НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Lean production. Special requirements for the application of lean production in the shipbuilding industry
ГОСТ Р 58589-2019
Дата введения
1 января 2021 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр "Приоритет" (ООО "Центр "Приоритет") совместно с рабочей группой в составе: Акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация" (АО "ОСК"), Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (АО "ЦКБ МТ "Рубин"), Публичное акционерное общество "Невское проектно-конструкторское бюро" (ПАО "Невское ПКБ"), Акционерное общество "Северное проектно-конструкторское бюро" (АО "Северное ПКБ"), Акционерное общество "Производственное объединение "Севмаш" (АО "ПО "Севмаш"), Акционерное общество "Адмиралтейские верфи" (АО "Адмиралтейские верфи"), Акционерное общество "Северное производственное объединение "Арктика" (АО "СПО "Арктика"), Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" (АО "ЦС "Звездочка"), Акционерное общество "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" (АО "НИПТБ "Онега"), Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро машиностроения "Алмаз" (АО "ЦКБМ "Алмаз")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 949-ст
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт разработан на основе накопленного опыта повышения эффективности деятельности в организациях судостроительной промышленности с учетом лучшей мировой практики применения бережливого производства.
Настоящий стандарт разработан для применения в любых организациях судостроительной промышленности, принявших решение повышать эффективность деятельности на основе системы менеджмента бережливого производства.
Настоящий стандарт разработан с использованием рекомендаций по разработке стандартов на системы менеджмента, изложенных в ГОСТ Р 56245, предназначенных для улучшения согласованности стандартов на различные системы менеджмента за счет установления унифицированной согласованной структуры стандартов, идентичного основного текста, общих терминов и определений.
Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальным глаголом "должен". Положения стандарта, вводимые модальным глаголом "следует", носят рекомендательный характер. Текст, приведенный в примечаниях, служит для разъяснения сути требований.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента бережливого производства охватывает все основные требования стандарта, не детализируя их.
- деятельность, добавляющая ценность;
- поток информации;
- связь разделов стандарта;
- связь шагов цикла PDCA
Рисунок 1 - Модель системы менеджмента бережливого производства
В настоящий стандарт включены основные положения ГОСТ Р 56404. При этом в него внесены дополнительные требования судостроительной промышленности, положения ГОСТ Р 56404 приведены в рамках, а дополнительные требования приведены вне рамок.
Настоящий стандарт направлен на повышение эффективности реализации судостроительных и судоремонтных проектов организациями судостроительной промышленности, включающими в себя организации, осуществляющие проектирование, постройку, ремонт, модернизацию и утилизацию изделий судостроения, а также поставщиков оборудования, комплектующих и материалов для судостроительных и судоремонтных проектов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента бережливого производства организаций судостроительной промышленности в случаях, когда организация:
Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента бережливого производства организаций, участвующих в судостроительных и судоремонтных проектах, для синхронизации их деятельности с целью снижения рисков невыполнения требований потребителей и уменьшения потерь при реализации судостроительных и судоремонтных проектов.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями судостроительной промышленности независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.
Заявления об исключениях приемлемы, если эти исключения подпадают под требования разделов 7 и 8 и не влияют на способность или ответственность организации соответствовать потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон и соответствующим обязательным требованиям. Исключения должны быть обоснованы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/ТО 10017 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001
ГОСТ Р 51897 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 56245 Рекомендации по разработке стандартов на системы менеджмента
ГОСТ Р 56404 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р 56406 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
ГОСТ Р 56407 Бережливое производство. Основные методы и инструменты
ГОСТ Р 56906 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
ГОСТ Р 56907 Бережливое производство. Визуализация
ГОСТ Р 56908 Бережливое производство. Стандартизация работы
ГОСТ Р 57522 Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства
ГОСТ Р 57523 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 19011, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 56404, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аудит: Систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
1 Основные элементы аудита включают определение соответствия объекта согласно процедуре, выполняемое персоналом, не ответственным за проверяемый объект.
2 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.
3 Внутренние аудиты, иногда называемые аудиты, проводимые первой стороной, проводятся обычно самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства и других внутренних целей, и могут служить основанием для декларации о соответствии. Независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.
