ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2019 г. N 19/44/105/1086
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), Санкт-Петербургского ГКУ "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией Санкт-Петербургского ГКУ "Ф" (далее - Аукционная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по выполнению работ по строительству здания государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе" по адресу: Будапештская ул., д. 3/5 для размещения отделения экстренной медицинской помощи (по адресу: Будапештская ул., д. 3 литера А) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172200002519000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, не исполнивших предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 28.03.2019 по делу N 18/44/105/767 (далее - Предписание).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 29.04.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.04.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 28.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 634 987 873,30 рубля;
4) источник финансирования - источник финансирования - бюджет Санкт-Петербурга; код целевой статьи 0150010720 "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" в соответствии с Адресной инвестиционной программой";
5) дата окончания подачи заявки на участие в Аукционе - 14.05.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком не исполнено Предписание надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактный системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель 21.03.2019 обратился в ФАС России с жалобой на действия Уполномоченного органа, Заказчика, при проведении Аукциона.
Решением Комиссий ФАС России по делу по делу от 28.03.2019 N 19/44/105/767, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "С" в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в надлежащем установлении требования о членстве участников закупки в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном объединении в один объект закупки выполнения строительно-монтажных работ и поставки медицинского оборудования, технологически и функционально не связанных между собой, в неправомерном установлении в техническом задании документации об Аукционе требований к товарам, противоречащих положениям локальных сметных расчетов, а также не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ, в части установления противоречивых сведений о необходимости подрядчику заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, отведенного под строительство объекта;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе о необходимости подрядчиком заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, отведенного под строительство объекта, изменяющих суть документации об Аукционе.
На основании решения от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767, принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя, Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии выдано Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.03.2019 N 0172200002519000030-5-1 и внесения изменений в документацию об Аукционе.
Срок исполнения Предписания - 11.04.2019.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком, Уполномоченным органом 09.04.2019 размещено извещение об отмене документа "Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.03.2019 N 0172200002519000030-5-1".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 11.04.2019 в регламентированный срок исполнения Предписания Заказчиком в адрес Уполномоченного органа направлены изменения документации об Аукциона с учетом принятого решения от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767, вместе с тем, в связи с техническими ошибками в работе ЕИС, указанные изменения размещены в ЕИС 23.04.2019.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по строительству здания государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе".
Подпунктом 1.3.2 части I информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Информация о количестве работы: Установлены заказчиком в техническом задании и в расчете начальной (максимальной) цены контракта, являющемуся Приложением N 1 к техническому заданию".
При этом, согласно пункту 1.4 части I информационной карты документации об Аукционе цена контракта формируется участником закупки на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта, являющегося приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе) сметная стоимость оборудования составляет 1 381 001,57 тыс. рублей в ценах на январь 2019 г., что составляет более 37% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с локальными сметными расчетами N 02-01-11, N 02-01-15, N 02-01-19, N 02-01-23.1, N 02-01-25, N 02-01-26 предусмотрена поставка оборудования, мебели, инвентаря (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим): облучатель бактерицидный настенный, машина автоматическая моечная, стол для медицинской сестры с раковиной, двумя розетками и светильником, стол операционный универсальный с автоматическим управлением, стол-тумба с мойкой с бортиком, мини-кухня, светильник отдельно устанавливаемый на штырях, стол с раковиной из нержавеющей стали, фен стационарный настенный, негатоскоп, камера телевизионная передающая, магнитофон для записи многодорожечных фонограмм, комплект аудио оборудования, комплект оборудования для переводчиков (синхроперевод), стерилизатор низкотемпературный плазменный, стол с раковиной двухсекционной, оборудование для обработка тележек и другие.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком не устранено нарушение Закона о контрактной системе в части формирования объекта закупки путем объединения в один лот выполнения строительных работ и осуществления поставки медицинского оборудования, мебели, инвентаря, что в совокупности приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет ограничение количества участников Аукциона.
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- N 5 "Песок карьерный тип 2 (ЛСР N 01-05-03)": "Тип: из отсевов дробления или природный. Нормативный документ: ГОСТ 8736-2014";
- N 14 "Песок карьерный тип 4 (ЛСР N 01-05-05)": "Тип: из отсевов дробления или природный. Нормативный документ: ГОСТ 8736-2014".
На заседании Комиссии установлено, что локальными сметными расчетами N 01-05-03, N 01-05-05 в рамках строительства объекта предусмотрено использование песка карьерного.
При этом, ГОСТ 8736-2014 "Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3 и смеси природных песков и песков из отсевов дробления.
Вместе с тем, пунктом 2.1.1 технического задания документации об Аукционе установлено, что работы по строительству объекта должны быть выполнены в соответствии с разработанной проектной документацией.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших положения в техническом задании документации об Аукционе и указанных локальных сметных расчетов проектной документации о возможности использования в строительстве объекта различных материалов, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не исполнивших Предписание в полном объеме, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также установивших в документации об Аукционе требования, способствующие ограничению количества участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.04.2019 по делу N 19/44/105/1086 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.