Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 07.04.2020 N 55н
Приказ включен в систему отдельным документом.
РЕФОРМА БАЗОВОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ
ПОПРАВКИ К МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 И МСФО (IFRS) 7
Поправки к МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"
После пункта 6.7.4 включить пункт 6.8 и заголовок к нему, а также пункты 6.8.1 - 6.8.12 и подзаголовки перед пунктами 6.8.4, 6.8.5, 6.8.6, 6.8.7 и 6.8.9 следующего содержания:
6.8 Временные исключения из применения отдельных требований в части учета хеджирования
6.8.1 Организация должна применять пункты 6.8.4 - 6.8.12 и пункты 7.1.8 и 7.2.26(d) ко всем отношениям хеджирования, на которые реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние. Данные пункты применяются только к таким отношениям хеджирования. Реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние на отношения хеджирования только тогда, когда в результате реформы возникают неопределенности в отношении следующего:
(a) определенной по усмотрению организации в качестве хеджируемого риска базовой процентной ставки (определенной договором или определенной не договором); и/или
(b) сроков возникновения или величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования или инструменту хеджирования.
6.8.2 Для целей применения пунктов 6.8.4 - 6.8.12 термин "реформа базовой процентной ставки" означает общерыночную реформу базовой процентной ставки, в том числе замену базовой процентной ставки альтернативной базовой ставкой, например ставкой, основанной на рекомендациях, изложенных в отчете "Реформирование основных базовых процентных ставок", выпущенном Советом по финансовой стабильности в июле 2014 года <1>.
<1> Отчет "Реформирование основных базовых процентных ставок" доступен на сайте по ссылке: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/r_140722.pdf.
6.8.3 Пункты 6.8.4 - 6.8.12 предусматривают исключения только в отношении требований, указанных в данных пунктах. Организация должна продолжать применять все остальные требования в части учета хеджирования к отношениям хеджирования, на которые реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние.
Требование о наличии высокой вероятности для хеджирования денежных потоков
6.8.4 Для целей определения того, является ли прогнозируемая операция (или ее компонент) высоковероятной, как того требует пункт 6.3.3, организация должна исходить из допущения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки (определенные договором или определенные не договором), не меняется в результате реформы базовой процентной ставки.
Реклассификация суммы, накопленной в составе резерва хеджирования денежных потоков
6.8.5 Для целей применения требования пункта 6.5.12, чтобы определить, ожидается ли возникновение будущих денежных потоков, являющихся объектом хеджирования, организация должна исходить из допущения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки (определенные договором или определенные не договором), не меняется в результате реформы базовой процентной ставки.
Оценка экономической взаимосвязи между объектом хеджирования и инструментом хеджирования
6.8.6 В целях применения требований пунктов 6.4.1(c)(i) и B6.4.4 - B6.4.6 организация должна исходить из допущения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки и/или хеджируемый риск (определенные договором или определенные не договором), либо базовая процентная ставка, на которой основаны денежные потоки по инструменту хеджирования, не меняются в результате реформы базовой процентной ставки.
Определение по усмотрению организации компонента объекта в качестве объекта хеджирования
6.8.7 За исключением случаев, когда применяется пункт 6.8.8, в целях хеджирования компонента процентного риска, относящегося к базовой процентной ставке, определенной не договором, организация должна применять требование пунктов 6.3.7(a) и B6.3.8 (о том, что рисковый компонент должен быть отдельно идентифицируемым) только на дату начала отношений хеджирования.
6.8.8 Если организация в соответствии со своей документацией по хеджированию часто пересматривает (то есть прекращает и возобновляет) отношения хеджирования из-за того, что часто изменяются как инструмент хеджирования, так и объект хеджирования (то есть организация использует динамический процесс, в рамках которого как объекты хеджирования, так и инструменты хеджирования, используемые для управления рисками, недолго остаются теми же), организация должна применять требование пунктов 6.3.7(a) и B6.3.8 (о том, что рисковый компонент должен быть отдельно идентифицируемым) только в тот момент, когда она по собственному усмотрению первоначально определяет объект хеджирования в состав данных отношений хеджирования. Объект хеджирования, в отношении которого уже был проведен анализ при его первоначальном определении по усмотрению организации в состав данных отношений хеджирования - будь то на дату начала отношений хеджирования или после этой даты, - не подлежит повторному анализу при его последующем повторном определении по усмотрению организации в состав тех же отношений хеджирования.
Окончание применения
6.8.9 Организация должна перспективно прекратить применение пункта 6.8.4 к объекту хеджирования при наступлении более раннего из следующих событий:
(a) перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования; и
(b) прекращаются отношения хеджирования, частью которых является данный объект хеджирования.
6.8.10 Организация должна перспективно прекратить применение пункта 6.8.5 при наступлении более раннего из следующих событий:
(a) перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины будущих денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования; и
(b) вся сумма, накопленная в составе резерва хеджирования денежных потоков в отношении данных прекращенных отношений хеджирования, была реклассифицирована в состав прибыли или убытка.
