Решение ФАС РФ от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1028

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 22.04.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2019 г. по делу N 19/44/105/1028

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Конкурсная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по производству видеоролика - социальная реклама для нужд Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения - 0273100001119000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);

2. Заказчиком в техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлены требования к составу съемочной группы для производства видеороликов.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.03.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 720 000 рублей;

4) источник финансирования - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; КБК 394011201К1090059244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.04.2019;

6) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 26.04.2019.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:

1) "Цена контракта" - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;

2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.

По Показателю N 1 Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:

"При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) и объема за период с 01.01.2014 г. по настоящее время, а именно наличие у участника закупки созданных им видеороликов в сфере обязательного медицинского страхования, и/или здравоохранения для заказчиков в каждом успешно выполненном договоре (контракте) объемом (хронометражем) не менее 30 секунд".

Созданные видеоролики сопоставимого характера и объема считаются видеоролики и успешно выполненные участником закупки в сфере обязательного медицинского страхования, и/или здравоохранения, с ценой государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора) не менее 25% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации.

При этом, учитываются видеоролики, выполненные только в рамках контрактов (гражданско-правовых договоров). Видеоролики, выполненные в рамках государственных заданий, соглашений о предоставлении грантов, в целях оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" не учитываются".

По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено, в том числе, требование о наличии у участника закупки, в качестве подтверждения опыта, созданных им видеороликов в сфере обязательного медицинского страхования, и/или здравоохранения, поскольку указанное требование ограничивает конкуренцию. Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что качественно оказать услуги возможно при наличии опыта съемки видеороликов также в иных сферах.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также соответствует объему услуг, предусмотренному техническим заданием Конкурсной документации.

Кроме того, представитель Заказчика представил сведения о восьми заявках, поданных на участие в Конкурсе, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об ограничении конкуренции.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

2. Заказчиком в техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлены требования к составу съемочной группы для производства видеороликов.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 12.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации, в том числе, Приложение N 1 к государственному контракту Конкурсной документации (далее - Приложение N 1) является неотъемлемой частью государственного контракта.

При этом Приложение N 1 оформляется на основании технического задания Конкурсной документации с учетом предложений участника открытого конкурса в электронной форме, содержащихся в его заявке.

Пунктом 3.3 технического задания Конкурсной документации установлены следующие требования к составу съемочной группы для производства видеороликов: Автор сценария - не менее 1 (одного) специалиста; Продюсер - не менее 1 (одного) специалиста; Режиссер - не менее 1 (одного) специалиста; Оператор - не менее 2 (двух) специалистов; Звукорежиссер - не менее 1 (одного) специалиста; Ассистент оператора - не менее 1 (одного) специалиста; Гример - не менее 1 (одного) специалиста.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что установленные требования к трудовым ресурсам к оказываемым услугам в ходе исполнения контракта являются излишними.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования технического задания Конкурсной документации установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, а также, учитывая, что на участие в закупке подано восемь заявок от участников закупки, указанный довод своего подтверждения не нашел.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 29.03.2019.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 22 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Подача заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке", что не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В соответствии с частью 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.

Пунктом 23 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по производству видеороликов - социальная реклама для нужд Федерального фонда обязательного медицинского страхования на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Информацию рекомендуется представлять в соответствии с Формой 1 "ОПЫТ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ, ЕГО ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ (ОКАЗАНИЮ УСЛУГ) СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА" части III Конкурсной документации".

На заседании Комиссии установлено, что при заполнении вышеуказанной формы участнику закупки необходимо представить сведения, в том числе, о наименовании участника закупки, что не соответствует части 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащее требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Конкурсе сведений об участнике закупки, нарушают часть 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 22.04.2019 N 19/44/105/1028 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.