ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 января 2020 г. по делу N 19/44/105/171
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), ЭТП "Н" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 1888+000 - км 1888+059, км 1888+305 - км 1898+000, Магаданская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0316100000619000172) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 11.12.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 216 733 100 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.12.2019;
5) источник финансирования Федеральный бюджет, КБК - 10804092420192058243;
6) на участие в закупке подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
8) победителем признан Заявитель;
9) Заказчиком 20.01.2020 в ЕИС размещен протокол признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта от 20.01.2020 N ППУ1.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к условиям банковской гарантии.
Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, дополнительные требования к банковским гарантиям установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (далее - Постановление Правительства N 1005).
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС 20.01.2020 размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.01.2020 N ППУ1 (далее - Протокол), согласно которому Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением Заказчику документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, поскольку банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, не соответствует условиям, указанным в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве обеспечения исполнения государственного контракта представлена банковская гарантия от 15.01.2020 N 001-Г/2020-001 (далее - Банковская гарантия).
Согласно пункту 18.1 документации об Аукционе "по государственному контракту, который заключается по результатам аукциона, победитель аукциона (участник аукциона, с которым заключается контракт) предоставляет обеспечение исполнения государственного контракта, которое должно обеспечивать своевременное и надлежащее исполнение всех обязательств победителя аукциона по заключаемому государственному контракту (участника аукциона, с которым заключается контракт), включая сроки исполнения контракта в целом и его отдельных этапов, качества поставляемых по контракту товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также должно обеспечивать обязательства победителя аукциона (участника аукциона, с которым заключается контракт) (поставщика, подрядчика, исполнителя) по возврату неотработанного аванса, по уплате им неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных контрактом, убытков, которые понес заказчик вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту".
Согласно Протоколу, а также возражениям представителей Заказчика, "указанная Банковская гарантия не обеспечивает своевременное и надлежащее исполнение всех обязательств победителя Аукциона по заключаемому государственному контракту, включая сроки исполнения контракта в целом и его отдельных этапов, качества поставляемых по контракту товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также обязательства Принципала по возврату неотработанного аванса, при том, что авансирование предусмотрено условиями контракта, а также содержит условия, ограничивающие права бенефициара на предъявление в рамках Банковской гарантии требования гаранту в случае досрочного расторжения контракта".
Вместе с тем, пунктом 1 Банковской гарантии предусмотрено, что "Настоящая Гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств перед Бенефициаром по Контракту, срок которых наступает в период действия Гарантии, обязательств по уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Контрактом, начисленных с момента возникновения у Бенефициара права на их начисления, убытков, которые понес Бенефициар вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту".
Пунктом 11 Банковской гарантии предусмотрено, что "Настоящая банковская гарантия полностью утрачивает свою силу и все обязательства Гаранта по ней полностью прекращаются, если до окончания рабочего дня последнего срока действия настоящей банковской гарантии, Гарантом не будет получено Требование по Гарантии, независимо от того будет ли возвращен Гаранту оригинал настоящей банковской гарантии или нет. Бенефициар не вправе предъявить Требование к Гаранту в случае, когда обязательства Принципала по Контракту прекратились, когда Контракт признан недействительным или незаключенным".
Кроме того, согласно проекту государственного контракт документации об Аукционе "22.7. При расторжении Контракта по соглашению Сторон Подрядчик обязан вернуть Заказчику сумму неотработанного аванса и оплатить неустойку, предусмотренную Контрактом, не позднее следующего дня после прекращения действия Контракта, если иной срок не установлен Соглашением о расторжении Контракта.
22.8. В случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта Подрядчик обязан возвратить Заказчику незачтенный аванс - в течение 10 (Десяти) календарных дней с даты размещения Заказчиком информации о расторжении Контракта в реестре контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации".
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Банковская гарантия не соответствует требованиям частей 2, 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства N 1005, а также положениям документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, нарушают часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать ООО "М" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.01.2020 по делу N 20/44/105/171 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.