6.8.11 Организация должна перспективно прекратить применение пункта 6.8.6:
(a) к объекту хеджирования, когда больше не существует неопределенности, возникающей в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении хеджируемого риска или сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования; и
(b) к инструменту хеджирования, когда больше не существует неопределенности, возникающей в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по инструменту хеджирования.
Если отношения хеджирования, частью которых являются объект хеджирования и инструмент хеджирования, прекращаются раньше момента, когда удовлетворяются условия, указанные в пункте 6.8.11(a), или момента, когда удовлетворяются условия, указанные в пункте 6.8.11(b), организация должна перспективно прекратить применение пункта 6.8.6 к этим отношениям хеджирования на дату их прекращения.
6.8.12 В случае определения организацией по собственному усмотрению группы объектов в качестве объекта хеджирования или сочетания финансовых инструментов в качестве инструмента хеджирования в зависимости от обстоятельств организация должна перспективно прекратить применение пунктов 6.8.4 - 6.8.6 к каждому отдельному объекту или финансовому инструменту в соответствии с пунктами 6.8.9, 6.8.10 или 6.8.11, когда больше не существует неопределенности, возникающей в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении хеджируемого риска и/или сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по данному объекту или финансовому инструменту.
После пункта 7.1.7 включить пункт 7.1.8 следующего содержания:
7.1.8 Документом "Реформа базовой процентной ставки", выпущенным в сентябре 2019 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7, добавлен Раздел 6.8 и внесены изменения в пункт 7.2.26. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.
Пункт 7.2.26 дополнить абзацем (d) следующего содержания:
(d) должна применить требования Раздела 6.8 ретроспективно. Такое ретроспективное применение предусмотрено только для тех отношений хеджирования, которые уже существовали по состоянию на начало отчетного периода, в котором организация впервые применяет данные требования, или были определены по усмотрению организации после этой даты, а также для суммы, накопленной в составе резерва хеджирования денежных потоков, которая уже существовала по состоянию на начало отчетного периода, в котором организация впервые применяет данные требования.
Поправки к МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"
После пункта 102 включить заголовок и пункты 102A - 102N, а также заголовки перед пунктами 102D, 102E, 102F, 102H и 102J
Временные исключения из применения отдельных требований в части учета хеджирования
102A Организация должна применять пункты 102D - 102N и 108G ко всем отношениям хеджирования, на которые реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние. Данные пункты применяются только к таким отношениям хеджирования. Реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние на отношения хеджирования только тогда, когда в результате реформы возникают неопределенности в отношении следующего:
(a) определенной по усмотрению организации в качестве хеджируемого риска базовой процентной ставки (определенной договором или определенной не договором); и/или
(b) сроков возникновения или величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования или инструменту хеджирования.
102B Для целей применения пунктов 102D - 102N термин "реформа базовой процентной ставки" означает общерыночную реформу базовой процентной ставки, в том числе замену базовой процентной ставки альтернативной базовой ставкой, например, ставкой, основанной на рекомендациях, изложенных в отчете "Реформирование основных базовых процентных ставок", выпущенном Советом по финансовой стабильности в июле 2014 года <2>.
<2> Отчет "Реформирование основных базовых процентных ставок" доступен на сайте по ссылке: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/r_140722.pdf.
102C Пункты 102D - 102N предусматривают исключения только в отношении требований, указанных в данных пунктах. Организация должна продолжать применять все остальные требования в части учета хеджирования к отношениям хеджирования, на которые реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние.
Требование о наличии высокой вероятности для хеджирования денежных потоков
102D Для целей применения требования пункта 88(c) о том, что прогнозируемая операция должна быть высоковероятной, организация должна исходить из допущения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки (определенные договором или определенные не договором), не меняется в результате реформы базовой процентной ставки.
Реклассификация суммы накопленной прибыли или убытка, признанной в составе прочего совокупного дохода
102E Для целей применения требования пункта 101(c), чтобы определить, что возникновение прогнозируемой операции более не ожидается, организация должна исходить из допущения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки (определенные договором или определенные не договором), не меняется в результате реформы базовой процентной ставки.
Оценка эффективности
102F Для целей применения требований пунктов 88(b) и AG105(a) организация должна исходить из допущения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки и/или хеджируемый риск (определенные договором или определенные не договором), либо базовая процентная ставка, на которой основаны денежные потоки по инструменту хеджирования, не меняются в результате реформы базовой процентной ставки.
102G Для целей применения требования пункта 88(e) организация не обязана прекращать отношения хеджирования по причине того, что фактические результаты хеджирования не удовлетворяют требованиям пункта AG105(b). Во избежание сомнений следует отметить, что организация должна применять все остальные условия пункта 88, в том числе условие перспективной оценки, изложенное в пункте 88(b), чтобы оценить необходимость прекращения отношений хеджирования.
Определение по усмотрению организации финансовых статей в качестве объектов хеджирования
102H За исключением случаев, когда применяется пункт 102I, в целях хеджирования части процентного риска, относящейся к базовой процентной ставке, определенной не договором, организация должна применять требования пунктов 81 и AG99F (о том, что определяемая по усмотрению организации часть риска должна быть отдельно идентифицируемой) только на дату начала отношений хеджирования.
