ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2019 г. N 223ФЗ-453/19
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Г" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
рассмотрев жалобу ООО "Г" от 10.04.2019 N 29/гк на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 74/ОКЭ-ДОСС/19 на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений зданий и прилегающих территории (извещение N 31907583352), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Г" (далее - Заявитель) от 10.04.2019 N 29/гк на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 74/ОКЭ-ДОСС/19 на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений зданий и прилегающих территории (извещение N 31907583352) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 27.02.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 74 897 525, 74 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 18.03.2019;
4. Дата рассмотрения заявок - 02.04.2019;
5. Дата подведения итогов Конкурса - 04.04.2019.
6. На участие в Конкурсе подано 14 заявок, из них 7 признаны соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.10.3 Документации установлено, что техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям, указанным в 3.26 Документации, условия технического предложения должны соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением N 2 Документации, и должно предоставляться по форме приложения N 6.2 Документации.
При этом, согласно пункту 3.26.2 Документации техническое предложение должно включать цену за единицу (если указание цены за единицу предусмотрено конкурсной документацией) и общую цену предложения.
Согласно протоколу рассмотрения конкурсных заявок от 20.04.2019 N 74/ОКЭ-ДОСС/19/2 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 3.9.3.4 Документации в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.20.8.4 Документации, несоответствующего требованиям пункта 3.26.7 Документации, а именно в техническом предложении, цена за единицу, предложенная участником, превышает цену за единицу, установленную в Документации.
Пунктом 3.26.7 Документации установлено, что предложение участника о цене, содержащееся в техническом предложении не должно превышать начальную (максимальную) цену договора (цену лота), установленную в конкурсной документации (с учетом НДС и без учета НДС). Если в документации указаны цены за единицу закупаемых товаров, работ, услуг, в техническом предложении должны быть указаны цены за единицу по каждому из предлагаемых участником товаров, работ, услуг. Цена за единицу, предложенная участником, не должна превышать цену за единицу, установленную в конкурсной документации (с учетом НДС и без учета НДС).
На заседании Комиссии Фас России представитель Заказчика представил заявку Заявителя, документацию и пояснил, что представленная в составе заявки Заявителя форма приложения N 6.2 Документации (техническое предложение) содержит указание на единичные расценки, при этом цена за единицу, предложенная участником, превышает цену за единицу, установленную в Документации, в связи с чем Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 21.03.2019 N 223ФЗ-312/19 Комиссией ФАС России установлены нарушения части 6 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении неправомерных требований в Документации о наличии у участников Конкурса опыта по предмету закупки, в установлении в Документации неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Аукциона, неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Аукциона, неправомерных требований о необходимости заверения печатью и подписью документов, представляемых участником в составе заявки, а также в установлении неправомерных требований о запрете к привлечению к исполнению обязательств по договору третьих лиц.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Г" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 10.04.2019 N 29/гк на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 74/ОКЭ-ДОСС/19 на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений зданий и прилегающих территории (извещение N 31907583352) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "Р" нарушения части 6 статьи 3, части 1 статьи 2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 23.04.2019 N 223ФЗ-453/19 не выдавать, поскольку ранее выдано по делу от 21.03.2019 N 223ФЗ-312/19.
4. Не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.04.2019 N 223ФЗ-453/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку переданы ранее по делу от 21.03.2019 N 223ФЗ-312/19.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.