ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2020 г. N 777
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В соответствии с частью 9 статьи 22.1 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
2. Реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации в 6-месячный срок со дня принятия настоящего постановления разработать и утвердить:
индикаторы риска нарушения обязательных требований операторами технического осмотра транспортных средств;
порядок оформления заданий уполномоченным должностным лицам органа государственного контроля (надзора) на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами технического осмотра и их содержание, а также оформления результатов проведения таких мероприятий.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2020 г. N 777
ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств (далее соответственно - технический осмотр, государственный контроль, орган государственного контроля).
2. Предметом государственного контроля является оценка соблюдения операторами технического осмотра требований Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств", и порядка организации и проведения технического осмотра автобусов, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - обязательные требования).
3. Должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными осуществлять государственный контроль (далее - должностные лица), являются:
а) руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель);
б) руководитель Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместители);
в) руководитель подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне (его заместители);
г) руководители подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" (их заместители);
д) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения и государственные инспектора безопасности дорожного движения;
е) сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.
4. Должностные лица при проведении внеплановых проверок операторов технического осмотра, в том числе с использованием индикаторов риска нарушения обязательных требований, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлений Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. N 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)" и от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4 - 7 статьи 22.1 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. Государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения:
а) мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. При проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, не проводятся;
б) мероприятий по государственному контролю без взаимодействия с операторами технического осмотра;
в) внеплановых (документарных и выездных) проверок операторов технического осмотра;
г) контрольных закупок.
7. Мероприятия по контролю без взаимодействия с операторами технического осмотра проводятся должностными лицами в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности операторов технического осмотра, размещенной на их официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и единой автоматизированной информационной системе технического осмотра на основании заданий.
8. Предварительная проверка информации, указанной в пункте 3 части 5 статьи 22.1 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проводится в соответствии с частями 3.2 - 3.5 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
9. Мотивированное представление, предусмотренное пунктами 2 - 4 части 5 статьи 22.1 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготавливается должностным лицом, указанным в подпунктах "д" и "е" пункта 3 настоящего Положения, в течение 15 рабочих дней со дня поступления такой информации.
10. По итогам рассмотрения мотивированного представления должностное лицо, указанное в подпунктах "а" - "г" пункта 3 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней со дня поступления мотивированного представления принимает решение:
а) о проведении в отношении оператора технического осмотра внеплановой проверки (с указанием планируемых сроков проведения проверки, определяемых с учетом информации о потенциальной опасности и риске для жизни и здоровья людей, изложенной в обращениях граждан и организаций);
б) о проведении мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с операторами технического осмотра;
в) о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
11. Должностные лица при осуществлении государственного контроля вправе:
а) запрашивать в государственных органах и органах местного самоуправления и получать от них необходимые для осуществления государственного контроля документы, сведения (информацию) и материалы о деятельности операторов технического осмотра, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю;
б) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о проведении выездной проверки посещать и обследовать в ходе проведения проверки используемые оператором технического осмотра при осуществлении его деятельности территории, здания, строения, сооружения и помещения, получать доступ к используемым оператором технического осмотра оборудованию, средствам измерений и иным техническим средствам;
в) запрашивать и получать от руководителя и работников оператора технического осмотра документы (информацию), в том числе надлежащим образом заверенные копии таких документов (с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации), а также требовать от руководителя и работников оператора технического осмотра письменные и (или) устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
г) пользоваться необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, электронными носителями информации, сканерами, телефонами, средствами видеозаписи, фотоаппаратами и иными техническими средствами, вносить их в помещения, принадлежащие операторам технического осмотра, в отношении которых проводятся проверки;
д) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями;
е) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
12. Решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Результаты государственного контроля, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа государственного контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Сведения о выявленных при проведении мероприятий в рамках государственного контроля нарушениях операторами технического осмотра обязательных требований направляются в профессиональное объединение страховщиков в течение 3 рабочих дней со дня выявления нарушения.
В случае выявления по результатам внеплановой проверки нарушения оператором технического осмотра требований аккредитации орган государственного контроля в течение 3 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет материалы проверки в профессиональное объединение страховщиков, а в случае, если такое нарушение допущено оператором технического осмотра в связи с действиями (бездействием) профессионального объединения страховщиков, орган государственного контроля в 3-дневный срок сообщает об этом в Центральный банк Российской Федерации.