МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 1999 года N АП-3-08/408
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
С целью проведения с 1 января 2000 года в Российской Федерации налогового контроля за расходами физического лица в соответствии со статьями 86.1, 86.2 и 86.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить согласно приложению Положение о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица.
2. Руководителям Управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (госналогинспекций) по субъектам Российской Федерации довести данный приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам Черника Д.Г.
Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам -
главный государственный
советник налоговой службы
А. ПОЧИНОК
Приложение
к приказу МНС России
от 22 декабря 1999 г. N АП-3-08/408
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
Раздел I. Общие положения
1. Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в соответствии со статьями 86.1, 86.2 и 86.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации").
2. Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество, перечень которого определен пунктом 6 настоящего Положения (далее - имущество).
3. Налоговым контролем за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог.
Под крупными расходами понимается приобретение имущества, перечень которого определен пунктом 6 настоящего Положения.
4. Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
5. Под приобретением в собственность имущества понимается совершение сделки купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
6. К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
4) культурные ценности;
5) золото в слитках.
7. К недвижимому имуществу (недвижимость) в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, а также квартиры и доли в этих квартирах, комнаты, гаражи и т.д.
К недвижимости относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законами Российской Федерации к недвижимости может быть отнесено и иное имущество.
8. К механическим транспортным средствам, не относящимся к недвижимому имуществу, относятся механические транспортные средства, имеющие не менее 2 колес, рабочий объем двигателя более 50 куб. см. и максимальную скорость более 50 км/ч, а также прицепы и полуприцепы различной грузоподъемности.
9. Культурными ценностями в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.04.98 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" признаются имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства.
Также к культурным ценностям в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" относятся исторические ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и фрагменты предметов, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, выполненные на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, в том числе фоно-, фото-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия, палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Раздел II. Организации и уполномоченные лица, осуществляющие регистрацию имущества, регистрацию сделок с имуществом, а также регистрацию прав на это имущество, удостоверение сделки купли-продажи культурных ценностей
10. Организациями или уполномоченными лицами, осуществляющими регистрацию имущества, регистрацию сделок с имуществом, а также регистрацию прав на это имущество, удостоверение сделки купли-продажи культурных ценностей являются органы государственной власти, организации и физические лица, в том числе нотариусы, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность по регистрации (удостоверению) сделок и прав с имуществом.
11. Органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
По отдельным видам недвижимого имущества (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания) органами, осуществляющими государственную регистрацию, являются органы Министерства транспорта Российской Федерации (государственные речные судоходные инспекции, государственные морские торговые порты), Федеральная служба воздушного транспорта России, Государственные инспекции по маломерным судам при Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, а также другие.
12. Органами, осуществляющими государственную регистрацию механических транспортных средств, являются органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
13. Лицами, регистрирующими сделки с ценными бумагами (акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты), являются юридические лица, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
14. Сделки купли-продажи культурных ценностей удостоверяются нотариусами.
15. Лицами, регистрирующими сделки с золотом в слитках, являются юридические лица - кредитные организации, имеющие лицензию (разрешение) Центрального банка Российской Федерации на совершение операций с золотом.
16. Уполномоченные лица и организации, перечисленные в пунктах 11-15 настоящего положения, направляют в налоговый орган по месту своего нахождения извещение о совершенных сделках в 15-дневный срок после удостоверения, регистрации сделок и прав на имущество, а также в случаях регистрации механических транспортных средств по форме, приведенной в приложении N 1 к приказу МНС России от 2.12.99 N АП-3-08/379, с приложением копий документов по утвержденному перечню в приложении N 1 к приказу МНС России от 2.12.99 N АП-3-08/379.
Полученные сведения о совершенных сделках регистрируются налоговыми органами в журнале, форма которого приведена в приложении к настоящему Положению <*>. Допускается ведение журнала путем компьютерной обработки с обязательным переносом данных журнала на бумажные носители не реже одного раза в месяц.