4 Внешние аудиты включают в себя аудиты, обычно называемые аудитами, проводимыми второй стороной или третьей стороной. Аудиты, проводимые второй стороной, выполняются сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями, или другими лицами от их имени. Аудиты, проводимые третьей стороной, выполняются внешними независимыми аудитирующими организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям или являются государственными органами.
3.1.2 вовлечение: Участие в деятельности, событии или ситуации.
3.1.3 высшее руководство: Лицо или группа людей, осуществляющие руководство и управление организацией на высшем уровне.
1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
2 Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3.1.4 заинтересованная сторона: Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
Пример - Потребители, владельцы, работники в организации, поставщики, кредитно-финансовые организации, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия.
3.1.5 инновация: Новый или измененный объект, создающий или перераспределяющий ценность.
1 Деятельность, результатом которой является инновация, управляема.
2 Инновация, как правило, значима своим эффектом.
3.1.6 компетентность: Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
Примечание - Продемонстрированная компетентность иногда рассматривается как квалификация.
3.1.7 коррекция: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.
3.1.8 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.
1 Несоответствие может иметь несколько причин.
2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения его возникновения.
3 Следует различать термины "коррекция" и "корректирующее действие".
3.1.9 менеджмент проекта: Планирование, организация, мониторинг, управление и предоставление отчетности по всем аспектам проекта, а также мотивация всех вовлеченных в достижение целей проекта.
3.1.10 несоответствие: Невыполнение требования.
3.1.11 организация: Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.
Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
3.1.12 проект: Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включая ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
1 Отдельный проект может быть частью структуры более крупного проекта и обычно имеет установленную дату начала и окончания.
2 В некоторых проектах цели и область применения актуализируются, а характеристики продукции или услуги определяются по мере реализации проекта.
3 Выходом проекта могут быть одно изделие или несколько единиц продукции или услуги.
4 Проектная организация обычно является временной, создаваемой на время выполнения проекта.
5 Сложность взаимодействий между различными видами проектной деятельности не обязательно связана с размером проекта.
3.1.13 постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности.
Примечание - Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита и заключения по результатам аудита, анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства, и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям.
3.1.14 поток создания ценности: Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы - от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю.
Примечание - Данные действия включают в себя обработку информации, полученной от клиента, а также операции по преобразованию продукта по мере его движения к потребителю.
3.1.15 процесс: Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
1 В зависимости от контекста "намеченный результат" называется выходом, продукцией или услугой.
2 Входами для процесса обычно являются выходы других процессов, а выходы процессов обычно являются входами для других процессов.
3 Два или более взаимосвязанных и взаимодействующих процессов совместно могут также рассматриваться как процесс.
4 Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
5 Процесс, в котором подтверждение соответствия конечного выхода затруднено или экономически нецелесообразно, часто называют "специальным процессом".
3.1.16 процесс измерения: Совокупность операций, проводимых с целью определения значения величины.
3.1.17 результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.1.18 риск: Влияние неопределенности.
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям и их последствиям или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей возникновения.
5 Слово "риск" иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только негативных последствий.
3.1.19 система менеджмента: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.
Примечание - Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности, например, менеджмент качества, финансовый менеджмент или экологический менеджмент.
3.1.20 система менеджмента бережливого производства; СМБП: Система менеджмента процессов организации на основе принципов бережливого производства.
1 Система менеджмента бережливого производства включает организационную структуру, процессы, ресурсы, процедуры, методы и инструменты.
2 Принципы бережливого производства определены в ГОСТ Р 56020.
3.1.21 соответствие: Выполнение требования.
3.1.22 судоремонтный проект: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности судна в целом или его составных частей.
3.1.23 судостроительный проект: Деятельность организаций судостроительной промышленности по проектированию, постройке, ремонту, модернизации и утилизации конкретного изделия судостроения, а также его комплектующих и материалов.
3.1.24 требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации.
3 Для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например такие, как: требование к продукции, требование к менеджменту качества, требование потребителя, требование к качеству.
4 Требование может быть сформировано разными заинтересованными сторонами или самой организацией.
5 Для достижения высокой удовлетворенности потребителя может потребоваться удовлетворить ожидание потребителя, даже если оно не установлено, не является предполагаемым или обязательным.
3.1.25 эффективность: Соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
СМБП - система менеджмента бережливого производства;
СП - судостроительный или судоремонтный проект.
