ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2019 г. N КГОЗ-087/19
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых служебных автотранспортных средств в рамках гособоронзаказа (номер извещения 0348100031319000018) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 06.05.2019 на 07.05.2019.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего требование об указании в заявке на участие в Аукционе наименования страны происхождения, без установления запрета, предусмотренного статьей 14 Закона о контрактной системе;
2) не применившего при утверждении документации об Аукционе типовую форму контракта;
3) сформировавшего начальную (максимальную) цену государственного контракта с нарушением Закона о контрактной системе;
4) установившего в документации об Аукционе сроки оплаты выполненных работ с нарушением Закона о контрактной системе;
5) установившего в документации об Аукционе излишний перечень запасных частей;
6) установившего в извещении о проведении Аукциона код ОКПД2, не соответствующий предмету закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.04.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 800 000 руб.;
3) общая начальная (максимальная) цена запасных частей - 8 835 212 374,03 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.04.2019;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 29.04.2019;
6) дата проведения Аукциона - 06.05.2019;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 2 раздела 3 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).
При этом на заседании Комиссии установлено, что запреты и ограничения в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование о необходимости указания в первой части заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения товара отсутствует.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 приказа Минпромторга России от 12.03.2018 N 716 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу приказов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2016 г. N 467 и от 19 мая 2017 г. N 1598" (далее - Приказ N 716) утвержден типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно приложению N 2 к Приказу N 716.
Комиссия, изучив раздел 19 "Проект государственного контракта" документации об Аукционе установила, что проект государственного контракта не противоречит типовому контракту, утвержденному Приказом N 716.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, одним из методов определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Пунктом 1.2 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации N 567) разъясняются возможные способы определения начальной (максимальной) цены контракта с применением методов, установленных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 3.7.1 Методических рекомендаций N 567 в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется осуществить несколько процедур, в том числе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети Интернет).
В соответствии с пунктом 3.19 Методических рекомендаций N 567 в целях определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Обоснование общей начальной (максимальной) цены контракта содержится в разделе 13 "Обоснование общей начальной (максимальной) цены государственного контракта" документации об Аукционе.
На заседание Комиссии представители Заказчика представили запрос от 12.03.2019 N 20208/991, направленный восьми потенциальным исполнителям и пять ценовых предложений, используемых при обосновании общей начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, обоснование общей начальной (максимальной) цены контракта, установленное в разделе 13 документации об Аукционе, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в пункте 8 раздела 18 "Техническое задание" и пункте 4.3 раздела 19 "Проект государственного контракта" установлены сроки оплаты выполненных работ в течение 30 (тридцати) календарных дней. При этом в пункте 15 раздела 10 "Информационная карта" указано, что данная закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, следовательно срок оплаты оказанной услуги не может превышать 15 (пятнадцать) рабочих дней.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с Законом о контрактной системе (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства, включается обязательное условие об оплате заказчиком, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, при проведении Аукциона предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанная закупка не осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и преимущества данным организациям не предоставляются, а в извещении об Аукционе допущена техническая ошибка.
Кроме того, в извещении о проведении Аукциона не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в пункте 8 раздела 18 "Техническое задание" и пункте 4.3 раздела 19 "Проект государственного контракта" сроки оплаты выполненных работ в течение 30 (тридцати) календарных дней, не противоречат Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, нарушают требования статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 12.2 документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам товара. Неизменяемые показатели указаны в приложениях NN 1 - 9 к техническому заданию документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приложения NN 1 - 9 содержат полный перечень запасных частей, установленных на предполагаемых к обслуживанию автомобилях. При этом требование к запасным частям установлено в соответствии с потребностью Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего обжалуемые требования, не противоречат Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в приложении NN 1 - 9 Заказчиком для различных позиций указано одинаковое наименование товара с различной ценой. Так, например, в приложении N 3 "Mercedes-Benz" документации об Аукционе по позиции N 27914 "Блок управления" указана цена за единицу изделия "56 448,85 руб.", по позиции N 27915 "Блок управления" указана цена за единицу изделия "39 227,49 руб.", по позиции N 29916 "Клапан" указана цена за единицу изделия "4 361,59 руб.", по позиции N 29917 "Клапан" указана цена за единицу изделия "3 858,68 руб.".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего описание объекта закупки, не позволяющее определить требования к используемым при выполнении работ товарам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком при описании объекта закупки в извещении о проведении Аукциона указан код ОКПД2 45.20.11.100, не соответствующий предмету закупки.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о наименовании объекта закупки.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее - Классификатор продукции), в кодах ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
Для обеспечения соответствия кодовых обозначений ОКПД2 и КПЕС 2008 между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД2 дополнительных по сравнению с КПЕС 2008 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. По аналогии с КПЕС 2008 в ОКПД2 включены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.
В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т.е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, 7 - 9 знаки кода имеют значение "0" (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7 - 8 знаки кода имеют значение, отличное от "0" (ноля).
Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона определен код ОКПД2 45.20.11.100, которому согласно Классификатору продукции соответствуют "Услуги по обычному (текущему) техническому обслуживанию легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов".
При этом согласно документации об Аукционе и пояснениям представителей Заказчика работы по ремонту электрооборудования, шин и кузовов входят в состав работ, выполняемых по данной закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указание в извещении об Аукционе объекта закупки с ненадлежащим кодом ОКПД2 нарушает статью 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной в части установления Заказчиком в извещении о проведении Аукциона кода ОКПД2, не соответствующего предмету закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.