ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2020 г. по делу N 20/44/105/599
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конферец-связи жалобу АО "С" (далее - Заявитель) на действия ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки), ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Корпус цифровых и информационных технологий ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" по адресу: <...>" (номер извещения - 0373100076620000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Оператора электронной площадки, Заказчика:
1. Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе, а также дата проведения Аукциона.
Представитель Оператора электронной площадки, Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.03.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 106 274 927,27 рублей;
4) источник финансирования - за счет средств субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и внебюджетных средств (средств от приносящей доход деятельности);
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.03.2020;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признано АО "МА".
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 30.03.2020 в 08:30.
Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в закупке составляет 62 125 498,55 рублей.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заявителем 27.03.2020 оформлена банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в Аукционе N 32075-Г в ПАО АКБ "МБ" (далее - Банковская гарантия).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что Оператору электронной площадки поступил информационный пакет Заявителя из ЕИС, содержащий информацию о Банковской гарантии Заявителя, полученной им для обеспечения исполнения контракта, в результате чего данная Банковская гарантия не могла использоваться для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Банком при внесении сведений в реестр Банковских гарантий в ЕИС допущена техническая ошибка, в результате чего Банковская гарантия в реестре Банковских гарантий в ЕИС отображалась как банковская гарантия, выданная в целях обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, установлено, что Банковская гарантия Заявителя выдана для обеспечения заявки на участие в Аукционе, а также на заседании Комиссии, представлены материалы и сведения, согласно которым Банковская гарантия размещена в реестре Банковских гарантий в ЕИС 27.03.2020.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заявителю не обеспечена возможность участие в Аукционе, что нарушает часть 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе, а также дата проведения Аукциона.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком дата окончания подачи заявок назначена на 30.03.2020 в 8:30, а дата проведения Аукциона назначена на - 30.03.2020 в 12:30, что по мнению Заявителя нарушает положения Закона о контрактной системе, поскольку Указом Президента России от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ) с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно устанавливаются нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 443 "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление Правительства N 443) в течение срока, указанного в пункте 1 Указа, при осуществлении закупки сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении сроков, подлежащих исчислению в соответствии с настоящим подпунктом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства N 443 в случае если при осуществлении закупок сроки, предусмотренные частью 3 статьи 54.6 и частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, приходятся на дату, предшествующую дню вступления в силу Постановления Правительства N 443, оператор электронной площадки с учетом подпунктов "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства N 443 осуществляет автоматический перенос таких сроков.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 443 положения подпунктов "а" и "б" пункта 1, пункта 2 Постановления Правительства N 443 не применяются в отношении срока, предусмотренного частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации.
Таким образом согласно пункту 3 Постановления Правительства N 443 перенос сроков проведения электронного аукциона, предусматривающего включение в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации, не предусмотрен.
На основании изложенного, в период до 30.04.2020, заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном режиме с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АО "С" необоснованной.
2. Признать нарушение части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.