Решение ФАС РФ от 23.05.2019 N 19/44/105/1339

"О признании жалобы обоснованной: действия уполномоченного органа, заказчика нарушают ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 23.05.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2019 г. N 19/44/105/1339

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "Х" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Ф" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФКУ "Ф" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 1336+000 - км 1344+200, Республика Башкортостан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0301100012719000032) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 18.04.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 083 903 997 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 1080409242V620100414;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.05.2019;

5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 17.05.2019 N 28845 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку участником не указан конкретный показатель крупности зерен по позиции 40 "Песок из отсева гранитных пород", что не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе.

Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару "Песок из отсева гранитных пород" установлено, в том числе, следующее требование: "Песок: в виде неорганического сыпучего материала с крупностью зерен до 5 мм, полученного при производстве щебня или в виде неорганического сыпучего материала с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученного с использованием специального оборудования".

При этом положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) не регламентируется порядок указания значений характеристики с символом "до".

Также на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе, следующие требования к товарам: "Песок из отсева гранитных пород" - "Крупность зерен до 5 мм с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц", "Мастика" - "Содержание наполнителя - не менее 12 и не более 30% по массе", "Бетон" - "Содержание фракции от 5 до 10 мм в крупном заполнителе бетона - не менее 25 и не более 100%" и другие.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Также Комиссия приходит к выводу, что в Приложении N 5 документации об Аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, установлены ненадлежащим образом, в таблице, не позволяющей участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку на основании установленных в Приложении N 5 требований к характеристикам товаров не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно характеристики подлежат указанию участниками закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования положений Инструкции, формы предоставления качественных и функциональных характеристик товаров, а также требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, не позволяют однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении указанного товара и заполнить заявку надлежащим образом, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив представленную на заседании Комиссии заявку Заявителя, Комиссия установила, что Заявителем по товару "Песок из отсева гранитных пород" технического задания документации об Аукционе представлена, в том числе, следующая характеристика показателя товара "Песок: в виде неорганического сыпучего материала с крупностью зерен до 5 мм, полученного при производстве щебня".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе повлекло ограничение количества участников Аукциона, а именно к отказу в допуске к участию в Аукционе Заявителя, что является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно Протоколу участнику закупки с номером заявки "EA-23858" отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку участником закупки к товару по позиции 3 "Бетон тип 3" указан вид бетона БК, предусматривающий обязательное содержание портландцемента и расширяющих (минеральных) добавок, при этом участником указано что минеральные добавки отсутствуют.

Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 3 "Бетон тип 3" установлены следующие требования к характеристикам: "Вид бетона: тяжелый БН или легкий БК или легкий БН или тяжелый БК; Вяжущее: напрягающий цемент или портландцемент в соответствии с ГОСТ 31108-2003 или портландцемент в соответствии и с ГОСТ 10178-85; Вяжущее: со шлаком типа А или со шлаком типа В или без минеральных добавок; Соответствие НТД: ГОСТ 32803-2014".

Согласно ГОСТ 32803-2014 "Бетоны напрягающие" (далее ГОСТ - 32803-2014) при выборе вида бетона БК (бетон с компенсированной усадкой, изготовленный на основе портландцемента и расширяющей добавки), в качестве вяжущего применяют:

- напрягающие цементы по действующим нормативным или техническим документам;

- портландцементы, соответствующие ГОСТ 10178, ГОСТ 30515 и ГОСТ 31108, с содержанием С3А в клинкере не более 8% в сочетании с добавками по ГОСТ 24211, регулирующими процесс расширения при условии их оценки по критерию обеспечения требуемой марки по самонапряжению.

При этом, указанные в техническом задании документации об Аукционе типы вяжущего не регламентируются ГОСТ - 32803-2014, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику с номером заявки на участие в Аукционе "EA-23858" нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 29.04.2019 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, содержащие следующие информацию: "В составе документации Изменения от 18.04.2019.rar архив содержит файл Приложение N 5 к АД.pdf Требования к товарам, необходимым для производства работ, что однозначно позволяет определить в каком файле содержатся требования к материалам. Файлы, размещенные на официальном сайте, являются документацией об электронном аукционе".

При этом, на заседании Комиссии, что размещенная в ЕИС документация об Аукционе не содержит файл "Изменения от 18.04.2019.rar".

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе, не соответствуют части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлено, в том числе, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.

В приложении N 7 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

При этом, Комиссией установлено, что указанное приложение не позволяет участникам закупки надлежащим образом определить виды работ, включенные в перечень работ, установленный Постановлением Правительства N 570.

Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ОАО "Х" обоснованной.

2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 23.05.2019 по делу N 19/44/105/1339 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.