Решение ФНС РФ от 21.01.2020 N СА-4-9/704@

"Об оставлении жалобы без удовлетворения: поскольку в случае несогласия заявителя с суммой полученного дохода и кодом дохода, отраженными налоговым агентом в справке по форме 2-НДФЛ, данное лицо вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту"
Редакция от 21.01.2020 — Действует с 21.01.2020

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2020 г. N СА-4-9/704@

Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее - Заявитель, Х).

В указанной жалобе Х сообщает, что согласно налоговому уведомлению от 01.08.2019 Заявителю необходимо, в том числе уплатить не позднее 02.12.2019 налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, полученных в 2018 году от налогового агента ООО "ЮЛ 1", по коду дохода "2301" (сумма штрафов и неустоек, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя).

Х полагает, что в оспариваемом налоговом уведомлении указана недостоверная информация о размере и виде дохода, полученного Заявителем в 2018 году от ООО "ЮЛ 1", в связи с чем на Х незаконно возложена обязанность по уплате НДФЛ с доходов, которых данное лицо не получало. В этой связи Х в Инспекцию Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция) 26.08.2019 направлено заявление о внесении изменений в оспариваемое налоговое уведомление в части суммы, а также кода дохода.

В связи с неполучением от Инспекции ответа на заявление Х обратился 02.10.2019 в Управление с жалобой, содержащей просьбу о перерасчете НДФЛ.

Х отмечает, что 14.10.2019 получил письмо Инспекции, в котором ему было предложено обратиться в ООО "ЮЛ 1" с требованием подать уточненную справку 2-НДФЛ. Решением Управления от 30.10.2019 указанная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.

По мнению Заявителя, указанные действия Инспекции являются незаконными, нарушают его права, гарантированные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку указанный в налоговом уведомлении доход Х не получал.

Заявитель сообщает, что согласно решению районного суда от 05.04.2018 (далее - решение суда от 05.04.2018) с ООО "ЮЛ 1" решено взыскать в пользу Х денежные средства в размере 1 869 600 рублей, уплаченные в счет цены договора, проценты за пользование денежными средствами на основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) в размере 20 000 рублей, проценты за пользование денежными средствами на основании части 6 статьи 9 Закона N 214-ФЗ в размере 39 315,38 рублей, сумму понесенных убытков в размере 30 955,98 рублей и штраф в сумме 20 000 рублей. После вступления решения суда от 05.04.2018 в законную силу выдан исполнительный лист от 11.09.2018, на основании которого Отделом службы судебных приставов платежными поручениями от 11.10.2018 и от 28.11.2018 перечислены на счет Х 276 273,82 рубля, назначение платежа - погашение долга ООО "ЮЛ 1" по исполнительному листу. При этом иных доходов от ООО "ЮЛ 1" Заявитель не получал.

Заявитель, ссылаясь на статьи 319, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), на пункт 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 и пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54, полагает, что сумма, выплаченная ему ООО "ЮЛ 1" в размере 276 273,82 рублей, является недостаточной для полного исполнения денежных обязательств указанной организацией перед Заявителем. Следовательно, погашение требований должно производиться в очередности, установленной статьей 319 Гражданского кодекса, а именно, прежде погашаются проценты за пользование денежными средствами на основании части 2 статьи 9 Закона N 214-ФЗ в размере 20 000 рублей, оставшаяся сумма в размере 256 273,82 рублей частично погашает сумму основного долга по возврату 1 869 600 рублей, уплаченных Х застройщику в счет цены договора.

Х полагает, что полученные денежные средства в сумме 256 273,82 рубля не являются доходом согласно статье 208 Кодекса, а проценты, полученные им на основании части 2 статьи 9 Закона N 214-ФЗ, имеют код дохода 1011 (доходы, включая дисконт, полученный по долговому обязательству любого вида).

Кроме того, по мнению Заявителя, ссылка Инспекции в письме от 26.09.2019 на необходимость руководствоваться сведениями, указанными в справке 2-НДФЛ, в которой указан код дохода "2301" и размер дохода - 79 315,38 рублей, не имеет правового значения при определении порядка (очередности) погашения денежных обязательств. При этом, Заявитель считает, что ни налоговый агент ООО "ЮЛ 1", ни налоговый орган не вправе изменять установленную статьей 319 Гражданского кодекса очередность погашения денежных обязательств ООО "ЮЛ 1" перед ним.

Х отмечает, что оспаривает не содержание справки по форме 2-НДФЛ, а достоверность сведений о размере и виде дохода, отраженных в оспариваемом налоговом уведомлении, и правильность суммы НДФЛ, исчисленного к уплате.

Заявитель считает, что оспариваемое налоговое уведомление обязывает уплатить в бюджет НДФЛ с дохода, который он не получал, а в случае неисполнения данного налогового уведомления Х должен будет уплатить пени и штраф по статье 122 Кодекса за неуплату налога.

