Решение ФАС РФ от 09.04.2020 по делу N 20/44/99/88

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 09.04.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2020 г. по делу N 20/44/99/88

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "<...>" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Управления городского развития администрации города <...> (далее - Аукционная комиссия) при проведении Управлением городского развития администрации города с (далее - Заказчик), муниципальным предприятием города <...> "Городское управление капитального строительства" (далее - Уполномоченный орган), ПАО "<...>" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "<...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки с идентификационным номером "223" (далее - Победитель) соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.02.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рубля;

4) источник финансирования - областной бюджет; КБК - <...>;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.02.2020;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата проведения Аукциона - 28.02.2020;

8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона из которых 2 участника признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;

9) победителем Аукциона признано ООО "П" с предложением о цене контракта в размере <...> рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.

При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно положениям информационной карты документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.03.2020 N <...>-3 Аукционная комиссия признала заявку Победителя соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе.

Согласно обращению Заявителя, заявка Победителя признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе неправомерно, поскольку во второй части заявки, по мнению Заявителя, участником закупки не представлен документ, подтверждающий соответствие участника Аукциона требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку у Победителя отсутствует копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Изучив представленную представителем Уполномоченного органа на заседание Комиссии заявку Победителя Комиссия установила, что в составе второй части заявки Победителя содержится, в том числе, копия договора N <...> от 29.05.2018, заключенного между АО "<...>" и Заявителем на выполнение ремонтно-строительных работ по цене договора <...> рублей.

В соответствии с частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно пункту 4.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, предоставление разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуется.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Победителя соответствует документации об Аукционе и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем явка на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Победителем в составе заявки на участие в Аукционе не подтверждено наличие опыта в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Комиссии ФАС России от 05.03.2020 по делу N 20/44/105/382 (далее - Решение) по результатам рассмотрения жалобы ООО "<...>" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, выявлено нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении срока действия банковской гарантии, а также в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном решении о признании заявки с идентификационным номером "163" соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки для устранения указанных нарушений выдано Предписание, согласно которому в срок до 19.03.2020 необходимо, в том числе, выполнить следующее:

"5. Заказчику при заключении государственного контракта надлежащим образом установить срок действия банковской гарантии в соответствии с Законом о контрактной системе и с учетом решения от 05.03.2020 по делу N 20/44/105/382".

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта направлен Заказчиком Победителю в нарушение требований Предписания, а именно в проекте государственного контракта не установлен надлежащий срок действия банковской гарантии.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии, пояснил, что надлежащий срок действия банковской гарантии не установлен, в связи с технической ошибкой.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не исполнивших Предписание в полном объеме, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать довод ООО "<...>" не нашедшим своего подтверждения.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 09.04.2020 по делу N 20/44/99/88 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.