4 Организационная среда (контекст)
4.1 Понимание организации и связанного с ней контекста
Примечание - Рекомендации по созданию интегрированной системы менеджмента качества и бережливого производства приведены в ГОСТ Р 57522.
Организация должна определить факторы, влияющие на эффективность реализации тех этапов СП, в которых участвует организация. Установленные факторы должны быть обоснованы и представлены в виде документированной информации.
Высшему руководству организации следует проанализировать, если применимо:
- инновации в судостроении и смежных отраслях промышленности;
- конкурентную среду, в том числе среди поставщиков материалов, комплектующих и оборудования;
- тенденции в применении методов и средств проектирования, постройки, ремонта, модернизации и утилизации в судостроении и смежных отраслях промышленности.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организация должна включать в состав заинтересованных сторон, если применимо, управляющую компанию интегрированной структуры, в которую входит организация, заказчиков, потребителей (эксплуатирующие и ремонтные организации и их сотрудников), поставщиков, участников жизненного цикла СП, в которых участвует организация и ее персонал.
Примечание - Состав заинтересованных сторон зависит от степени их влияния на результативность и эффективность СП, в реализации которых участвует организация.
4.3 Определение области применения системы менеджмента бережливого производства
Примечание - Исключения могут быть сделаны только из разделов 7 и 8 и в том случае, если требование в силу особенностей операционной деятельности не применимо.
Ответственность за определение области применения СМБП должна быть возложена на высшее руководство организации.
4.4 Система менеджмента бережливого производства
Организация должна установить и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного и эффективного функционирования процессов СМБП и управления ими при реализации СП, в которых она участвует.
Примечание - Процессная модель организации, разработанная для выполнения требований к системе менеджмента, например в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 или иным стандартом, может быть принята за основу при разработке процессной модели СМБП.
Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, то она должна обеспечить со своей стороны управление этим процессом в зависимости от возможного влияния переданного процесса на результативность и эффективность СП.
Примечание - Управление может включать технико-экономическое обоснование, анализ рисков по отношению к эффективности СП, мониторинг сроков выполнения процесса.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и обязательства руководства
5.1.1 Общие положения
Примечание - Лидерские качества работников следует развивать посредством обучения, участия и руководства проектами по развитию СМБП.
5.2 Политика в области бережливого производства
Политика организации в области развития СМБП должна основываться на принципах БП, сформулированных в ГОСТ Р 56020, и быть направлена на повышение эффективности деятельности организации.
5.3 Организационные роли, ответственность и полномочия
Организация должна назначить представителя по развитию СМБП на уровне высшего руководства организации (далее - представитель руководства по СМБП), установить его ответственность и делегировать соответствующие полномочия для обеспечения результативности развития СМБП. В ответственность представителя руководства по СМБП должна входить организация разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП, организация взаимодействия внутри организации и с другими заинтересованными сторонами по направлениям развития СМБП, интеграция с другими системами менеджмента.
Высшему руководству следует сформировать специализированное подразделение по развитию СМБП для разработки, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП. Специализированное подразделение по развитию СМБП должно подчиняться напрямую представителю руководства по СМБП.
Организация должна определить и применять необходимые средства визуализации (информационные стенды организации, подразделений, участков, если применимо) в области развития СМБП.
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
В организации должна быть документированная информация по управлению рисками [определение, оценка, определение необходимых воздействий на риск, порядок мониторинга риска], которые могут оказать существенное негативное или позитивное влияние на:
- достижение целей СМБП организации;
- производственные возможности участников СП;
- выполнение контрактных обязательств СП точно в срок.
Примечание - Принципы и общее руководство по риск-менеджменту установлены в ГОСТ Р ИСО 31000.
6.2 Цели системы менеджмента бережливого производства и планирование их достижения
Цели СМБП должны устанавливаться на основе стратегии организации и политики организации в области развития СМБП.
Цели СМБП должны устанавливаться в соответствии:
- с планами организации по объемам выпуска и продаж;
- ожиданиями заказчиков по качеству, срокам и стоимости СП;
- выявленными несоответствиями в ходе реализации СП;
- предложениями работников организации и организаций - участников СП по направлениям развития.
Для установления целей СМБП организация должна оценить текущее состояние СМБП.
Цели СМБП организации должны быть направлены на развитие возможностей организации.
