ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2019 г. N 18/44/105/1290
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу РОО ОО "С" (далее - Заявитель) на действия "Д" (далее - Уполномоченный орган), ГКУ Ярославской области "Е" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству "Г", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0171200001919000390) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В размещенной в ЕИС проектной документации неправомерно исключены, путем технических средств (заштрихованы), марки, модели, наименования производителей, технические характеристики и ГОСТы;
2. В документации об Аукционе и локальных сметных расчетах содержатся противоречивые сведения в отношении функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки;
3. Уполномоченным органом, Заказчиком не установлен запрет согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 12.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 951 369 390 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет, Бюджет субъекта Российской Федерации;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.05.2019;
6) на основании части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в размещенной в ЕИС проектной документации исключены, путем технических средств (заштрихованы), марки, модели, наименования производителей, технические характеристики и ГОСТы.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Разделом 7 "Правила внесения изменений" ГОСТ Р 21.1101-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" (далее - ГОСТ Р 21.1101-2013) установлено, что изменения вносят в подлинник документа на основании разрешения на внесение изменений (далее - Разрешение), которое выполняют на бумажном носителе по формам и регистрируют в соответствии с ГОСТ Р 21.1003-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации". При этом Разрешение утверждает руководитель организации - разработчика документа или другое уполномоченное им должностное лицо.
Согласно тому 3.2 проектной документации установлено требование к работам по устройству покрытий из токопроводящего линолеума. При этом к текстовой части проектной документации требования к токопроводящему линолеуму не установлено, а в спецификации с помощью технических средств (заштрихованы) исключены технические характеристики товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что из проектной документации исключены технические характеристики, поскольку в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом Разрешение, полученное и утвержденное в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013, не представлено.
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, внесших изменения в проектную документацию, размещенную в ЕИС, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подана одна заявка, признанная соответствующей.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе и локальных сметных расчетах содержатся противоречивые сведения в отношении функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки, например, не соответствуют классы в отношении товара "Бетон тяжелый".
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару "Бетон тяжелый" установлены следующие классы прочности: "В7.5, В25, В15".
При этом в локальном сметном расчете N 06-02-03, согласно мнению Заявителя, установлен только класс прочности товара "Бетон тяжелый" "В25".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что проектная документации, включающая в себя, в том числе сметную документацию, размещена в ЕИС в полном объеме, разработана в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации, а также, что в отношении указанной документации получено положительное заключения государственной экспертизы.
При этом, в локальном сметном расчете N 06-02-03 установлены следующие классы прочности товара "Бетон тяжелый": в пункте 8 - "В25", в пункте 6 - "В7,5", в пункте 19 - "В15" и так далее.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком не установлен запрет согласно Постановлению N 1236, при этом локальным сметным расчетом N 02-05-02 предполагается закупка программного обеспечения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является выполнение работ по строительству "Г", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)".
На заседании Комиссии установлено, что объектом расчета локальной сметы N 02-05-02 является "Охранная сигнализация".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлен запрет Постановлению N 1236, поскольку объектом закупки является выполнение работ по строительству.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Инструкцией "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, вводят участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция, что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. На заседании Комиссии установлено, что в технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару: "Раствор готовый цементно-известковый" - Наибольшая крупность зерен заполнителя 2.5 мм и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подана одна заявка, признанная соответствующей.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу РОО ОО "С" обоснованной в части внесения изменений в проектную документацию.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 20.05.2019 N 19/44/105/1290 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.