На основании изложенного Х просит налоговое уведомление от 01.08.2019 отменить в части обязанности по уплате НДФЛ за 2018 год; провести проверку достоверности сведений, отраженных в указанном налоговом уведомлении, а также в предписании Х обратиться к налоговому агенту с требованием подать уточненную справку 2-НДФЛ.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Х с учетом материалов, представленных Управлением, в рамках своей компетенции, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства - в частности, в случае просрочки исполнения.

При этом согласно статье 317.1 Гражданского кодекса в случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты, размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (законные проценты).

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм указанных штрафов и процентов, выплачиваемых организацией по решению суда, в статье 217 Кодекса не содержится, соответственно, такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Указанная позиция содержится в пункте 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015, согласно которому предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Кодекса вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.

Среди выплат, производимых физическому лицу в связи с нарушением прав потребителей, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке только денежные компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 228 Кодекса.

Если при вынесении решения суды не производят разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, то организация - налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода.

Форма сведений о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме приведены соответственно в Приложениях NN 1, 2 и 3 к приказу ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

На основании приказа ФНС России от 24.10.2017 N ММВ-7-11/820@ "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" (далее - Приказ) с 01.01.2018 коды видов доходов дополнены новыми видами, в числе которых код 2301 "Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Из материалов жалобы следует, что решением суда от 05.04.2018 решено взыскать с ООО "ЮЛ 1" в пользу Х денежные средства в размере 1 869 600 рублей, проценты за пользование денежными средствами на основании части 2 статьи 9 Закона N 214-ФЗ в размере 100 000 рублей, проценты за пользование денежными средствами на основании части 6 статьи 9 Закона N 214-ФЗ в размере 39 315,38 рублей, штраф в сумме 100 000 рублей, сумму понесенных убытков в размере 30 955,98 рублей, всего взыскать 2 139 871,36 рубль. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам от 02.08.2018 решение суда от 05.04.2018 изменено, определено снизить подлежащие взысканию с ООО "ЮЛ 1" в пользу Заявителя проценты за пользованием денежными средствами на основании части 2 статьи 9 Закона N 214-ФЗ со 100 000 рублей до 20 000 рублей и сумму штрафа со 100 000 рублей до 20 000 рублей.

По информации Управления налоговым агентом ООО "ЮЛ 1"

в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса в Инспекцию Федеральной налоговой службы в отношении Х представлена справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2018 год от 27.02.2019 (признак 2) с суммой выплаченного в октябре 2018 года дохода по коду "2301" - 79 315,38 рублей и суммой не удержанного налоговым агентом НДФЛ - 10 311 рублей. При этом указанная в справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2018 год от 27.02.2019 сумма дохода соответствует общей сумме санкций, выплаченных ООО "ЮЛ 1" по решению суда.

Федеральная налоговая служба отмечает, что согласно утвержденному Приказом перечню кодов видов дохода налогоплательщика по коду "2301" отсутствуют проценты за пользование денежными средствами, в этой связи применение налоговым агентом ООО "ЮЛ 1" при отражении дохода Х в справке по форме 2-НДФЛ за 2018 год данного кода доходов в отношении доходов в виде процентов является некорректным.

Вместе с тем, в случае если в перечне кодов видов доходов налогоплательщика, утвержденном Приказом, конкретный код вида дохода, получаемый физическим лицом, не предусмотрен, то налоговыми агентами применяется код вида дохода "4800" - иные доходы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации ООО "ЮЛ 1" при отражении в разделе 3 справки по форме 2-НДФЛ за 2018 год факта получения Х по решению суда доходов в виде процентов за пользование денежными средствами следовало указать код вида дохода - "4800".

Одновременно Федеральная налоговая служба отмечает, что изменение в справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ Х за 2018 год кода вида дохода "2301" на иной код вида дохода "4800" не отменило бы обязанности Х по уплате НДФЛ с сумм штрафов и процентов за пользование денежными средствами, выплаченных налогоплательщику налоговым агентом на основании решения суда.

По информации Управления на основании справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2018 год от 27.02.2019 Инспекцией в соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса сформировано налоговое уведомление от 01.08.2019, которое направлено в адрес Заявителя. Согласно указанному налоговому уведомлению Х необходимо уплатить в срок не позднее 02.12.2019, в том числе НДФЛ в сумме 10 311 рублей. Данная сумма уплачена Заявителем 29.11.2019 в полном объеме.

Вместе с тем, Федеральная налоговая служба отмечает, что формирование налоговых уведомлений производится в соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса на основании данных из справок о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ, представленных в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами в налоговые органы Российской Федерации.

В случае несогласия Заявителя с суммой полученного дохода и кодом дохода, отраженными налоговым агентом в справке по форме 2-НДФЛ за 2018 год от 27.02.2019, данное лицо вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту ООО "ЮЛ 1".

Учитывая изложенное, направление Заявителю Инспекцией налогового уведомления от 01.08.2019 на уплату НДФЛ за 2018 год является правомерным.

Федеральная налоговая служба, руководствуясь пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу Х без удовлетворения.