Приказ Минобразования РФ от 18.10.99 N 579

"Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации"
Редакция от 12.01.2000 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1123»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 октября 1999 г. N 579

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 12.01.2000 N 79)

В целях развития системы образования в Российской Федерации и оказания государственной поддержки инновационному движению приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации.

2. Считать утратившим силу Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.07.97 N 1577 "Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной площадке в системе образования Российской Федерации".

Министр
В.М.ФИЛИППОВ

Приложение
к Приказу
Министерства образования
Российской Федерации
от 18.10.99 N 579

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 12.01.2000 N 79)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия присвоения Министерством образования Российской Федерации статуса федеральной экспериментальной площадки образовательному учреждению, деятельность которого направлена на реализацию культурно - образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, опережающего решения вопросов ее научного, организационного, правового, финансово - экономического, кадрового и материально - технического обеспечения.

1.2. Под культурно - образовательной инициативой (далее - инициатива) понимается деятельность образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на развитие средствами образования социокультурной среды и учитывающая историко - педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования, порождающая новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления.

Федеральный статус инициативы определяется значимостью разрабатываемых проблем для обеспечения культурного, научного, информационного пространства России; направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания, методов и организационных форм образования; разработке и апробации путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, воспитанника, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; выработке перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; формированию у обучающихся, воспитанников общечеловеческих ценностей, демократических установок и гражданской ответственности в социальной жизни.

1.3. Автором (авторами) инициативы могут быть педагогические и научные коллективы, а также научно - исследовательские и образовательные учреждения всех форм собственности, государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием.

1.4. В той мере, в какой инициатива представляет собой объект авторского права, на нее распространяется действие соответствующих норм гражданского законодательства.

2. Федеральная экспериментальная площадка

2.1. Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭП) может быть реализующее образовательные программы образовательное учреждение (группа образовательных учреждений), его структурные подразделения.

2.2. Статус ФЭП дает автору (авторам) инициативы право вносить изменения в:

цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения;

формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

режим функционирования образовательного учреждения, на базе которого планируется развертывание эксперимента;

систему управления образовательным учреждением.

2.3. Присвоение статуса ФЭП не влечет за собой изменения статуса образовательного учреждения, его организационно - правовой формы и подчиненности.

3. Порядок присвоения статуса федеральной экспериментальной площадки

3.1. Для присвоения статуса ФЭП автор (авторы) обращается в Министерство образования Российской Федерации с письменной заявкой.

Заявка должна содержать: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес, контактные телефоны) образовательного учреждения, на базе которого планируется проведение эксперимента; изложение сути инициативы, обоснование ее значимости для развития системы образования Российской Федерации;

программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно - методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента); предложения по возможному распространению результатов инициативы по окончании эксперимента;

предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально - техническому и научному обеспечению эксперимента; источники финансирования.

3.2. Для оценки значимости инициативы Министерством образования Российской Федерации создаются экспертные группы, состав которых утверждается его приказом.

Количество экспертных групп определяется содержанием инициатив. В формировании состава экспертных групп участвуют автор (авторы) инициативы и Совет по федеральным экспериментальным площадкам.

3.3. В состав экспертных групп могут входить представители Министерства образования Российской Федерации, Российской академии образования, других научных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент, педагогические и руководящие работники образовательных учреждений.

3.4. Экспертиза инициативы проводится в три этапа:

первый этап (осуществляется в период до 1 апреля) - первичная оценка представленной заявки и принятие решения о приглашении автора (авторов) к участию во втором этапе;

второй этап (осуществляется до 15 июня) - выработка совместно с автором (авторами) инициативы методики проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренной на I этапе заявке;

третий этап (заключительный, осуществляется до 15 октября) - проведение итоговой экспертизы и оформление экспертного заключения по каждой инициативе.

3.5. По результатам третьего (заключительного) этапа экспертизы экспертной группой оформляется заключение. Заключение подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения тех, кто не согласен с данным заключением.

3.6. На основании заключений экспертных групп Совет по федеральным экспериментальным площадкам осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса ФЭП и дает рекомендации Министерству образования Российской Федерации о возможности присвоения статуса ФЭП образовательному учреждению с обоснованием целесообразности проведения эксперимента по каждой инициативе.

3.7. Приказом Министерства образования Российской Федерации образовательному учреждению - соискателю присваивается статус ФЭП, утверждаются тема, сроки эксперимента.

3.8. Срок представления заявки - до 30 декабря года, предшествующего конкурсу культурно - образовательных инициатив.

3.9. В случае отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) инициативы может подать заявку в Министерство образования Российской Федерации повторно не ранее чем через год.

4. Управление федеральной экспериментальной площадкой

4.1. В целях выполнения программы эксперимента и обеспечения функционирования ФЭП приказом Министерства образования Российской Федерации по согласованию с Российской академией образования создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам (далее - Совет). В состав Совета входят представители научных учреждений Министерства образования Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, палат Федерального Собрания, педагогических ассоциаций.

4.2. Совет:

определяет приоритетные направления экспериментальной работы, способствующие развитию образования в Российской Федерации;

формирует банк данных об основных направлениях инициатив, а также результатах их экспериментальной проверки;

разрабатывает механизм использования результатов эксперимента;

информирует педагогическую общественность о проводимых экспериментах;

готовит предложения Министерству образования Российской Федерации о финансировании программ эксперимента;

проводит анализ ежегодных отчетов федеральных экспериментальных площадок о результатах выполнения программы эксперимента;

участвует в формировании состава экспертных групп;

осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса ФЭП.

4.3. Руководство Советом осуществляет его председатель. В отсутствие председателя его функции возлагаются на заместителя председателя Совета.

4.4. Член Совета не может входить в состав экспертной группы.

4.5. Совет в своей деятельности руководствуется настоящим Положением.

4.6. Образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, по вопросам, связанным с проведением эксперимента, отчитывается перед Советом не реже одного раза в год.

4.7. Оценка деятельности образовательного учреждения, получившего статус ФЭП, проводится Министерством образования Российской Федерации.

4.8. Статус ФЭП может быть снят в случаях:

завершения программы эксперимента;

получения отрицательных результатов эксперимента;

отсутствия финансирования программы эксперимента.

4.9. Решение о снятии статуса ФЭП принимается Министерством образования Российской Федерации.

4.10. Обеспечение организационного и научно - методического сопровождения экспериментальной деятельности образовательных учреждений, имеющих статус ФЭП, осуществляется высшими учебными заведениями, перечень которых утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации. (в ред. Приказа Минобразования РФ от 12.01.2000 N 79)

5. Участие органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации и деятельности федеральной экспериментальной площадки

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут:

выступать совместно с подведомственными образовательными учреждениями авторами культурно - образовательных инициатив;

создавать условия, необходимые для реализации программы эксперимента, а также принимать участие в его организации и проведении.

6. Финансирование программы эксперимента федеральной экспериментальной площадки

6.1. Финансирование программы эксперимента может осуществляться за счет средств:

выделяемых Министерством образования Российской Федерации на научные исследования;

выделяемых другими министерствами, ведомствами, организациями, отдельными гражданами;

дополнительно выделяемых из соответствующих фондов развития образования субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;

поступающих или получаемых доходов от предоставляемых образовательным учреждением в соответствии с его уставом платных дополнительных образовательных услуг.

6.2. В целях стимулирования деятельности работников образовательных учреждений, участвующих в проведении эксперимента, образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.