ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2000 г. N 36
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) и усиления социальной поддержки инвалидов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2001 год и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации мероприятий Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2000 г.
N 36
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ на 2000-2005 годы"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1053 "О продлении сроков реализации федеральных целевых программ, входящих в федеральную комплексную программу "Социальная поддержка инвалидов" |
Государственный заказчик Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых |
Цели Программы | - снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов; повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии; усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов |
Сроки реализации Программы | - 2000-2005 годы |
Основные мероприятия Программы | - на первом этапе (2000-2002 годы) предусматривается: |
разработка государственных стандартов и современных технологий, используемых в деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии; | |
укрепление материально-технической базы и кадровое обеспечение государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии; обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов. | |
На втором этапе (2003-2005 годы) предусматривается: | |
внедрение современных организационных, медицинских и социальных технологий в работу учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений, предприятий, обеспечивающих выпуск технических средств реабилитации; | |
организация серийного производства технических средств реабилитации и обеспечение ими инвалидов; | |
развитие протезостроения и совершенствование протезно-ортопедической помощи, оказываемой населению; | |
информатизация деятельности учреждений государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии; | |
обеспечение подготовки кадров для учреждений государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также для предприятий реабилитационной индустрии; | |
усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов | |
Основные исполнители Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых |
Объемы и источники финансирования Программы | - 1524,2 млн. рублей из средств федерального бюджета (в ценах 1999 года); |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию); | |
средства Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, государственного предприятия Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации и других внебюджетных источников (по согласованию) | |
Ожидаемые конечные результаты | - повышение уровня и качества жизни инвалидов; |
реализации Программы | повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии; |
создание промышленной основы социальной защиты населения, обеспечивающей наиболее полную интеграцию инвалидов в общество, в том числе путем обеспечения их техническими средствами реабилитации, протезирования и осуществления связанных с этим услуг; | |
совершенствование информационного обеспечения решения проблем инвалидов; | |
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов; | |
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов | |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями инвалидов |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 1999 г. - более 9,6 миллиона инвалидов.
На протяжении последних 5 лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. В 1998 году впервые признаны инвалидами свыше 1 млн. человек, причем более 80 процентов из них составляли инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,3 процента при повторном освидетельствовании.
По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.
В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.
В Российской Федерации профессиональную подготовку инвалидов осуществляют 42 учебных заведения. Однако до настоящего времени в них не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов; не создана система непрерывного образования с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационно-образовательных технологий.
Недостаточно активно осуществляется медико-социальная реабилитация инвалидов в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.
В 1998 году в субъектах Российской Федерации в основном завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 1999 г. в стране функционировало 1573 бюро медико-социальной экспертизы и 274 состава главных бюро медико-социальной экспертизы.
Однако практика показывает, что учреждений медико-социальной экспертизы недостаточно. По предварительным расчетам, с учетом потребностей субъектов Российской Федерации дополнительно должно быть организовано 646 бюро с привлечением к их работе более 1300 врачей-экспертов.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
В субъектах Российской Федерации продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время действует 161 реабилитационное учреждение для взрослых и 160 - для детей, 78 организаций по протезированию и протезостроению, свыше 200 предприятий занимаются производством технических средств реабилитации.
Несмотря на принятые меры, до настоящего времени отсутствуют системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован отечественный рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию нормативного обеспечения и системы контроля качества производства технических средств реабилитации инвалидов.
Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, в 1998 году кресла-коляски получили 24,5 тыс. инвалидов, в то же время число нуждающихся составляло около 50 тыс. человек.
Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Эффективное решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" (далее именуется - Программа).
В ходе выполнения в 1995-1999 годах федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" обеспечены условия для коренной перестройки системы врачебно-трудовой экспертизы, разработана и документально закреплена новая идеология медико-социальной экспертизы, введены новые критерии определения инвалидности, определены требования к структуре и методологии экспертной диагностики, направленной на выявление потенциальных способностей инвалидов и определение для них мер социальной защиты.
Сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей свыше 200 предприятий - производителей технических средств реабилитации инвалидов.
Созданы условия для развития многопрофильной комплексной реабилитации, направленной на восстановление способности инвалидов заниматься различными видами деятельности.
Разработаны основы системы обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям, средствам транспорта, связи, информации и другим объектам социальной инфраструктуры.
Анализ выполненных в 1995-1999 годах мероприятий федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" позволил определить основные вопросы, требующие первоочередного решения в рамках Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развития отечественного рынка реабилитационной индустрии.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
создание современной научно-методической базы деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;
развитие инфраструктуры учреждений государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально-экономических условиях;
создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;
усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2000-2005 годах.
На первом этапе (2000-2002 годы) будет осуществляться разработка государственных стандартов и современных технологий деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, развитие инфраструктуры государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, кадровое обеспечение деятельности этих служб, обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
На втором этапе (2003-2005 годы) намечается внедрение новых медико-социальных и организационных технологий в практику работы государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.
4. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития социальной поддержки инвалидов, включая научные исследования, капитальное строительство, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы развития государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии. При этом имеется в виду создание новых организационных структур, сохранение и развитие рабочих мест для инвалидов, внедрение современных медико-социальных технологий в работу учреждений указанных служб, методическое, информационное, кадровое обеспечение их деятельности, что в конечном итоге должно привести к усилению социальной защиты, улучшению качества жизни инвалидов и наиболее полной интеграции их в общество.
Планируется создание реабилитационных учреждений Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, развитие их материально-технической базы, организация и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных мероприятий для инвалидов, создание специальных телевизионных программ и системы оказания услуг по сурдопереводу, что имеет значение для обеспечения доступа инвалидов к информации, более активного участия в культурной, спортивной и иных сферах жизни общества.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составит 1524,2 млн. рублей, в том числе на:
совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы - 82,6 млн. рублей;
развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработку и внедрение современных реабилитационных технологий - 422,5 млн. рублей;
развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения - 671,46 млн. рублей;
информатизацию и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии - 65,5 млн. рублей;
государственную поддержку общественных объединений инвалидов - 282,14 млн. рублей.
Распределение расходов, финансируемых из федерального бюджета, представлено в бюджетной заявке (приложение N 2).
Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации, Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" и других внебюджетных источников (по согласованию).
Объемы финансирования Программы на 2001-2005 годы за счет средств федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.
6. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения
К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.
Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, возглавляемой заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации, ответственным за реализацию Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Экологическая безопасность программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
снизить уровень инвалидности в Российской Федерации примерно на 10-15 процентов и повысить качество жизни инвалидов;
создать сеть учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов (около 4 тыс. учреждений);
повысить качество медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов в Российской Федерации и обеспечить ежегодно возврат к труду не менее 80-100 тыс. инвалидов;
сформировать рынок отечественных производителей реабилитационной техники и выйти на международный рынок товаров и реабилитационных услуг для инвалидов;
создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидности и инвалидов;
обеспечить государственные службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятия реабилитационной индустрии высококвалифицированными кадрами (около 20 тыс. специалистов различного профиля ежегодно).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
на 2000-2005 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
на 2000-2005 годы"
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2000-2005 ГОДАХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"
* В скобках - объемы финансирования из дополнительных доходов.