Организации следует управлять всем портфелем реализуемых в данный момент СП или отдельных его этапов таким образом, чтобы повышение эффективности одного СП не оказывало отрицательного влияния на другие СП.
Цели развития СМБП следует структурировать, распределить внутри организации, а также организовать их анализ на регулярной основе для каждого уровня организации.
Организация должна определить методы доведения целей до всех работников структурных подразделений, на которые распространяется СМБП, и (при необходимости) соответствующих организаций - участников СП для обеспечения понимания их содержания и вытекающих из них действий.
Примечание - Следует доводить информацию о степени достижения целей, используя соответствующие средства визуализации (например, информационные стенды).
Организация должна разработать и применять документированную процедуру мотивации работников всех уровней к достижению целей СМБП, повышению эффективности деятельности, осуществлению постоянных улучшений и созданию среды, благоприятной для инноваций.
7 Вспомогательные средства
7.1 Ресурсы
7.1.1 Общие положения
Организация должна обеспечить планирование, предоставление и мониторинг ресурсов, необходимых для функционирования и развития СМБП.
Примечание - В ресурсы могут входить расходы на обучение работников и руководителей, приобретение средств визуализации, консультационные услуги, программные средства, средства автоматизации и т.д.
7.1.2 Человеческие ресурсы
7.1.3 Инфраструктура
Организация должна управлять оборудованием для повышения эффективности его использования, где это применимо.
Примечание - При управлении оборудованием для повышения эффективности его использования следует применять метод всеобщего обслуживания оборудования (TPM), указанный в ГОСТ Р 56407 (таблица 9).
При управлении оборудованием следует учитывать управление жизненным циклом оборудования: проектирование, изготовление, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание и т.д.
Примечание - При управлении оборудованием следует учитывать:
- обеспечение требуемого уровня безопасности при работе на оборудовании;
- снижение затрат на обслуживание оборудования;
- повышение производительности оборудования;
- увеличение загрузки оборудования;
- сокращение срока восстановления оборудования после поломки;
- вовлечение работников в деятельность по предупреждению и устранению потерь, связанных с работой оборудования;
- снижение уровня дефектности.
Организации следует определить оборудование, отклонения в работе которого могут оказать критическое влияние на выполнение требований точно в срок. Для данного оборудования следует разработать документированную информацию в части предупреждения и экстренного реагирования на отклонения в его работе.
Для развития существующей системы управления оборудованием следует установить цели.
Примечание - Цели следует формулировать, учитывая риски последствий отклонений в работе оборудования, статистику по поломкам оборудования, уровню потерь, связанных с его работой, эффективностью работы оборудования. Установленные цели должны быть доведены до всех сотрудников, связанных с эксплуатированием и обслуживанием оборудования.
Организация должна управлять производственным пространством. Для развития существующей системы управления производственным пространством следует установить цели.
Примечание - При управлении производственным пространством следует применять метод организации рабочего пространства на производстве (5S) по ГОСТ Р 56906.
7.1.4 Среда функционирования процессов
Организация должна создавать и поддерживать управленческую и мотивационную среду в организации, опираясь на визуализацию (целей, планов, результатов мониторинга, несоответствий, направлений улучшений, статуса проектов по улучшениям) и организацию рабочего пространства, направленную на мотивацию и вовлечение персонала в процессы улучшений, направленных на повышение эффективности.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения
Примечание - Ресурсы для мониторинга и измерения могут включать программные продукты, отслеживающие показатели результативности и эффективности процессов, электронные табло, информационные стенды и др., а также персонал, ответственный за процесс мониторинга.
7.1.6 Знания организации
Знания организации должны включать лучшие практики, результаты выполненных проектов по улучшениям и другой опыт по развитию СМБП, полученный как внутри, так и вне организации.
При рассмотрении влияющих факторов (см. 4.1), политики и целей организации следует оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.
Примечание - Основой знаний организации могут быть:
- внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов по улучшениям; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции, услуг, потоков создания ценности);
- внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей, внешних поставщиков, организаций - участников СП).
7.2 Компетентность
Организации следует определить компетенции персонала с учетом их роли в работах по развитию СМБП.
Примечание - При определении областей компетенции по развитию СМБП для работников разного уровня и роли следует применять ГОСТ Р 57523.
