны труда, региональные лаборатории по аттестации рабочих и учебных мест <*>.

<*> Раздел 6. "Мероприятия по реализации Отраслевой программы улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы" не приводится.