ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2019 г. по делу N 19/44/105/1084
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0151100013319000089) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказником, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими Заказчика:
1. Разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные в ЕИС, изменяют ее суть;
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание ряда товаров, используемых при выполнении работ;
3. В документации об Аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, неправомерно установлены требования, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;
4. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, сведений компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;
5. Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), которая вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 34 415 000 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 438 0105 909 009 0019 243;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.04.2019;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 6 заявок от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 29.04.2019;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене государственного контракта подавали 3 участник Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные в ЕИС, изменяют ее суть.
1.1. В частности, из жалобы Заявителя следует, что разъяснение порядка указания показателей товаров NN 56 "Гильзы", 57 "Трубки", 68 "Кабели контрольные", 91 "Воздуховоды", 111 "Смесители", 104 "Железобетонные конструкции", 133 "Шпаклевка гипсовая" изменяют требования Инструкции.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии Инструкцией "до" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему; "от" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Также согласно Инструкции "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. Если прописано требование "или", "либо", то данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных".
Разъяснение положений документации об Аукционе от 22.04.2019 N РД 4, размещенное в ЕИС, содержит, в том числе, следующие вопросы участников закупки и ответы Заказчика:
Вопрос: "Установлено в п. 56. Гильзы кабельные соединительные медные, закрепляемые опрессовкой и предназначенные для соединения проводов и кабелей с медными жилами сечением 10 мм2 и 16 мм2 на напряжение до 10 кВ. Разъясните: участник должен указать конкретное значение напряжения или оставить в редакции Заказчика "до 10 кВ"?
Ответ: "Фраза "на напряжение до 10 кВ" описывает внешние условия, в которых товар функционирует. Формулировку следует оставить неизменной".
Вопрос: "в п. 111: Смесители для холодной и горячей воды при рабочем давлении от 0,05 до 1,0 МПа и температуре до 75 °C. Разъясните: должен ли участник в 1 части заявки указать конкретное значение рабочего давления и температуры? Или оставить в редакции заказчика с предлогами "от" и "до"?
Ответ: "Фраза "при рабочем давлении от 0,05 до 1,0 МПа и температуре до 75 °C" описывает внешние условия, в которых товар функционирует. Формулировку следует оставить неизменной.
Вопрос: "в п. 104: обеспечивающий в комплексе со стеновыми кольцами проектную высоту рабочего пространства или горловины колодца. Участник должен выбрать между "рабочего пространства" или "горловины колодца"? В ГОСТ указано именно через или".
Ответ: "Формулировка "обеспечивающий в комплексе со стеновыми кольцами проектную высоту рабочего пространства или горловины колодца" не является характеристикой товара, а описывает внешние условия, в которых товар функционирует. Формулировку следует оставить неизменной".
На заседании Комиссии установлено, что аналогичные разъяснения порядка указания характеристик товаров с использованием предлогов "до", союзом "или" содержатся в отношении товаров NN 57 "Трубки", N 68 "Кабели контрольные", 91 "Воздуховоды", 133 "Шпаклевка гипсовая".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе о необходимости указания отдельных характеристик товаров, сопровождающихся предлогами "от", "до", союзом "или" в неизменном виде в первой части заявки на участие в Аукционе, изменяют суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
1.2. Из жалобы Заявителя также следует, что разъяснения порядка указания показателей товаров NN 70 "Кабель-каналы", 88 "Фланцы" изменяют требования Инструкции.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару N 70 "Кабель-каналы" установлены требования: "Длина кабель-канала должна быть не менее 2000 мм, ширина требуется 20 мм, 100 мм, высота 10 мм, 40 мм".
Инструкцией установлено, что если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ.
Согласно разъяснениям положений документации об Аукционе от 22.04.2019 N РД 4 по вопросу участника закупки: "Указанные требования предполагают два или четыре вида кабель-каналов? Высота 10 мм относится к ширине 20 или и к ширине 40 тоже?" Заказчиком дан ответ: "Требуется кабель-канал с шириной 20 мм и высотой 10 мм и соответственно шириной 100 мм и высотой 40 мм".
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе в отношении товара N 86 "Фланцы" установлены требования: "Исполнение уплотнительной поверхности фланца может быть B, D, F".
Согласно разъяснениям положений документации об Аукционе от 22.04.2019 N РД 4 по вопросу участника закупки: "d п. 86: Исполнение уплотнительной поверхности фланца может быть B, D, F. Не ясно: все же нужны фланцы трех исполнений B, D, или выбрать нужно одно?" Заказчиком дан ответ: "В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положения документации об Аукционе от 22.04.2019 N РД 4 в отношении товаров N 70 "Кабель-каналы", N 86 "Фланцы" не противоречат положениям документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание ряда товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из жалобы Заявителя следует, что положения технического задания документации об Аукционе не позволяют однозначным образом определить потребности Заказчика в размере диаметра товара N 25 "Проволока. Должна соответствовать требованиям ГОСТ 3282-74".
Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 25 "Проволока" установлено требование: "Номинальный диаметр проволоки должен быть 1,1, 3 мм".
На заседании Комиссии установлено, что размеры диаметра проволоки содержатся в таблице N 1 ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия", в том числе 1,1 мм и 3 мм.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия приходит к выводу, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, техническим заданием документации об Аукционе к товару N 128 "Оконный блок" установлены требования: "Требуется одностворчатый, двустворчатый и трехстворчатый с глухой и поворотно-откидной створкой с открыванием внутрь помещения, правого или левого открывания".
На основании вышеуказанных требований к товару, а также положений Инструкции об указании всех показателей товаров, перечисленных с использованием символа ",", не представляется возможным определить порядок описания товаров, например, необходимость описания оконного блока одностворчатого одновременно с наличием глухой и поворотно-откидной створкой с открыванием внутрь помещения, правого или левого открывания.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 91 "Воздуховоды" установлено требование: "Форма сечения: круг или прямоугольник. Диаметр: не менее 125 мм".
Вместе с тем, требование об указании диаметра товара противоречит возможности описания участниками закупки воздуховода с прямоугольным сечением.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 41 "Тяжелый бетон" установлено требование: "Должна быть марка по морозостойкости не менее F150. Должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости:
- на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
Вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе не содержит сведений о необходимости указания участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе обеих марок бетона по морозостойкости или сведений о необходимости выбора участником закупки единственной марки бетона по морозостойкости.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования к товару, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком по ряду товаров, используемых при выполнении работ, установлены требования, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 28 "Бруски обрезные хвойных пород" установлено требование: "шириной 75 - 150 мм, толщиной 100, 125 мм. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 18288-87".
Согласно Инструкции "В случае, если указан интервал значений через знак "-", требуется конкретное значение требуемого параметра".
В соответствии с ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее - ГОСТ 18288-87) брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, требование документации об Аукционе об указании толщины бруска 100, 125 мм, а также положение о возможности указания ширины 75 мм при толщине бруска 100 мм противоречит требованиям ГОСТ.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару 29 "Доски обрезные хвойных пород" установлено требование: "шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и 50 мм. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 18288-87".
Согласно Инструкции, если указан интервал значений через знак "-", требуется конкретное значение требуемого параметра.
ГОСТ 18288-87 установлено, что доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Таким образом, требование ГОСТ 18288-87 о ширине доски 88 мм и более противоречит положению документации об Аукционе об указании ширины товара 75 мм.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 50 "Бетонные бортовые камни" установлены требования; "Линейные размеры камня должны быть не менее: длина 1000 мм. Должны быть изготовлены из мелкозернистого бетона или из тяжелого бетона. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 6665-91".
Согласно пункту 1.2.5 ГОСТ 6665-91 "Межгосударственный стандарт. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.1996.
Таким образом, положения документации об Аукционе о возможности указания участниками закупки в заявке на участие в Аукционе описания бетонного бортового камня, изготовленного из тяжелого бетона, противоречат требованиям ГОСТ.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 74 "Кабель силовой" установлено требование: "на номинальное переменное напряжение 0,66 или 1 кВ. Номинальная толщина изоляции жил должна быть не более 0,8 мм. Должен соответствовать требованиям ГОСТ 31996-2012".
Согласно таблице 3 ГОСТ 31996-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" установлено соотношение значений номинального напряжения кабеля 0,66 и 1 кВ с конкретными значениями номинальной толщины изоляции.
В соответствии с Инструкцией участниками закупки может быть указано в первой части заявки значение номинальной толщины изоляции жил кабеля 0,75 мм, что противоречит ГОСТ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание ряда товаров, используемых при выполнении работ, в том числе, к указанным товарам установлены требования, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Техническое задание документации об Аукционе содержит следующие требования к товарам:
- N 132 "Декоративная штукатурка: Материал должен обладать хорошей устойчивостью к влажной уборке и мокрому истиранию";
- N 133 "Шпаклевка гипсовая: Должна обладать высокой прочностью и стойкостью к образованию трещин";
- N 134 "Шпаклевка гипсовая: Должна обладать высокой прочностью и стойкостью к образованию трещин".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанное описание товаров не позволяет прийти к выводу, каким образом производится оценка таких показателей, как "высокая прочность и стойкость", "хорошая устойчивость".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, а также сведений компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Техническим заданием документации об Аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, установлены следующие требования:
- N 59 "Грунтовка: Расход грунтовки на однослойное покрытие не должен быть более 100 г/м2";
- N 128 "Оконный блок: приведенное сопротивление теплопередаче не менее 0,51 м2 x °C/Вт; общий коэффициент пропускания света изделий 0,35 - 0,60".
