Решение ФАС РФ от 28.05.2019 по делу N 19/44/99/283

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 28.05.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2019 г. по делу N 19/44/99/283

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "<...>" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы <...> (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "<...>" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку комплектов технологического оборудования (неподвижных металлоконструкций, сдвижных металлоконструкций с механическим приводом и сдвижных металлоконструкций с электроприводом) для нужд <...> и его территориальных органов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>*) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличии у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);

2. Заказчиком выбран неправомерный способ закупки путем проведения Конкурса вместо аукциона;

3. Заказчиком неправомерно установлено в техническом задании Конкурсной документации требование о наличии интеллектуального центрального контролера (далее - ИЦК), которое ограничивает количество участников закупки и соответствует продукции единственного производителя ООО "<...>".

В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

28.05.2019 до момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.

В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.04.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - <...>* рублей;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - <...>;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.01.2019;

5) на участие в Конкурсе подано 2 заявок на участие в закупке;

6) к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки;

7) победителем Конкурса признано ФГБУ "<...>" с предложением о цене контракта <...> рублей.

1. Согласно доводу обращения, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю Критерия, поскольку Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки опыта оказания услуг, подтвержденного исключительно заключенными государственными контрактами, что ограничивает конкуренцию.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:

1) Цена контракта - значимость критерия 70%, коэффициент значимости 0,7;

2) Критерий - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3.

По Показателю Критерия установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:

"Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешной поставке товара по заключенным и успешно исполненным государственным контрактам и/или гражданско-правовым договорам по изготовлению и поставке технологических комплексов архивного хранения подтверждается предоставлением в составе заявки копиями заключенных и успешно исполненных государственных контрактов и/или гражданско-правовых договоров с приложением копий актов(ов) сдачи-приемки товара, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" подтверждающих поставку товара за период с 1 января 2013 г. до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме или сведения о таких контрактах и (или) договорах из реестра контрактов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, с ценой каждого государственного контракта не менее 30 (Тридцать) % от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей конкурсной документации.

Максимальное значение - предельно необходимое количество 3 (Три) государственных контракта с приложениями".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также соответствует объему услуг, предусмотренному техническим заданием Конкурсной документации. При этом в установленном порядке оценки заявок участников закупки отсутствует требование о подтверждении наличии опыта оказания услуг исключительно заключенными государственными контрактами, поскольку возможно предоставление, в том числе, гражданско-правовых договоров.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

2. Согласно доводу обращения, Заказчиком выбран неправомерный способ закупки путем проведения Конкурса вместо аукциона.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.

Согласно сведениям ЕИС Заказчиком выбран код ОКПД2 31.09.11.120 "Стеллажи, стойки, вешалки металлические". При этом указанный код отсутствует в Перечне, что не обязывает Заказчика проводить закупку на поставку вышеуказанных товаров путем проведения аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

3. Согласно доводу обращения, Заказчиком неправомерно установлено в техническом задании Конкурсной документации требование о наличии ИЦК, которое ограничивает количество участников закупки и соответствует продукции единственного производителя ООО "<...>".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Законом о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ЕИС объектом закупки является поставка комплектов технологического оборудования (неподвижных металлоконструкций, сдвижных металлоконструкций с механическим приводом и сдвижных металлоконструкций с электроприводом) для нужд <...> и его территориальных органов.

В соответствии с технической частью Конкурсной документации Заказчиком установлено требование к техническим характеристикам поставляемого оборудования, в том числе, следующее: "Централизованное управление всеми мобильными группами многоуровневых сдвижных блок-секций с электроприводом должно осуществляться с помощью ИЦК".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что закупка автоматизированного стеллажного оборудования, позволяющего автоматизировать и усовершенствовать работу с архивными документами, позволит Заказчику улучшить качество и сократить сроки оказания государственных услуг с помощью внедрения ИЦК. При этом в рамках Конкурса не требуется развитие программного обеспечения.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19, Комиссия

решила:

Доводы ООО "<...>" признать не нашедшими своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.