Сведения, полученные на лиц, не проживающих на территории этого налогового органа, в пятидневный срок пересылаются в налоговые органы по месту проживания физических лиц.
17. Передача в налоговые органы по месту жительства физического лица информации о приобретении физическими лицами имущества от соответствующих организаций и уполномоченных лиц производится с соблюдением требований по работе с информацией, предназначенной для служебного пользования.
Раздел III. Действия, проводимые должностными лицами налоговых органов при налоговом контроле за расходами физического лица
18. Налоговый контроль за расходами физического лица производится уполномоченными должностными лицами налогового органа посредством получения и обработки информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, регистрацию сделок с этим имуществом или регистрацию прав на это имущество, а также нотариальное удостоверение сделок с культурными ценностями по форме, приведенной в приложении N 1 к приказу МНС России от 2.12.99 N АП-3-08/379.
19. Приказом руководителя налогового органа назначаются ответственные должностные лица, проводящие налоговый контроль за расходами физических лиц.
20. Должностные лица налоговых органов при получении информации от организаций и уполномоченных лиц сопоставляют данные о суммах, указанных в сведениях о совершенных сделках с суммами доходов, отраженных в декларации о доходах физического лица, представленной налогоплательщиком за предыдущий налоговый период.
При отсутствии поданной в налоговый орган налогоплательщиком декларации о доходах физического лица, сопоставляются данные о суммах, указанных в сведениях о совершенных сделках, с суммами доходов, отраженных в справках о доходах физического лица, и иными сведениями, имеющимися в налоговом органе за предыдущий налоговый период.
21. В случаях, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации о доходах за предыдущий налоговый период, или в случаях, когда налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, должностные лица составляют акт об обнаруженном несоответствии и направляют в месячный срок физическому лицу заказным письмом с уведомлением требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Вместе с требованием о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества, направляется бланк специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.
22. Требование о даче физическим лицом пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества, выражается в требовании налогового органа к физическому лицу в шестидесятидневный срок представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества. Форма требования налогового органа приводиться в приложении N 2 к приказу МНС России от 2.12.99 N АП-3-08/379.
23. После представления физическим лицом или его представителем в налоговый орган специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, должностное лицо налогового органа осуществляет проверку правильности ее заполнения, а также наличие либо отсутствие копий документов, заверенных в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в специальной декларации сведения.
Налоговые органы вправе требовать от физического лица или его представителя для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации.
24. Должностное лицо налогового органа сопоставляет данные, отраженные в специальной декларации, с данными, отраженными в декларации о доходах или справках о доходах физического лица за предыдущий налоговый период.
По итогам проверки соответствия расходов доходам по данным, указанным в специальной декларации, составляется акт в произвольной форме с обязательным отражением даты и места составления акта, наименования налогового органа, фамилии, имени, отчества и должности лица, составившего акт, какое имущество, кем и когда было приобретено, где зарегистрировано, сумма, превышающая доход физического лица, сумма дохода физического лица за проверяемый период.
25. Налоговые органы при недостаточности сведений, указанных в специальной декларации, могут дополнительно для выяснения всех обстоятельств дела выполнять действия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, проводимые в процессе осуществления налогового контроля с целью выявления сокрытого (заниженного) дохода.
26. Полученные в ходе проведения налогового контроля объяснения физических лиц, заключения специалистов и экспертов, а также составленные акты и иные документы подшиваются в личное дело физического лица, вместе с ранее поданными декларациями о доходах или имеющимися справками о доходах.
27. При выявлении в процессе осуществления налогового контроля средств, с которых физическим лицом не был уплачен подоходный налог, выносится решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов.
28. При проведении налогового контроля за расходами физического лица налоговые органы могут взаимодействовать с другими органами государственной власти Российской Федерации.
Раздел IV. Права и обязанности физических лиц
29. Физические лица при получении письменного требования налогового органа о представлении специальной декларации обязаны представить в налоговый орган по месту постоянного проживания (регистрации места жительства) специальную декларацию по форме, приведенной в приложении N 3 к приказу МНС России от 2.12.99 N АП-3-08/379, с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.
