Решение ФАС РФ от 22.05.2019 по делу N 19/44/99/265

"О признании жалобы обоснованной: действия уполномоченного органа, заказчика нарушают ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 22.05.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2019 г. по делу N 19/44/99/265

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Н" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в действиях ГКУ Новосибирской области "У" (далее - Заказчик), Министерства строительства Новосибирской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Министерства строительства Новосибирской области (далее - Аукционная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Многофункциональная ледовая арена по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске" (номер извещения 0151200006019000098) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция);

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта установлены противоречия в части результатов выполнения работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.04.2019;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 761 753 507,22 рублей;

3) источник финансирования - средства областного бюджета Новосибирской области федеральный бюджет;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.05.2019;

6) в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Документацией об Аукционе установлен Перечень, разделенный на три раздела: "Раздел I - Значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявок", "Раздел II - Показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках: максимальные и (или) минимальные значения показателей товара (участниками закупки в заявках указывается точное числовое или иное значение)", "Раздел III - Показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках: максимальные и (или) минимальные значения показателей товара (участниками закупки в заявках указываются максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений)".

Согласно доводу Заявителя, требования к значениям показателей установлены в усложняющей восприятие форме.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Перечень в документации об Аукционе установлен в соответствии с Законом о контрактной системе и пунктом 1 письма ФАС России от 01.07.2019 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке".

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в документации об Аукционе установлена Инструкция.

В Перечне к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Арматурный прокат периодического профиля - класса А500, предназначенный для применения при армировании сборных железобетонных конструкций, номинальный диаметр стержня dн 8 мм, 12 мм, 16 мм, 20 мм, 25 мм, 32 мм в стержнях. Соответствие ГОСТ 34028-2016".

В соответствии с Инструкцией "В случае если по одному наименованию товара (материала) возникает необходимость указать несколько разновидностей товара (материала), участник закупки при заполнении заявки должен описать каждую разновидность товара (материала) показателями, установленными в разделах II и III, сопровождая словами: "вид 1:", "вид 2:", "вид 3:", .... и т.д.".

В Перечне к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Кирпич - керамический, одинарный, полнотелый, размерами 250х120х65 мм, марка по прочности М100. Соответствие ГОСТ 530-2012".

Согласно доводу Заявителя, в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе отсутствуют правила описания, например, символа "-", а также положения документации об Аукционе не позволяют определить, количество "разновидностей" товара, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что при формировании технических требований к товарам (материалам) руководствовался правилами русской орфографии и пунктуации, которые действуют до настоящего времени и были утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, в части использования знаков пунктуации, в том числе, "-" и прочих знаков пунктуации, орфографии, предлогов и других частей речи, не придавая им специальных значений и толкований.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, вводят участников закупки в заблуждение.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция, что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подана одна заявка, признанная соответствующей.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта установлены противоречия в части результатов выполнения работ.

Частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Результатом Работ по Контракту является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

При этом пунктом 4.9.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Подрядчик подготавливает и предъявляет результат Работ к сдаче Заказчику со всеми имеющимися у него документами, предусмотренными в абз. 3 п. 4.9.2, 4.9.4 Контракта, а Заказчик направляет предоставленные Подрядчиком документы в органы, уполномоченные на выдачу заключений и разрешения, указанных в п. 4.9.2, 4.9.7 Контракта, в случае, если Объект готов для получения соответствующих заключений и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Представители Заказчика Уполномоченного органа пояснили, что проект государственного контракта документации об Аукциона составлен в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 31.03.2014 N 126-п "Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Новосибирской области". При этом результатом работ по государственному контракту, завершенному по результатам проведения Аукциона, является объект незавершенного строительства.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.

В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

4. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 23.04.2019.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что разделом 6 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке", что не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Заявителя сведений и информации, подтверждающих невозможность подачи заявки участниками закупки, не представлено.

5. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлено, в том числе, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.

В приложении N 8 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

При этом, Комиссией установлено, что в указанном приложении содержатся, в том числе, такой вид работ, как "вывоз мусора", не включенный в перечень работ, установленный Постановлением Правительства N 570.

Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 22.05.2019 N 19/44/99/266, по данному делу предписание не выдавать.

3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 22.05.2019 N 19/44/99/266 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.