Организация должна обеспечить компетентность персонала, отвечающего за проектирование и разработку, если это применимо, с точки зрения выполнения требований по проектированию и разработке.
7.3 Осведомленность
Работники организации должны быть осведомлены о возможном влиянии их деятельности на результативность и эффективность СП.
7.4 Обмен информацией
Для коммуникации с заказчиком организация должна использовать одобренные им каналы коммуникаций. Организация должна обмениваться с организациями - участниками СП информацией о ходе реализации СП и улучшениях СМБП.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
Документированная информация должна включать описание процессов, процедур и документации, используемой для функционирования и развития СМБП.
7.5.2 Создание и актуализация
7.5.3 Управление документированной информацией
При выборе действий управления документированной информацией следует учитывать вид документированной информации, ответственность, место хранения и применения, защиту от несанкционированного доступа и т.д.
8 Операционная деятельность
8.1 Планирование и управление операционной деятельностью
Организация должна при планировании выполнения СП или его этапов, в которых она участвует, определить план действий в области БП для развития соответствующих производственных возможностей и синхронизации с другими участниками СП.
План действий в области БП должен:
- быть согласован с политикой (см. 5.2) и целями СМБП (см. 6.2) организации;
- подлежать мониторингу, измерению, анализу и оценке в ходе выполнения согласно требованиям 9.1;
- быть доведенным до работников организации и организаций - участников СП, при необходимости (см. 7.4);
- включать сроки, ответственных, последовательность действий, измеримые показатели, действия в отношении рисков и возможностей (см. 6.1), взаимодействие с другими участниками СП;
- быть зарегистрирован и сохранен в виде документированной информации (см. 7.5) и актуализироваться по мере необходимости.
Примечание - План действий в области БП может рассматриваться как дополнение к принятым в организации результатам планирования, таким как: программа качества, график строительства и другим документам планирования реализации СП или быть частью их.
8.2 Определение требований потребителей к продукции и услугам
Организация должна анализировать требования к СП (по срокам, стоимости, качеству), этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства реализовывать СП и обеспечивать способность организации выполнять требования и согласование их с заказчиком или потребителем, при необходимости, в части:
- порядка внесения изменений требований к СП;
- порядка мониторинга хода реализации СП.
Примечание - Организация для оценки способности реализовать СП по срокам должна использовать соответствующие методы, например картирование потока создания ценности (VSM) по ГОСТ Р 56407-2015 (таблица 4).
Установленные требования должны быть:
- полными, ясными, точными, недвусмысленными, выполнимыми;
- обсуждены с заказчиком или потребителем и обновлены с учетом предложенных изменений;
- соответствующим образом переданы, поняты, признаны и выполнены теми, кто вовлечен в реализацию СП.
Организация должна определить влияние требований заказчика или потребителя к СП на функционирование СМБП и обеспечить необходимые изменения СМБП в соответствии с этим влиянием.
К требованиям следует также относить любые согласованные изменения и дополнения к ним в процессе реализации СП.
8.3 Проектирование
Примечание - Проектирование включает в себя разработку всей технической документации (проектной, рабочей, эксплуатационной, ремонтной, технологической и другой документации) и подготовку производства.
8.3.1 Общие положения
Примечание - Примерами методов и инструментов БП при проектировании продукции и процессов являются:
- картирование потока создания ценности при разработке конструкторской документации (комплектов конструкторской документации для СП);
- организация рабочего пространства в офисе (5S);
- способы выявления и устранения потерь, не создающих ценность, в проектировании;
- аналитические методы, направленные на разработку конструкторских решений, повышающих эффективность СП (методы защиты от непреднамеренных ошибок, структурирование функции качества (QFD), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA), анализ дерева отказов (FTA), анализ стоимости жизненного цикла (LCC), проектирование для удобства сборки (DFA), проектирование для удобства изготовления (DFM);
- методы планирования и мониторинга графиков разработки (диаграмма Гантта, метод структурной декомпозиции работ, сетевое планирование и метод критического пути).
8.3.2 Проектирование продукции
Организация должна определить требования и ожидания заказчиков и организаций - участников СП:
- к конструкторским решениям, существенно влияющим на эффективность СП, длительность производства и строительства, уровень несоответствий и производственных потерь;
- перечню материалов и составу поставщиков;
- графику проектирования продукции.