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что в техническом задании документации об Аукционе содержатся следующие требования:
- N 31 "Сухая монтажная смесь: Расход смеси при монтаже должен быть 1,5 - 2 кг на 1 м кв";
- N 58 "Строительный раствор: Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более 2,5. Расход цемента на 1 м3 песка в растворе должен быть не менее 100 кг";
- N 133 "Шпаклевка гипсовая: Размер зерна не более 0,15 мм";
- N 134 "Шпаклевка гипсовая: Максимальный размер фракции не более 0,2 мм".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, которая вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с Инструкцией "/" данный символ нужно трактовать, как союз "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например уайт-спирит Нефрас-СЧ-155/200) и т.п.".
Техническим заданием документации об Аукционе в отношении товара N 121 "Профиль стоечный размеры" установлены требования: "не менее, мм (ширина/высота/толщина металла): 75/50/0,6".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом с учетом вышеуказанных положений Инструкции, поскольку символ "/" использован не в качестве обозначения типа или марки, а указан в отношении габаритных размеров товара.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено следующее.
Техническим заданием документации об Аукционе в отношении товара N 54 "Скобы" установлено требование: "должны иметь защитные покрытия, или из полиамида 610 литьевого, или из полиэтилена марок 15803-020, 20908-040; 21008-075".
Учитывая противоположные положения Инструкции об указании характеристик товаров, сопровождающихся символом "," и союзом "или", Комиссия приходит к выводу, что установление характеристик товаров одновременно с использованием ", или", а также отсутствие указания в Инструкции порядка описания данных характеристик товаров, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку надлежащим образом.
Инструкцией установлено, что "Перечисление размеров, марок, цветов материала через запятую означает, что при производстве работ используются все перечисленные размеры, марки, цвета и в первой части заявки предоставляются показатели в отношении каждого размера, марки, цвета материала".
Техническим заданием документации об Аукционе в отношении товара N 57 "Трубки" установлены требования "должны быть из поливинилхлоридного пластиката, предназначенные для защиты и дополнительной изоляции токоведущих элементов различных электротехнических устройств, работающих при напряжении до 1000 В постоянного и переменного тока частотой до 50 Гц. Марка трубки ТВ-40, ТВ-50 или ТВ-60. Трубки должны быть исполнения I или II. Номинальный внутренний диаметр должен быть не менее 16 мм. Цвет окрашенных трубок высшего сорта должен быть черный. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 19034-82".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с Инструкцией участникам закупки необходимо в составе заявки на участие в Аукционе указывать вместо одной позиции товара, содержащего несколько размеров, марок, цветов материала, несколько товарных позиций для каждого размера, марки, цвета материала, что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая отсутствие сведений, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы, а также учитывая, что на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, признанных соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктами 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Подпунктом 2 пункта 16 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлено, что участники закупки должны соответствовать требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, требования документации об Аукционе не содержат указание на предоставление в составе второй части заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации, при этом, разделом 11 технического задания документации об Аукционе установлено, что "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - подтверждается выпиской (либо копией выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц, с даты ее выдачи)".
Кроме того, пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 456 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие сопроводительные документы, такие как: паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.
Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника Аукциона документов на предлагаемую к поставке продукцию, в соответствии с требованиями технического задания документации об Аукционе, обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести продукцию по предмету Аукциона.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении вышеуказанных документов в составе второй части заявки на участие в Аукционе не соответствует части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составе второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая отсутствие сведений, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы, а также учитывая, что на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, признанных соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта работы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, действующего на момент размещения извещения о проведении Аукциона, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к перечню дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Пунктом 23 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
Таким образом, учитывая, что предметом закупки является объект капитального строительства, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе положение о возможности представления участниками закупки опыта работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с документацией об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания, а также размещение Заказчиком в ЕИС проектной документации, Комиссии не представляется возможным прийти выводу, что вышеуказанное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части размещения в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих требования документации об Аукционе к описанию товаров NN 56 "Гильзы", 57 "Трубки", 68 "Кабели контрольные", 91 "Воздуховоды", 111 "Смесители", 104 "Железобетонные конструкции", 133 "Шпаклевка гипсовая", в части установления ненадлежащим образом описания товара N 128 "Оконный блок", установления требований к товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и ГОСТ, в части неправомерного установления требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, сведений компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также установления ненадлежащей Инструкции в части описания товара N 121 "Профиль стоечный размеры".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 29.04.2019 по делу N 19/44/105/1084 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.