30. Специальная декларация представляется в шестидесятидневный срок со дня получения требования налогового органа о представлении специальной декларации.
31. Специальная декларация представляется физическим лицом самостоятельно. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, специальная декларация может быть представлена представителем физического лица или направлена в налоговый орган по почте.
32. Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в ней сведения.
33. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации.
34. Физическое лицо вправе давать дополнительные письменные объяснения и дополнения по заполнению специальной декларации и приложенным к ней документам.
35. Физическое лицо вправе требовать от налоговых органов соблюдения его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Раздел V. Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества
36. В разделе 1 "Сведения о декларанте" специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества физическое лицо указывает: свои инициалы (фамилию, имя и отчество); идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код налогового органа, адрес своего постоянного места жительства (где зарегистрирован по постоянному месту жительства); документ, удостоверяющий личность, его серию и номер, кем и когда выдан; дату и место рождения; а также контактные телефоны рабочий и домашний.
37. В разделе 2 "Сведения о приобретенном имуществе" специальной декларации отражаются сведения о приобретенном имуществе: полное наименование приобретенного имущества (для недвижимого имущества также указывается место его нахождения); дата приобретения имущества; стоимость приобретенного имущества на дату совершения сделки.
38. В разделе 3 "Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества" специальной декларации отражаются сведения о полученных средствах, израсходованных на приобретение имущества:
- наименование источника получения средств, израсходованных на приобретение имущества. К источникам, от которых были получены средства, израсходованные на приобретение имущества, относятся физические и юридические лица, от которых были получены средства, направленные на совершение сделки по приобретению имущества;
- адрес местонахождения источника средств, израсходованных на приобретение имущества. В случаях, когда источником средств, израсходованных на приобретение имущества, являлось юридическое лицо, указывается полный адрес фактического местонахождения и идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица. Если же источником средств являлось физическое лицо, то указывается полный адрес постоянного места жительства физического лица, в том числе и за пределами Российской Федерации. В случаях, когда физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являлось источником средств, израсходованных на приобретение имущества, и адрес постоянного места жительства не известен, то указывается фактический адрес места осуществления предпринимательской деятельности и идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя физического лица;
- период получения средств, израсходованных на приобретение имущества, выраженный в месяце и (или) годе получения дохода;
- вид полученных средств, израсходованных на приобретение имущества: включает заработную плату, различные вознаграждения и пособия, а также имущество, полученное в порядке наследования или дарения, средства, полученные от продажи имущества, займы, кредиты и другие поступления.
Суммы иностранной валюты при отсутствии подтверждающих документов о ее продаже пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению имущества.
В конце таблицы физическим лицом проставляется итоговая сумма всех средств, направленных на приобретение имущества.
39. В представляемой специальной декларации проставляется количество листов прилагаемых подтверждающих документов или их копий, дата заполнения декларации.
Документы, прилагаемые к одной специальной декларации, могут быть использованы при представлении последующих специальных деклараций лишь в том случае, если они подтверждают наличие средств для приобретения имущества, в отношении которого подается специальная декларация.
40. Специальная декларация заполняется физическим лицом самостоятельно от руки или машинописным текстом. Исправления в декларации указанных сведений, не оговоренных подписью лица, подавшего ее, не допускаются.
41. По желанию лицо, представившее декларацию, может заполнить два экземпляра специальной декларации. Второй экземпляр специальной декларации возвращается лицу, подавшему декларацию, с указанием на нем должности, фамилии, инициалов и подписью работника налогового органа при подаче декларации в налоговом органе. Он также вправе самостоятельно снять копию с представляемой декларации и заверить ее подписью работника налогового органа с указанием даты сдачи декларации.
Приложение
к Положению "О порядке проведения
налогового контроля за расходами
физического лица", утвержденному
Приказом МНС РФ
от 22 декабря 1999 г. N АП-3-08/408