Требования и ожидания должны анализироваться на достаточность. Требования и ожидания должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
Организация должна осуществлять оценку исполнимости и осуществимости графика проектирования продукции.
Организации следует установить и отслеживать там, где это применимо, следующие правила и процедуры:
- мониторинга и синхронизации графика проектирования продукции;
- управления несоответствиями в ходе проектирования продукции;
- управления улучшениями в ходе проектирования продукции;
- управления изменениями требований заказчика или потребителя.
На соответствующих стадиях следует проводить систематический анализ проектирования продукции в целях оценивания способности результатов проектирования продукции удовлетворять требованиям и ожиданиям, выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям.
Организация должна создавать полипрофессиональные и/или межфункциональные команды на этапе проектирования продукции, включая представителей организаций - участников СП, или входить в них.
Примечание - В состав команды могут входить представители маркетинга, конструкторских и технологических служб, производственных подразделений, контролеров, метрологов, представителя заказчика, подразделения по БП, финансовой службы, подразделения закупок и поставщиков и др.
Любые изменения должны быть идентифицированы, проанализированы, синхронизированы с графиком реализации СП соответствующим образом. Анализ изменений должен включать в себя оценку влияния изменений на эффективность реализации СП.
8.3.3 Проектирование процессов
Результаты проектирования процессов должны быть представлены как поток создания ценности, характеристики которого соответствуют требованиям потребителей (см. 8.2).
К характеристикам потока создания ценности следует относить, где это применимо:
а) коэффициент эффективности потока создания ценности;
г) время производственного цикла.
В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
При проектировании процессов следует предусмотреть передачу части управленческих функций в поток создания ценности.
1 Передача управленческих функций, таких как планирование, контроль, координация, обеспечивается применением методов БП: канбан, стандартизация работы, визуализация и др. в соответствии с ГОСТ Р 56407.
2 Коэффициент эффективности потока создания ценности определяется отношением времени обработки (времени добавления ценности) к общему времени нахождения продукции или услуги в потоке создания ценности.
При проектировании процессов организация должна анализировать технологические решения относительно способности своевременного завершения и обеспечения эффективности СП посредством:
- определения процессов, которые должны быть выполнены для обеспечения эффективности СП;
- взаимосвязи и синхронизации между отдельными процессами, включая и деятельность поставщиков;
- оценки последовательности и продолжительности процессов, требований к ресурсам;
Организация при подготовке реализации СП должна спроектировать процессы таким образом, чтобы они обеспечивали выполнение требований к длительности и производительности этапов производства и строительства в соответствии с графиком строительства посредством:
- размещения и синхронизации процессов проектирования и производства;
- разработки рабочих инструкций;
- деятельности по предупреждению ошибок и других потерь;
- разработки методов быстрого обнаружения и реагирования на несоответствия.
8.4 Управление внешним снабжением (поставщиками)
Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации для обеспечения эффективности СП. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки.
Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и использовать реестр поставщиков с оценками их возможностей и статистики результативности поставок, где это применимо.
Организация должна обеспечить развертывание требований по всей цепи поставок к графикам производства, процессам синхронизации и мониторинга, датам поставок, оценке и управлению рисками срыва поставок, требований к продукции поставщиков, в том числе размеру поставляемых партий, точности и периодичности поставок, снижению стоимости.
Организация должна сформировать требования к формату передачи данных между организацией и поставщиками, а также к программному обеспечению поставщиков для обеспечения его совместимости.
Организации следует периодически анализировать поставщиков, а результаты анализа следует использовать как основу при установлении применяемого к поставщику уровня управления. Организация должна оценивать исполнимость графика производства и поставки поставщиком, а также перечень мероприятий для обеспечения исполнения контрактных обязательств.
Поставки от поставщика должны производиться по графику в соответствии с требованиями организации. Система мониторинга поставок должна обеспечивать прослеживаемость хода выполнения поставок. Поставщик должен определить и довести до организации сведения о любом недостающем объеме и принять меры по восстановлению графика поставок.
Организация должна регулярно передавать своим поставщикам информацию об изменениях для того, чтобы они могли своевременно корректировать свои производственные графики.
Организация должна анализировать деятельность по управлению поставщиками на основе достигнутых результатов выполнения поставщиками своих контрактных обязательств.
