ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2019 г. N 223ФЗ-478/19
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "М" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "М" от 30.04.2019 N 05-16/2167 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 155/ОКЭ-Р С/18 на право заключения договора на поставку запасных частей моторвагонного подвижного состава для нужд ОАО "Р" (извещение N 31907687627), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "М" (далее - Заявитель) от 30.04.2019 N 05-16/2167 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 155/ОКЭ-Р С/18 на право заключения договора на поставку запасных частей моторвагонного подвижного состава для нужд ОАО "Р" (извещение N 31907687627) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.03.2019;
2. Дата окончания подачи заявок - 11.04.2019;
3. Дата рассмотрения заявок - 16.04.2019;
4. Дата подведения итогов - 18.04.2019:
5. Начальная (максимальная) цена договора: 7 807 055,55 рублей;
6. На участие в закупке подано 7 заявок, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации по первым частям заявок;
7. По вторым частям заявок 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации;
8. По результатам проведения Конкурса с ООО "Т" заключен договор от 07.05.2019 N 155/ОКЭ-Р С/19/1/1.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1. Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе;
2. Заказчиком неправомерно не указаны основания для отклонения заявок, поданных на участие в Конкурсе, в итоговом протоколе от 18.04.2019 N 155/ОКЭ-Р С/19/2.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 16.04.2019 N 155/ОКЭ-Р С/19/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 3.11.3 Документации в связи с несоответствием заявки требованию технического задания, установленному в пункте 3.21 Документации, а именно: предлагаемый перечень товаров по позициям NN 1 - 3, 5 - 11, 13-102 технического предложения не соответствует требованиям к предъявляемому товару, указанным в техническом задании Документации, указаны неверные наименования товаров, качественные и технические характеристики.
В соответствии с пунктом 3.11.1 Документации участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случаях, установленных Документацией, в том числе в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям Документации.
Согласно пункту 3.21.1 Документации в составе первой части конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 Документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в техническом предложении по позициям NN 1 - 3, 5 - 11, 13 - 102 указаны товары, не соответствующие товарам, указанным в Техническом задании Документации по позициям 1 - 3, 5 - 11, 13 - 102 (последовательность товаров, указанных в техническом предложении Заявителя по позициям NN 1 - 3, 5 - 11, 13 - 02, не соответствует последовательности товаров, указанных в Техническом задании Документации по позициям NN 1 - 3, 5 - 11, 13 - 102).
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что положениями Технического задания Документации не установлено требования о заполнении участниками закупки технического предложения, в том числе номенклатуры поставляемого товара по предмету закупки, в последовательности, установленной в Техническом задании Документации.
Кроме того, изучив положения технического предложения Заявителя, Комиссией ФАС России установлено что, в частности, товары, указанные по позициям NN 2 - 3, 5 Технического задания Документации, содержатся в техническом предложении Заявителя (позиции NN 33, 29, 4 технического предложения Заявителя соответственно).
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих о несоответствии предложенных Заявителем в техническом предложении товаров требованиям Документации.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не указаны основания для отклонения заявок, поданных на участие в Конкурсе, в итоговом протоколе от 18.04.2019 N 155/ОКЭ-Р С/19/2.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать, в том числе сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено, что итоговый протокол от 18.04.2019 N 155/ОКЭ-Р С/19/2 содержит, в том числе приложение, являющиеся неотъемлемой частью итогового протокола, - протокол рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 16.04.2019 N 155/ОКЭ-Р С/19/1, в котором содержатся, в том числе, основания для отклонения первых частей заявок, не допущенных до дальнейшего участия в Конкурсе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
1. Признать жалобу ООО "М" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 30.04.2019 N 05-16/2167 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 155/ОКЭ-Р С/18 на право заключения договора на поставку запасных частей моторвагонного подвижного состава для нужд ОАО "Р" (извещение N 31907687627) обоснованной в части неправомерного принятия Заказчиком решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
2. Признать в действиях ОАО "Р" нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку по результатам проведения Конкурса заключен договор.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 13.05.2019 N 223ФЗ-478/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.