ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2019 г. по делу N 19/44/105/1397
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АНО <...> (далее - Заявитель) на действия Министерства <...> (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО <...> (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятия <...> (номер извещения - <...>) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Качество услуг" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1);
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок предоставления разъяснений Конкурсной документации.
3. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено условие о предоставлении заказчику обеспечения исполнения контракта взамен предоставленного ранее.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - <...>;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2019;
6) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 23.05.2019;
7) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся;
8) победителем Конкурса признан участник ООО <...> с предложением о цене контракта в размере <...> рублей.
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
1) "Цена контракта" - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Критерий "Качество услуг" - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4;
По Показателю N 1 Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
"Количество баллов присваивается в зависимости от содержания предложения о качестве услуг (составляется в свободной форме), в котором участник указывает способы исполнения обязательств, предусмотренных п. 5 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации).
Кол-во баллов: 100.
Содержание предложения о качестве услуг, представленное в составе заявки участника конкурса:
В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех обязательств, предусмотренных п. 5 Технического задания.
Кол-во баллов: 50.
Содержание предложения о качестве услуг, представленное в составе заявки участника конкурса:
В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в неполном объеме, то есть представлено указание способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных п. 5 Технического задания.
Кол-во баллов: 0.
Содержание предложения о качестве услуг, представленное в составе заявки участника конкурса:
В составе заявки:
- представлено только полностью скопированное Техническое задание, или
- представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, или
- представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без указания способов исполнения обязательств, предусмотренных п. 5 Технического задания.
Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество услуг".
Рассмотрев вышеуказанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок предоставления разъяснений Конкурсной документации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 25 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации 23 апреля 2019 года. Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации - 21 мая 2019 года".
В соответствии со сведениями, указанными в ЕИС, извещение и Конкурсная документация размещены в ЕИС 23.04.2019 в 14:06.
Таким образом, регламентированным сроком предоставления разъяснения положений Конкурсной документации, поступившего 17.05.2019, является 21.05.2019, при этом дата начала предоставления указанных разъяснений в соответствии с Конкурсной документацией - 23.04.2019.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено условие о предоставлении Заказчику обеспечения исполнения контракта взамен предоставленного ранее.
Частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системы установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 5.4 проекта контракта Конкурсной документации установлено следующее: "В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего государственного контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем его обязательств по настоящему государственному контракту, соответствующий Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения настоящего государственного контракта перестало действовать предоставить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение настоящего государственного контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящем разделе государственного контракта".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации установлено условие, которое не позволяет исполнителю предоставлять обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств в процессе исполнения обязательств по контракту, что нарушает часть 7 статьи 96 Закона о контрактной системы и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АНО <...> обоснованной в части ненадлежащего установления в проекте контракта Конкурсной документации условия о предоставлении Заказчику обеспечения исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.05.2019 N 19/44/105/1397 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.