102I Если организация в соответствии со своей документацией по хеджированию часто пересматривает (то есть прекращает и возобновляет) отношения хеджирования из-за того, что часто изменяются как инструмент хеджирования, так и объект хеджирования (то есть организация использует динамический процесс, в рамках которого как объекты хеджирования, так и инструменты хеджирования, используемые для управления рисками, недолго остаются теми же), организация должна применять требование пунктов 81 и AG99F (о том, что определяемая по усмотрению организации часть риска должна быть отдельно идентифицируемой) только в тот момент, когда она по собственному усмотрению первоначально определяет объект хеджирования в состав данных отношений хеджирования. Объект хеджирования, в отношении которого уже был проведен анализ при его первоначальном определении по усмотрению организации в состав данных отношений хеджирования - будь то на дату начала отношений хеджирования или после этой даты, - не подлежит повторному анализу при его последующем повторном определении по усмотрению организации в состав тех же отношений хеджирования.
Окончание применения
102J Организация должна перспективно прекратить применение пункта 102D к объекту хеджирования при наступлении более раннего из следующих событий:
(a) перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования; и
(b) прекращаются отношения хеджирования, частью которых является данный объект хеджирования.
102K Организация должна перспективно прекратить применение пункта 102E при наступлении более раннего из следующих событий:
(a) перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины будущих денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования; и
(b) вся сумма накопленных прибыли или убытка, признанная в составе прочего совокупного дохода в отношении данных прекращенных отношений хеджирования, была реклассифицирована в состав прибыли или убытка.
102L Организация должна перспективно прекратить применение пункта 102F:
(a) к объекту хеджирования, когда больше не существует неопределенности, возникающей в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении хеджируемого риска или сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования; и
(b) к инструменту хеджирования, когда больше не существует неопределенности, возникающей в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по инструменту хеджирования.
Если отношения хеджирования, частью которых являются объект хеджирования и инструмент хеджирования, прекращаются раньше момента, когда удовлетворяются условия, указанные в пункте 102L(a), или момента, когда удовлетворяются условия, указанные в пункте 102L(b), организация должна перспективно прекратить применение пункта 102F к этим отношениям хеджирования на дату их прекращения.
102M Организация должна перспективно прекратить применение пункта 102G к отношениям хеджирования при наступлении более раннего из следующих событий:
(а) перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении хеджируемого риска и сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования или инструменту хеджирования; и
(b) прекращаются отношения хеджирования, к которым применяется данное исключение.
102N В случае определения организацией по собственному усмотрению группы объектов в качестве объекта хеджирования или сочетания финансовых инструментов в качестве инструмента хеджирования в зависимости от обстоятельств организация должна перспективно прекратить применение пунктов 102D - 102G к каждому отдельному объекту или финансовому инструменту в соответствии с пунктами 102J, 102K, 102L или 102M, когда больше не существует неопределенности, возникающей в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении хеджируемого риска и/или сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по данному объекту или финансовому инструменту.
После пункта 108F включить пункт 108G следующего содержания:
108G Документом "Реформа базовой процентной ставки", выпущенным в сентябре 2019 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7, добавлены пункты 102A - 102N. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт. Организация должна применять данные поправки ретроспективно к тем отношениям хеджирования, которые уже существовали по состоянию на начало отчетного периода, в котором организация впервые применяет данные поправки, или были определены по усмотрению организации после этой даты, а также к сумме прибыли или убытка, признанной в составе прочего совокупного дохода, которая уже существовала по состоянию на начало отчетного периода, в котором организация впервые применяет данные поправки.
Поправки к МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"
После пункта 24G включить пункт 24H и заголовок к нему:
Неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки
24H Применительно к отношениям хеджирования, к которым организация применяет исключения, предусмотренные пунктами 6.8.4 - 6.8.12 МСФО (IFRS) 9 или пунктами 102D - 102N МСФО (IAS) 39, организация должна раскрыть следующую информацию:
(a) значимые базовые процентные ставки, риску изменения которых подвержены отношения хеджирования, используемые организацией;
(b) размер позиций по риску, которыми управляет организация и на которые реформа базовой процентной ставки оказывает непосредственное влияние;
(c) то, каким образом организация управляет процессом перехода на альтернативные базовые ставки;
(d) описание значительных допущений или суждений, использованных организацией при применении данных пунктов (например, допущения и суждения в отношении того, когда перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке); и
(e) номинальную величину инструментов хеджирования в данных отношениях хеджирования.
После пункта 44DD включить пункты 44DE - 44DF следующего содержания:
Официальный источник электронного документа содержит неточность: пункт 44DD в МСФО (IFRS) 7 отсутствует.
44DE Документом "Реформа базовой процентной ставки", выпущенным в сентябре 2019 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7, добавлены пункты 24H и 44DF. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением поправок к МСФО (IFRS) 9 или МСФО (IAS) 39.
44DF В отчетном периоде, в котором организация впервые применяет документ "Реформа базовой процентной ставки", выпущенный в сентябре 2019 года, организация не обязана представлять количественную информацию, требуемую пунктом 28(f) МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".