Примечание - Во взаимоотношениях с поставщиками в части применения принципов и методов БП следует руководствоваться соответствующими национальными стандартами.
Для реализации СП организация должна сформулировать и применять в отношениях с поставщиками требования в области развития СМБП и применения соответствующих стандартов в области БП.
Организации следует разработать систему развития поставщиков, которая может включать:
- порядок информирования поставщиков о выявленных проблемах и содействия им в их решении;
- систему обучения и развития поставщиков;
- систему обмена опытом и знаниями с поставщиками (например, проведение конференций поставщиков, организация посещений производственных площадок поставщиков-лидеров в данной области);
- ранжирование поставщиков (сравнение деятельности поставщиков, определение наилучших в различных направлениях деятельности).
При невыполнении поставщиком установленных требований организации следует инициировать процесс решения проблем, направленный на выявление поставщиком причин несоответствия, разработку, реализацию и оценку результативности корректирующих действий.
На этапах проектирования организация должна осуществлять взаимодействие с поставщиками продукции в части решения возникающих проблем и обеспечения технологичности изготовления продукции.
8.5 Производство продукции и оказание услуг, послепродажное обслуживание
8.5.1 Общие положения
8.6 Уровни потока создания ценности
Поток создания ценности на межорганизационном уровне должен охватывать организации, осуществляющие проектирование, постройку, ремонт, модернизацию и утилизацию изделий судостроения, поставщиков оборудования, комплектующих и материалов для судостроительных и судоремонтных проектов и заказчика или потребителя.
При управлении потоком создания ценности следует, если применимо:
- определить фактические возможности производства на этапе проектирования;
- синхронизировать процессы на основе фактических данных о возможностях участников СП и детализированных графиков производства;
- сформировать единые подходы к улучшению и выравниванию процессов.
8.7 Стандартизация работы
Примечание - Для обеспечения воспроизводимости следует применять метод стандартизации работы по ГОСТ Р 56908 и метод визуализации по ГОСТ Р 56907.
8.8 Управление изменениями
1 Запланированные изменения включают мероприятия по формированию, осуществлению и оценке эффективности решений, предусмотренные планом действий в области БП при реализации СП (см. 8.1) и позволяющие организации достигать поставленные цели.
2 Непредусмотренные изменения включают мероприятия по формированию, осуществлению и оценке эффективности решений по улучшению, не содержащиеся в плане действий в области БП при реализации СП (см. 8.1).
Организация должна анализировать изменения требований заказчика для планирования, оценки возможностей и периодического регулирования ресурсов в зависимости от нагрузки по объему работ с учетом возможных рисков.
Для изменений, в отношении которых считается, что может возникнуть потенциально существенное влияние на эффективность СП, организация должна провести оценку рисков с целью обеспечения их приемлемого уровня.
В организации должны быть сформированы общие правила, касающиеся координации любых изменений и минимизирующие потери реализации СП в целом.
9 Оценка качества функционирования
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
9.1.2 Мониторинг и измерения
Организация должна осуществлять регулярный мониторинг:
- плана реализации СП и связанных с ним рисков;
- программ развития СМБП участников СП;
- графиков проектирования, поставок, производства и строительства;
- графика финансирования СП заказчиком.
Организация должна определить характеристики, подлежащие мониторингу и измерению, для каждого уровня потока создания ценности.
9.1.3 Анализ и оценка
9.2 Внутренние аудиты
При проведении внутренних аудитов должны быть применены стандартизированные вопросы для оценки (чек-листы) СМБП.
9.3 Анализ со стороны руководства
В анализ СМБП следует включать анализ характеристик, подлежащих мониторингу и измерениям (см. 9.1.2), а также результаты аудитов.
При анализе результативности СМБП высшее руководство организации должно определить вклад СМБП в повышение эффективности организации.
10 Улучшение
10.1 Несоответствия и корректирующие действия
10.2 Постоянное улучшение
10.2.1 Общие положения
10.2.2 Ценность для потребителей
10.2.3 Улучшение потока создания ценности
10.2.4 Организация улучшений
Для улучшений СМБП организация должна применять проектные формы организации работ. Результаты улучшений должны оцениваться. При необходимости результаты улучшений должны быть стандартизированы в СМБП.
Примечание - Требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта приведены в ГОСТ Р 54869.